Минобрнауки и родители спорят о компенсации за семейное образование в Коми
Ведомство не рассматривает введение компенсации за уход ребенка из школы на семейное обучение. Родители же настаивают на том, что эта форма дает детям, в том числе особенным, лучше развиваться.
На ноябрьской госпрограмме «Развитие образования» в Госсовете Коми и.о. министра образования Наталье Якимовой задали вопрос о семейном образовании. Родители, чьи дети на такой форме обучения, хотят получать компенсацию за затраты на организацию занятий, апеллируя к опыту других регионов.
И.о. министра образования Коми Наталья Якимова заметила, что вопрос даже не прорабатывается:
− Компенсацию приняли только несколько субъектов, их очень мало. Я обозначу свою позицию, именно свою как министра. Когда родитель принимает решение и забирает ребенка на семейную форму обучения, он принимает это [решение] осознано. Он берет на себя ответственность за дальнейшую организацию обучения своего ребенка. Безусловно, школа предоставляет учебники, учебные пособия, она готова организовать индивидуальные консультации при необходимости, она проведет промежуточную итоговую аттестацию, что необходимо. Она может и должна включать этого ребенка в какие-то воспитательные мероприятия. Но решение принято родителем, оценив все силы. Если выплачивать компенсацию родителям, очень сложно будет это на самом деле контролировать, проверить, на что, на какие цели, каким образом родитель будет эти средства расходовать. И второй момент: все-таки нам надо совершенствовать нашу школьную систему образования, чтобы таких решений в семьях принималось все меньше и меньше. Если мы введем компенсацию, то прогнозируем значительный рост, уход наших семей на семейное образование.
В редакцию БНК обратилась после этого выступления мать девочки из Ухты Дарья, чья дочь-восьмиклассница уже год на семейном обучении. Она вместе с родительской общественностью добивается компенсации: обращения писали и на главу Коми, и в Госсовет Коми, и в Минобрнауки. Причин перехода на семейное обучение у сообщества несколько: ребенок особенный, но без инвалидности, ему требуется индивидуальный подход, не зажатость программы и ее свобода, при которой можно добиться высоких результатов. К тому же, по словам обратившейся к БНК матери, в общеобразовательных школах может быть низкое качество преподавания и возрастные педагоги. Уже сейчас отсутствуют предметы по узким направлениям, например, арт-направленности, из-за чего сужается будущий спектр профессий или направлений обучения. У ребенка нет, например, склонности к одним предметам – и на семейном обучении он может не тратить на них время и глубоко изучать только необходимые и нужные для поступления темы. Такой формат удобен спортсменам или творческим детям.
Родители сами выбирают: самообразование или частные школы. Так, например, дочь Дарьи подключена к центру поддержки семейного образования со всеми необходимыми Интернет-ресурсами и порталами, самостоятельно проходит программы, занимается с учителями индивидуально и на курсах.
Родители, выступающие за семейное образование, не требуют искать новые деньги на компенсации, а перераспределить средства, которые есть у муниципалитетов на организацию образовательного процесса. Компенсация позволит оплатить репетиторов, частную школу, курсы дополнительного образования по желаемым направлениям, в том числе удаленные, закупку актуальных учебников. Механизм контроля существует: выплаты можно делать по итогам учебного года, когда ребенок принесет документ с пройденной аттестацией. Родители даже уверены, что школе это только плюс: детей будет меньше, соответственно, не будет второй смены и многочисленных классов.
По данным Минобрнауки Коми, на ноябрь 2022 года в республике насчитывается 795 обучающихся, получающих образование вне образовательной организации. Они живут в Воркуте, Вуктыле, Инте, Сосногорске, Сыктывкаре, Усинске, Ухте, а также в районах – Прилузский, Корткеросский Сыктывдинский, Троицко-Печорский, Удорский, УстьВымский, Усть-Куломский, Усть-Цилемский. БНК хотело выяснить, какие категории уходят на семейное обучение – дети с ОВЗ, инвалидностью, без проблем со здоровьем, но в ведомстве ответили, что подобные сведения отсутствуют.
Но лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам начального общего образования имеет пока только одно частное учреждение - начальная школа «Росток» в Ухте, где средняя стоимость обучения составляет 11 750 рублей в месяц. Там учится 114 человек.
Хоть ведомство, по словам Натальи Якимовой, не рассматривает денежную компенсацию «частникам», оно не оставляет таких детей. Обучающиеся в форме семейного образования имеют право пройти промежуточную и государственную итоговую аттестацию в образовательных организациях: дети зачисляются для ее прохождения в качестве экстерна. В этом статусе они считаются обучающимися и обладают всеми академическими правами. А значит должны быть обеспечены учебниками и учебными пособиями, учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания.
Экстерны наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов. Могут участвовать в интеллектуальных, спортивных мероприятиях, олимпиадах школьного, муниципального, регионального, всероссийского уровней и получать круглогодичное оздоровление. Кроме того, входит в перечень получение психолого-педагогической помощи по вопросам воспитания и обучения, дополнительного образования, участие в профориентационных мероприятиях и временное трудоустройство несовершеннолетних граждан от 14 до 18 лет. А вот оплата расходов на выездные мероприятия может осуществляться за счет различных средств: родительской платы, муниципального, республиканского, федерального бюджетов, спонсорской помощи.
БНК
Комментарии (44)
от 20 июня 2020 г. № 900 об этом четко написано! А значит, в частных школах питание оплачивают сами родители
И да, плюсов много, от такого обучения.Малокомплектные классы. Сейчас во всех школах проблема с учителями по английскому языку, а в таких школах проблем с предметниками нет.Очень много кружков организуется на базе школы.
