Свободные территории, сырье, много энергии и господдержка: в Коми определили факторы экономического роста
Правительство Коми обновило прогноз социально-экономического развития республики до 2036 года. Как и прежде, представлены два варианта развития событий — оптимистический и пессимистический. По первому сценарию потенциал роста есть, по второму — отмечаются риски и сдерживающие факторы.
Как говорится в прогнозе, базовый вариант предполагает постепенное снижение негативных последствий, вызванных усилением геополитической напряженности и распространением коронавируса, и создание условий для более устойчивого долгосрочного роста.
По этому сценарию экономика Коми будет развиваться «в условиях повышения доверия частного бизнеса к власти (как федерального, так и республиканского уровня), применения дополнительных мер стимулирующего характера, связанных с расходами бюджета по финансированию новых инфраструктурных проектов, поддержанию кредитования наиболее уязвимых секторов экономики, увеличению финансирования на развитие человеческого капитала.
Консервативный вариант предполагает сохранение инерционных трендов, наблюдающихся в последний период из-за непростой геополитической обстановки. Это будет выражаться в более низких по сравнению с базовым вариантом ценах на основные виды экспортной продукции, а также в ослаблении национальной валюты. Этот сценарий основан на предпосылке о менее благоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации, затяжном восстановлении экономики и структурном замедлении темпов ее роста из-за последствий и повторных волн коронавируса, более сильным снижением доходов населения и в целом потребительского спроса, экспорта и инвестиций.
Оптимистический взгляд
Авторы прогноза считают, что объективно существует ряд возможностей, благодаря которым регион ждет период устойчивого социально-экономического развития:
Первое — наличие условий для диверсификации экономики. В республике есть все, что необходимо для размещения новых современных экологически ориентированных производственных комплексов, — свободные территории, сырье, энергообеспеченность, инфраструктурная поддержка предпринимательства, сформированный пакет подготовленных к реализации инвестпроектов и предложений.
Второе — по-прежнему можно использовать природно-ресурсный потенциал и повышать эффективность в этом направлении. То есть можно и дальше увеличивать добычу ресурсов «с минимальными нагрузками на окружающую среду», вовлекать в хозяйственный оборот и получать дополнительные результаты от использования лесных, земельных и водных ресурсов. При этом будет возможность сохранить экологическое равновесие - сберечь уникальные и типичные экосистемы, биологическое разнообразие, редкие виды животных и растений. Одновременно можно будет нарастить производство электроэнергии, чтобы обеспечить возможный промышленный рост. Конечно, будет возможность увеличить объемы производства в тех сферах, которые нуждаются в стабильном обеспечении нефтепродуктами и топливной энергией.
Третье — остаются возможности для развития производственной, транспортной, жилищно-коммунальной и социально-культурной инфраструктуры. В этом контексте упоминаются строительство газопроводов Бованенково — Ухта и Ухта — Торжок, строительство «Белкомура», строительство аэропортового комплекса в Сыктывкаре, реконструкция аэропортовых комплексов в Воркуте, Усинске, Ухте, строительство дороги Сыктывкар — Нарьян-Мар. В республике есть возможность значительно увеличить объемы жилищного строительства (при параллельном сокращении объемов ветхого и аварийного жилья), причем с помощью проектов комплексного развития территорий.
Пессимистический взгляд
Авторы прогноза заявляют, что в настоящее время потенциал социально-экономического развития Коми используется не в полной мере». Более того, есть целый ряд угроз от негативного влияния внешних и внутренних факторов, которые могут повлиять на дальнейшее развитие региона.
Первое — есть серьезная угроза ухудшения экономической конъюнктуры из-за постоянного санкционного давления западных стран и США, сложной санитарно-эпидемиологической ситуации, неблагоприятного изменения цен и тарифов на продукцию естественных монополий и ставок таможенных пошлин, неблагоприятного изменения конъюнктуры цен на мировом рынке энергоносителей, роста ограничений спроса со стороны внешних и внутренних рынков на промышленную продукцию, производимую в Коми (лесоматериалы, уголь, нефтепродукты). Возможно падение внутреннего потребительского спроса на товары и услуги, производимые в республике, в связи со снижением реальных доходов населения и усилением инфляции.
Второе — не исключено нарастание дефицита ресурсов, в том числе человеческих (численность населения сокращается за счет естественной убыли и миграционного оттока).
