Загадка здания КГПИ и «труп министра»: как в Коми появились вузы
В Сыктывкаре продолжают проводить экскурсии в рамках проекта «Пешком по Усть-Сысольску». На прогулке 21 января жителям столицы Коми рассказали о появлении первого вуза в республике, загадке здания бывшего КГПИ и как «пробивали» открытие госуниверситета в высших эшелонах власти СССР.
От ЗИНО к КИНО
Стартовой точкой экскурсии стало здание Национальной галереи Коми: именно там располагался первый вуз региона. Предшествовал его открытию беспокойный 1920 год, когда только-только закончились бои между красными и белыми. Но усть-сысольцы уже смотрели в будущее с надеждой из-за отношения новой власти к национальным окраинам.
Одним из «индикаторов» этой надежды стали разговоры о создании Зырянского института народного образования (ЗИНО) на Северодвинском губернском съезде. Активнее всего за это хлопотал Алексей Чеусов — гимназический учитель. Поддерживали его коллеги.
В итоге, открылся институт 20 января 1921 года. С гордым таким названием — Коми институт просвещения имени Коммунистического интернационала. Преподавали там те же энтузиасты во главе с Алексеем Чеусовым. Но обнаружилась проблемы, которые уничтожили КИПКИ.
Так, был серьезный недобор студентов: из 400 поступивших «отсеялись» около 200 человек. При этом немалая часть из 200 студентов были пойманы на воровстве и последующей перепродаже бумаги, ручек и карандашей; разбивании стекол в квартирах, где жили их однокурсники и в подделке документов для покупок в кооперативных магазинах. После «отсева» неблагонадежных студентов осталось едва 70 человек.
Кроме того, была проблема и с преподавателями: Алексей Сидоров уехал «повышать квалификацию» в Петербург, герой Гражданской войны Афанасий Маегов отправился с группой добровольцев на фронт в Польшу. Создателя коми алфавита Василия Молодцова отстранили от преподавания из-за обнаруженного туберкулеза. При этом все вышеперечисленные люди были гимназическими учителями.
Зато первому коми вузу повезло с Александром Холоповым и Алексеем Греном — но они одни не смогли преподавать всем и сразу. Поэтому из Коми отправили письма в Казань Василию Лыткину и в Тарту Каллистрату Жакову. Но Василий Лыткин не откликнулся, а в случае с Каллистратом Жаковым начала разворачиваться скандальная история с его посланием Ленину.
Был еще один проблемный момент.
— Грен сообщает в одном из своих воспоминаний: «Преподаватели был вынуждены помогать студентам 2-го курса с арифметикой», — привел отрывок экскурсовод Игорь Сажин.
КИПКИ переименовали в КИНО — Коми институт народного просвещения. Но он просуществовал всего 2,5 года. Потом его переделали в Зырянское педагогическое училище повышенного типа. Там же открыли Учительское училище с ускоренной подготовкой педагогов.
Загадка здания Коми педагогического государственного института
КГПИ появился примерно через 10 лет. Приняли решение о его создании в 1931 году. Новый вуз открыли в 1932 году в том же здании бывшего КИНО: туда отправили студентов с коми факультетов из ленинградского и вологодского вузов. Таким же способом «пополнили» количество преподавателей, в их числе был и Василий Лыткин. Возглавил учреждение Александр Богданов.
Но уже в 1933 году начались проблемы. Арестовали и обвинили в национализме Василия Лыткина. Преподавателей вообще арестовывали одного за другим. Александру Богданову припомнили «промахи»: в частности, то, что он выступал против комитетов бедноты. Руководитель вуза ушел из жизни в 1933 году.
Но вуз продолжал жить. Преподавателей направляли в Коми, а студентов со временем стало больше. На базе того же КГПИ создали училище для ускоренного обучения преподавателей. Понадобилось новое здание.
Спроектировал его архитектор Игорь Минин, благодаря которому в городе ранее построили гостиницу «Север». Возводили постмодернистское здание практически в пустом поле на окраине. Завершили строительство в 1938 году.
В 1940 году в КГПИ ввели плату за обучение. Практически половина студентов в вуз не приехали из-за невозможности заплатить. Но обучение продолжилось.
После грянула Великая Отечественная война. Огромное количество студентов ушли на фронт, но в КГПИ «переехал» Карело-финский университет (ныне это Петрозаводский государственный университет). Руководить коми вузом Константин Митропольский стал «приезжий» преподаватель.
В то время в КГПИ находился и военный всеобуч, и курсы медсестер. Время обучения урезали на год, а вместо летних каникул у студенток проходил трудовой семестр. Сам Константин Митропольский также работал в Лесозаводе: ему вручили багор, так что ректор толкал бревна, заработав мозоли.
Постепенно в КГПИ сформировался новый состав преподавателей и студентов.
В 1960-е годы построили новый корпус. Интересны восемь панно на этом здании: они обозначают дисциплины, которые там преподавалась. Примечательно то, что седьмое панно выложены мозаикой, а восьмое прикрыто фанерой. Почему именно так — неизвестно.
Профильный вуз
В 1920 году также вынашивали идею открытия Лесной академии в Усть-Сысольске. Об этом писал еще депутат 4-ой Госдумы Дмитрий Попов.
Его мечта начала воплощаться только в 1952 году с учебного центра в КГПИ. Предполагалось, что там будут обучаться студенты, которые в будущем будут работать на предприятиях, занимающихся обработкой леса. Поспособствовал этому Александр Щанов и то, что тогда началось активное развитие промышленности. Люди возвращались в Коми.