А когда в классе 10 человек, все как на ладони, дети дружат, конфликтов нет. Когда в классе здоровая атмосфера, то и учеба в радость. Большое количество дополнительных и очень интересных предметов (шахматы, бассейн, актёрское мастерство и т.д.) делают обучение лёгким и не рутинным.
И очень жаль, что правительство никак не поддерживает родителей, которые стремятся дать своему ребёнку качественное и разностороннее образование.
И действительно можно компенсировать затраты как минимум на питание!
Мы не просили нас выводить на дистанционную форму обучения в пандемию! А именно во время профилактических мероприятий, направленных на уменьшение угрозы распространения новой коронавирусной инфекции дистанционное образование продемонстрировало широкие горизонты возможностей для жителей всех регионов России. Теперь ты можешь жить в селе Седкыркещ, а комфортно и безопасно – из дома с гибким графиком учится у лауреатов конкурса «учитель года», педагогов высшей категории, почетных работников образования РФ, преподавателей из МГУ, МФТИ, ВШЭ. С индивидуальным подходом, ежедневной помощью и мотивацией!
Не спорю, когда несколько лет назад переходили на данную форму обучения, мы рассчитывали на свои силы и ничего не просили. НО ситуация в стране и мире резко изменилась. И теперь 795 семей законопослушных налогоплательщиков обращаются за помощью!
Очень жаль, что министр не пытается пойти навстречу и попробовать найти пути решения проблемы. Если нет возможности предложенным образом запустить механизм справедливого распределения субвенции между участниками образовательных отношений, то можно попробовать на уровне региона внедрить налоговый вычет в размере норматива финансового обеспечения образования: по Ухте на одного ребенка на 2022-2023 учебный год на 1-4 класс заложено 60 703 руб., 5-9 классы – 84 372 руб., 10-11 – 98 065 руб.
Воркута, Вуктыл, Инта, Сосногорск, Сыктывкар, Усинск, Ухта, Прилузский, Корткеросский Сыктывдинский, Троицко-Печорский, Удорский, УстьВымский, Усть-Куломский, Усть-Цилемский районы, не молчите!
о каком развитии идет речь?!
Родители как раз осознанно пытаются дать лучшее образование для своего ребенка, но при этом государство не будет поддерживать эту инициативу? Интересно у наших чиновников дети ходят в обычные школы или частные (за деньги из наших налогов)?! Вопрос риторический.
8 классе сразу сказали: ищите репетитора, она не сдаст ОГЭ по математике. Никто и не собирался ее учить и ничего объяснять. То же самое было с учителем по информатике . Все дети жалуются, что не могут понять тему, которую объясняет учитель. Ответственность за неуспех ребенка полностью перекладывается на самого ребенка. Именно поэтому мои дети ушли в частные школы. Ни за что не отдам их на растерзание общеобразовательной системе.
Частная школа с семейным обучением может показать пример того, как надо воспитывать и обучать деток. В частных школах дети на переменах играют в резиночки, мемо, другие игры. Они под присмотром. Их педагоги на переменах занимают!!! Дети не сидят в гаджетах. И вообще обучение доступно, понятно, ИНТЕРЕСНО. Да, да, интересно. В школе царит домашняя обстановка. Дети как будто в большой семье. В классе мало детей. Каждому учитель может найти подход. Учитель может понять, где пробелы у ребёнка, в чём затруднения. На наших детей выделяются деньги правительством и на питание, и на учебники. Дайте людям то, что им полагается. Почему-то другие регионы озабочены проблемами людей. А наши НЕТ. Очень неприятно слышать от чиновников такие слова.
Мы не просим помощи от государства, мы просим вернуть средства выделяемые каждому ребенку с наших же налогов. Пусть это будет не напрямую выплаты родителям, пусть это возмещают учебному заведению где обучается ребенок. Соответственно род. плата за обучение будет уменьшаться.
А потом в отчетах красиво пишут.
Практика в России такая есть и все развитые регионы поддерживают такие семьи.
Родители не по своей прихоти переводят детей на семейное обучение, это очень взвешенное решение, т.к. в муниципальных общеобразовательных школах нет индивидуального подхода к детям. Вся эта доступная среда о которой говорят по телевизору в нашем регионе отсутствует, учителя не готовы уделять больше времени детям , которым это необходимо. Есть только четкие инструкции.
Хотелось бы узнать мнение Главы Республики Коми по поводу этих обращений!
Двое взрослых людей осознанно обзаводятся потомством, в этом государство помогает (субсидии, пособия, выплаты и т.д.).
Потом семья с ребенком /детьми осознанно решает улучшить жилищные условия и здесь государство помогает ( мат.капитал/сертификат, земельный участок, пониженная ставка по ипотеке).
Потом семья осознанно определяет малыша в частный сад и ЗДЕСЬ государство помогает (частично компенсируется родительская плата. Не везде, но есть такая практика). Потом родители, тоже осознанно, хотят отправить ребенка отдохнуть и ТУТ государство поможет (лагерь, санаторий, кэшбэк и т.д.).
Но вот если родители ОСОЗНАННО хотят дать ребенку семейное начальное образование, тут государство ничем помочь не может. Даже то, что полагается не не даст.
Что все массово уйдут на СО? И правильно сделают! Развалили всю систему образования! У меня первоклашка, в школе усваивает мизер, дома приходится заниматься больше, чем в школе. А вспомните себя, когда вы учились, родители с нами уроки не делали, всё было в компетенции школы.
Я всецело поддерживаю инициативу родителей ЗА компенсацию СО! И подрастающего будущего первоклассника планируем отдать в частную школу с малокомплектным классом, с индивидуальным подходом и с качественным обучением.