Эксперты прогнозируют увеличение масштабов загрязнения окружающей среды в результате многолетнего интенсивного освоения месторождений угля, нефти и газа и наличия большого количества неэксплуатируемых и потенциально опасных объектов (бесхозяйных скважин, шахтных отвалов). Регион ждут увеличение объемов отходов, повышение уровня загрязнения воздуха, снижение функции лесов из-за вредных выбросов и изменения климата. Потенциально это может привести к падению товарной ценности древесины из-за усыхания лесов, лесных пожаров, стихийных бедствий, вредителей и болезней.
Вполне вероятно, что обострится проблема недостаточности финансовых ресурсов для обеспечения устойчивого развития республики. К этому могут привести изменения в налоговом законодательстве на федеральном уровне и снижение налоговой базы региона.
Возможен вариант, при котором снизится уровень самообеспечения региона основными видами сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
Третья угроза — снижение надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, в том числе за счет усиления вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций в промышленности. Дальнейшее ухудшение состояния основных фондов может привести и к росту производственного травматизма.
Состояние инженерно-коммунальных сетей и так не лучшее (износ тепловых, канализационных и водопроводных сетей превышает 60%), но оно будет ухудшаться. Аналогичные процессы будут и в других сферах: будет ухудшаться состояние жилфонда, техническое состояние дорожной сети, объектов транспортной инфраструктуры, реки продолжат мельчать. Может возникнуть дефицит электроэнергии для промышленности и населения.
И как итог — возможно возобновление кризисных явлений в производственном секторе экономики в связи с недостатком финансовых и других ресурсов, и это будет спад производства, сокращение рабочих мест, рост безработицы, снижение доходов населения.
Факторы экономического роста на долгосрочный период
К положительным факторам, оказывающим наибольшее влияние на формирование позитивных тенденций социально-экономического развития Коми, авторы прогноза отнесли:
— высокий природно-ресурсный потенциал, надежность в обеспечении топливом и энергоресурсами;
— наличие достаточно больших территорий, богатых лесными, водными, земельными ресурсами, не затронутых хозяйственной деятельностью;
— достаточность электрической мощности для обеспечения потребности организаций и населения;
— устойчивая работа объектов производственной и социально-культурной инфраструктуры;
— устойчивая работа железнодорожного и воздушного транспорта, обеспечивающих потребности организаций в грузовых перевозках продукции, а населения — в пассажирских перевозках;
— обеспечение бесперебойного функционирования систем жизнеобеспечения, отсутствие серьезных ЧС в жилищно-коммунальном комплексе;
— достаточно стабильная работа объектов социально-культурной инфраструктуры (здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания).
Ограничения экономического роста
Отрицательными факторами, сдерживающими социально-экономическое развитие республики, эксперты назвали:
— недостаточно диверсифицированная структура экономики: она носит преимущественно добывающую (сырьевую) направленность;
— значительная зависимость общей социально-экономической ситуации от состояния и тенденций развития нефтегазового комплекса;
— низкая доля перерабатывающих и высокотехнологичных промышленных производств, недостаток производственных мощностей по глубокой переработке минерально-сырьевых и лесных ресурсов;
— технико-технологическое отставание сельского хозяйства от других секторов экономики и нехватка денег на модернизацию и переход к инновационному развитию;
— значительная отраслевая дифференциация инвестиций, относительно низкая инвестиционная и инновационная активность организаций, отсутствие эффективных связей между наукой и производством;
— значительная территориальная дифференциация в уровне и темпах социально-экономического развития городов и районов;
— неблагоприятные природно-климатические особенности республики, обусловленные этим неравные условия хозяйствования организаций по сравнению с центральными и тем более южными регионами;
— дефицит трудовых ресурсов, низкий уровень трудовой активности и мобильности населения, несоответствие профессиональной структуры трудовых ресурсов потребности экономики, дефицит квалифицированных кадров, территориальные и профессиональные диспропорции спроса и предложения на рынках труда городов и районов;
— неудовлетворительное состояние сырьевой базы углеводородного сырья;
— дефицит финансовых ресурсов, задолженность организаций по обязательным платежам в бюджеты;
— высокий уровень износа основных фондов, высокая энергоемкость экономики, технологическая отсталость энергоемких секторов промышленности и жилищно-коммунального комплекса;
— несоответствие транспортной инфраструктуры нормативным требованиям, а также растущей перспективной потребности организаций и населения;
— моральное и физическое старение основных фондов на всех видах транспорта;
— изолированность энергосистемы республики;
— недостаточное развитие инфраструктуры поддержки инвестиционной и инновационной деятельности организаций;
— неразвитость региональных институтов поддержки промышленного инновационного развития (нет промышленных площадок, индустриальных и технопарков);
— структурные изменения в экономике, вызванные внешним экономическим давлением на Россию со стороны западных государств, пандемией коронавируса.
Кирилл Наумов
Комментарии (2)