content/news/images/152939/IMG_5359_mainPhoto.jpg
21:00, 24.12.2022 / КУЛЬТУРА

Гадание на «покойнике», подпольные елки и костюм голубя: какие новогодние традиции коми ушли в прошлое

Сыктывкарцы 24 декабря собрались на новую прогулку в рамках проекта «Пешком по Усть-Сысольску». Экскурсоводы рассказали, как коми народ праздновал Новый год во времена Стефана Пермского и что было в советские годы.

Гадание на «покойнике», подпольные елки и костюм голубя: какие новогодние традиции коми ушли в прошлое
Фото БНК

Два новых года

Как отметил Игорь Сажин, по предположениям, в древности народ коми встречал Новый год дважды. Об этом говорят две метки на промысловом календаре: одна точка стоит перед лосем и означает начало охоты. Охота была важнейшим занятием в жизни коми ― не зря в прошлом республика считалась пушным краем.

IMG_5256.JPG

Вторая точка перед куницей обозначает старт сельскохозяйственных работ. В то время звери приносили потомство и «бить» их было категорически запрещено.

startovaya-tochka.JPG

Гадания и ряженые

Трансформация праздника произошла после христианизации и прихода Стефана Пермского. Волонтер проекта «Пешком по Усть-Сысольску» Анна Хайрова сообщила, что Новый год в то время праздновали в сентябре, а начали это делать с 1483 года ― таким образом хотели отметить 8 тысячелетие от сотворения мира.

Hairova.JPG

― Христианство в Коми пришло неравномерно, и поэтому древние традиции сохранились и «переплелись» с новыми обрядами, ― сказала Анна Хайрова.

Так, коми девушки очень любили гадать на суженого и будущее. Одно из самых страшных гаданий нужно было проводить у реки, куда и привели участников экскурсии после музея имени Куратова. Девушки брали с собой шкуру коровы или лошади, которую стелили прямо на снег. Вокруг шкуры ножом рисовали круг. Если круг заметет ― быть беде: гадающую может утащить злой дух.

В круге девушка накрывалась скатертью или летним пологом. Есть информация, что с собой гадающие брали икону или кошку, на шерсти которой завязывали узлы: считалось, что нечисть увлечется их развязыванием, а гадающую не тронет. После девушка слушала: например, если слышался стук топора, это означало, что кто-то в следующем году умрет.

u-reki.JPG

Хотя большинством гаданий занимались девушки, имелось у коми и исключительно мужское гадание. Мужчины выгоняли женщин из избы, один из участников раздевался догола, его омывали и одевали как покойника и клали в гроб. Наверх вешали зеркало. Сцепившись мизинцами, остальные выходили в сени. Когда «покойник» видел в зеркале одного из них, то говорил предсказание, например: «Тебя вижу с книгой, будешь учиться в следующем году» или «Тебя вижу с гробом — умрешь в следующем году».

Интересно, что рядом с мужчиной, который играл роль мертвого, нельзя было втыкать иголку без ушка или говорить ему «Прости, благослови», ― иначе мнимый покойник мог стать настоящим.

Также коми веселились, наряжаясь: например, они выворачивали тулуп и шапку, надевали их, странным образом завязывали лапти, лицо заматывали в марлю и вымазывались грязью, чтобы опять же «спрятаться» от злых духов. Назывался этот костюм «журавль» или «аист». Есть версия, что «аист» от древнего коми слова «ай» (самец).

zritel.JPG

В таком виде приходили в гости, кричали, пели. Потом начиналось представление с шутками или игрой-знакомством.

К праздничному столу готовили свиные ноги и голову. Скорее всего, их варили для сохранения косточек, которые потом использовали для окуривания хлева. Перед Крещением любили делать фигурки зверей и птиц из теста.

В праздники коми любили похулиганить: например, ряженые (куття войса) могли закинуть сани на сарай или заложить вход в дом дровами. Часто жертвами шуток становились наиболее вредные, по мнению молодежи, люди.