Благодаря Александру Щанову количество студентов в профильном центре удалось увеличить до более 500 и получить здание на Кирова, 27. Удерживали преподавателей с помощью оклада в 690 рублей — солидной суммой по тем временам.
В 1960 году центр переехал в новое здание. Его преимуществом было наличие лабораторий. Но на учебу соглашались немногие: предприятия очень неохотно отпускали своих работников.
В современное здание лесной институт переехал только в 1970 году. К тому времени он перерос в филиал Петербургской академии.
История СЛИ интересна курьезным лозунгом, который долгое время красовался наверху — «Ленинской туй кузя коммунизму» («Дуй, Кузя, в коммунизм» — неофициальный перевод). Имелся и официальный перевод — «Ленинским путем к коммунизму». Долгое время из-за этого лозунга к зданию, где учились будущие промышленники, даже водили экскурсии.
Сыктывкарский госуниверситет
Сыктывкарский государственный университет у властей в Коми «выбивали» долго. Усложняла работу предельная бюрократизация. Показательно то, что министр высшего образования СССР Всеволод Столетов вообще заявил, что вуз появится только через его труп. Позже Зосима Панев подшучивал над ним по этому поводу: «Ну что, будете трупом?».
Самое активное участие в процессе принял собственно Зосима Панев — председатель Совета министров Коми АССР, который мечтал о том, чтобы республику перестали ассоциировать с ГУЛАГом; Владимир Старовский — начальник Центрального статистического управления СССР, который был уроженцем Помоздино и который учился в КИНО; ректор Валентина Витязева. Зосима Панев ухватился за авантюрную идею, Владимир Старовский с помощью связей и авторитета продвигал идею, а Валентина Витязева взяла на себя управлением вузом.
Заработал университет в 1972 году. Первым 300 студентам пришлось сдавать сессию в недостроенном здании без крыши: работы шли во время учебного года. Владимиру Старовскому предлагали стать ректором, но он не смог из-за состояния здоровья: к тому моменту он уже пережил клиническую смерть. Он отправил поздравительную программу и большое количество книг для библиотеки.
С книгами для библиотеки связана другая история: якобы их, а еще поздравительную телеграмму, вузу пытался передать опальный тогда ученый Питирим Сорокин. Слухи не подтвердились, а в 2014 году вуз стал носить имя великого социолога.
Самый молодой вуз
Коми республиканской академии государственной службы и управления всего 27 лет. Появился он в результате буржуазно-демократической революции в начале 1990-х годов. Тогда из-за изменения государственного строя и системы пришлось переучивать всех чиновников, но всех их за рубеж не отправишь.
Появилась идея переучивать госслужащих на местах: в республике открыли курсы повышения квалификации. Возник Коми кадровый центр: его разместили в здании академии. Возглавила центр Валентина Котельникова.
Но нужно было не только переучивать уже имеющихся чиновников, но и растить им смену. Встал вопрос об открытии полноценного вуза, и спустя 4 года, в 1996 году, открылась академия. Ректором стал Валерий Грибанов, при котором развивались факультеты и кафедры.
— Я сам учился в академии. Поступил в 2001 году. Мне преподавал Юрий Гаврюсов. Он же был у меня на собеседовании. Я тогда был парламентским корреспондентом: пришел в 9 часов, послушал повестку на заседании Госсовета, а к 9:30 отправился на собеседование. Юрий Викторович спросил меня, почему я хочу получить юридическое образование. Я объяснил, что являюсь парламентским корреспондентом, хочу глубже в вопросах разбираться. Он сказал мне возвращаться в Госсовет, а вечером я узнал, что поступил. Это было самое легкое поступление в моей жизни, — поделился участник проекта «Пешком по Усть-Сысольску» Игорь Бобраков.
Вообще, Юрий Гаврюсов — значимая фигура в истории Коми. Он был соавтором двух Конституций и возглавлял Конституционный суд. В 2004 году несмотря на давление он не дал разорвать Сыктывкар на кусочки: тогда его хотели сделать районом, отделив Эжву, Верхнюю Максаковку, Краснозатонский. Уже был принят соответствующий закон, но Конституционный суд тогда указал на то, что это решение противоречит законам.
Комментарии (36)
1940-1957 . Обучение в 7-10 классах школы и в ВУЗах было платное.
легко перепимающш то, что ему понравится и съ особой склонностью къ „практике", за то ихъ и прозвали „северными американцами“ , а ижемцевъ за то, что они ограбили самоедовъ и овладели стадами оленей — „северными евреями".
"Наконецъ, обычай сажашя невестой на колени братьевъ и сестеръ
жениха во время пира.
Все эти факты есть ничто иное, какъ пережитки помандрш и частью
снохачества (1 е). А помандр1я (многомуж1е) въ свою очередь есть пережитокъ первобытпыхъ формъ коммунальнаго брака.
Эти факты, взятые вместе съ снохачествомъ, которое живо еще и до сихъ поръ среди зырянъ, живущихъ около Летки (сообщ. о. Мали-Н 23. изучешя Русскаго Севера. 881
новскаго и др.) фактами даютъ матер1алъ для исторш семьи у зырянъ
съ одной стороны и подтверждаютъ те мысли, которыя мной были предложены въ ст. „Къ вопросу объ эволюцш формъ семьи и брака у зырянъ". („Известия" 1911 г. № 1 и 5).
СГУ должно носить достойное имя, а именно Витязевой В. В.
Витязева В. В. была доступной и благодушной для студенчества, не то, что последующие ректоры.
Она была первой женщиной - ректором того времени, и не только в СССР.
Понятно, что на "трудах" социолога некоторые кадры высосали себе кандидатские и докторские, но это для большинства остальных ничто.