― Один раз был такой случай: поленья наложили, а дверь открывалась внутрь. Утром хозяин вышел за дровами, открывает: «О, спасибо, ребята, дрова есть, нормально», ― поделился участник проекта Игорь Бобраков.

Когда появились ёлки?

Следующей точкой стала Нацбиблиотека: раньше на ее месте находился дом известного краеведа, основателя музейного и архивного дела в Коми Андрея Цембера.

IMG_5289.JPG

U-biblioteki.JPG

Традицию ставить елку, как и встречать Новый год 1 января, в Россию привезли из Европы. До Коми новогоднее дерево добиралось долго: первое упоминание в записях Андрея Цембера относится к 1904 году. Ёлку установили на деньги, собранные по подписке, и на пожертвования и от комитета попечения народной трезвости. На тот «утренник» пришли около 300 человек.

IMG_5313.JPG

Далее большевики запретили ставить людям елки. Действовали специальные комиссии, которые следили за тем, чтобы новогодние деревья никто не ставил (правда, весомого наказания за нарушение не было). А 31 января 1931 года в Усть-Сысольске даже устроили антирождественскую демонстрацию с факельным шествием.

Тем не менее, ёлки все равно ставили и «утренники» проходили подпольно. Одну из таких описала Раиса Попова.

Bobrakov.JPG

― Ёлку поставили в доме учителя Заболоцкого. Я прошла в комнату, и ёлка показалась мне настоящим чудом: с блестящими игрушками, ленточками и гирляндами. Горели свечи, а ветках висели конфеты, орехи в фольге. Детей собралось много, и хотя было тесновато, все веселились от души. Я была счастлива: и от присутствия на первой в своей жизни ёлки и оттого, что оказалась самой нарядной. На мне было красивое кремовое платье с кружевами на рукавчиках, расшитое бисером и блестками. Мою прическу украшал белый атласный бант. В конце детям раздали подарки, я тоже получила пакет с гостинцами. На прощание взрослые предупредили нас, чтобы мы никому не рассказывали об этом празднике, ― зачитал воспоминания шестилетней на тот момент Раисы Поповой Игорь Бобраков.

К счастью, запрет на ёлку сняли в 1935 году.

― Секретарь ЦК КПСС Павел Постышев как-то приехал в Москву. Он ехал в одной машине со Сталиным и сказал: «Иосиф Виссарионович, а что мы ёлку-то запретили? Ну такая радость детям! Давайте мы ее вернем!». А Сталин ответил: «А вы напишите заметку в «Правде», а мы вас поддержим». Заметка появилась 28 декабря 1935 года, а уже 30 декабря в магазинах продавали ёлочные игрушки, ― объяснил Игорь Бобраков.

IMG_5310.JPG

Великая Отечественная и послевоенное время

В первые годы Великой Отечественной войны Новый год практически не праздновали. Тогда только собирали подарки для бойцов Красной армии: сушки, сухари, носки, папиросы, платки, мыло и прочие вещи.

sluschaschie.JPG

Но в 1944 году в мужской неполной школе № 14 был дан вечер, который больше похож на современный праздник. Позже на праздниках стал появляться Дед Мороз.

В 1946 году в большом зале старого Дома пионеров, который находился на улице Куратова, началось оформление настоящей ёлки. Кружок художественной самодеятельности тогда в честь Нового года устроил представление. Еще выпустили специальный номер стенгазеты и устроили праздник в драмтеатре.

Ёлку на центральной площади же установили впервые только в 1949 году. Возле нее залили каток и установили ледяную фигуру Деда Мороза, а еще ― деревянный домики-ларьки, в которых можно было купить игрушки, сладости и книги.

IMG_5354.JPG

Тут же, на Красной (тогда Стефановскую площадь называли именно так) в ночь с 31 декабря на 1 января под звуки духового оркестра и радиолы проходил бал-маскарад молодежи, а 1 января организовывали утренники.

Интересно то, что в послевоенные годы одним из самых популярных костюмов у детей на утренниках был костюм голубя мира.

Ближе к современности

О праздновании в 1980-х годах организаторы проекта рассказали, погрузив слушателей в свои воспоминания. Для этого Игорь Бобраков собрал участников экскурсии на последней точке ― Стефановской площади.

IMG_5358.JPG

― В 1985 году я возглавил театр студии «Эскиз». Она была при отделе культуры горисполкома. 30 декабря мы должны были дать представление на Стефановской площади и вечером открыть официальную ёлку в филармонии. А дети же ― очень коварные существа: они Деда Мороза никогда не отпускают. Самым трудным был уход из хоровода, я сказал (коллегам): «Ребята, день морозный, а у меня еще вечером ёлка, могу охрипнуть». И вот мы водим-водим хоровод, и я думаю: «Ну как бы уйти?». И вдруг вижу странную картину: по другую сторону хоровод водит другой Дед Мороз. Я был в красном, он ― в синем. Первая мысль была: «Откуда взялся конкурент?». А потом я подумал: «А может это шанс?». И сказал: «Дети, смотрите, у нас появился еще один Дед Мороз!».

Zriteli.JPG

Потом оказалось, что в отделе культуры, зная о ситуации, быстро сообразили и нашли человека, который пришел Игорю Бобракову на помощь. Но «оригинального» Деда Мороза предупредить об этом забыли.

БНК

741

Материалы по теме:

Комментарии (5)

Добавить комментарий
  • Ыш
    25 дек. 2022 г., 10:43:26
    Ответить
    Рождественская елка
    Еще со школьной скамьи помню рассказ «Ленин едет к детям на новогоднюю елку» 1919 год
    • .
      25 дек. 2022 г., 12:51:18
      Ответить
      В середине 1930-х годов обычай наряжать елку и проводить детский праздник был возрождён. Тогда на основе воспоминаний были написаны известные детские рассказы о Ленине на ёлке, к которым были созданы многочисленные рисунки. Но только в них елка стала новогодней, а не рождественской.
    • .
      25 дек. 2022 г., 12:56:21
      Ответить
      В 1926 году Сталин осудил рождественские ёлки в учреждениях и в квартирах граждан, назвав традицию старорежимным и антисоветским наследием. Празднование Нового года превратилось в строго регламентированное заседание с докладами на актуальные социально-политические темы и художественной самодеятельностью. Главным посылом всех праздничных программ стала тема отказа от традиционных религиозных празднеств, а главными действующими лицами всех сценариев становились комсомольцы, красноармейцы и рабочие. А с начала 30-х годов специально назначенные люди из госучреждений стали ходить по квартирам сотрудников и проверять, нет ли у кого-то из них ёлок.

      Так продолжалось до 28 декабря 1935 года, когда в «Правде» вышла заметка второго секретаря ЦК компартии Украины Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!» с призывом реабилитировать Новый год. В статье говорилось об организации новогодних ёлок в детских садах, школах и на предприятиях. Уже 30 декабря 1935 года в харьковском дворце пионеров прошла первая в СССР новогодняя ёлка и бал-маскарад.
      • .
        25 дек. 2022 г., 12:59:22
        Ответить
        Первые советские ёлки мало отличались от ёлок середины 20-х - явно прослеживался политический подтекст, тема классовой борьбы, дети были в костюмах красноармейцев, ударников труда и покорителей Арктики.

        К середине 1950-х, когда страна немного оправилась от тягот войны, праздник Нового года окончательно сформировался и оброс привычным количеством традиций.
  • Гадание на покойнике:-)
    25 дек. 2022 г., 23:00:10
    Ответить
    Даëшь в новогоднюю ночь покойника под ëлку!
    Пусть отдохнëт до утра!