Вырванный в суде клок волос и родственник Шишкина с выдуманной биографией: истории из прошлого коми юстиции
В Сыктывкаре прошла новая экскурсия от организаторов проекта «Пешком по Усть-Сысольску». Она получила название «От народного комиссара до товарища прокурора». Историк Игорь Сажин рассказал о первом комиссаре Коми края, который был родственником Шишкина и о драке в суде, во время которой «проредили» бороду целовальника.
Первый областной народный комиссар Коми ― родственник Шишкина, который «дружил» с Лениным
Стартовой точкой для экскурсии стал бывший кинотеатр «Родина» у перекрестка Бабушкина — Ленина. Как рассказал Игорь Сажин, раньше здесь находилось подворье Ульяновского монастыря, которое было изъято. Место заняла уездная чрезвычайная комиссия. В 1921 году, когда республика вышла из состава Вологодской губернии и коми народ получил государственность, в Усть-Сысольске стали создавать местные органы власти. В то время в городе появился первый областной народный комиссар.
Таким комиссаром стал Дмитрий Репин ― племянник известного русского художника Ивана Шишкина. Мама Дмитрия, Анна, была сестрой живописца.
Согласно «официальной» биографии, Репин родился в Елабуге в купеческой семье. В 1903 году он внезапно проникся симпатиями к революционным идеям, познакомился с Лениным, Сталиным, Троцким. Занимался революционной борьбой в Томском техническом училище, за что был посажен в тюрьму на несколько месяцев. Позже получил юридическое образование в Казани.
В Усть-Сысольске были рады новому комиссару: с юридическим образованием — горит идеями большевизма и даже знает Ленина! Мужчина быстро поднялся по карьерной лестнице, став комиссаром и по сути первым прокурором (тогда прокуратурой управлял орган юстиции).
Но историки выяснили, что Дмитрий Репин сильно приукрасил свою биографию, придав ей революционный флер. В архивах Перми обнаружился полный тезка коми комиссара. У «двойника» и Репина совпадали имена детей и супруги и даже место рождения.
Оказалось, что Репин в Томское училище никогда не поступал (оно было открыто намного позже) и с большевистской «верхушкой» дружбу не вел. После окончания обучения в Казани он «перебрал» несколько должностей в Перми, дорос до коллежского асессора (это звание давало дворянство до 1845 года). К мужчине обращались «Ваше благородие».
После революции Репин возглавил «Временное правительство» в Архангельске. «Вспомнил» о революционном прошлом мужчина уже после большевистской революции, ухитрившись снова занять чиновничий пост.
В 1921 году Репин еще больше «избавляется» от прошлого, бросает первую жену Елизавету, которая родила ему пятерых детей (четырех дочерей и сына), и женится на актрисе из Великого Устюга — туда предприимчивый мужчина переехал из Архангельска. Вторая супруга, красавица Феона, на 17 лет младше, родила ему трех сыновей.
В Усть-Сысольск Репин прибыл с новой супругой. Но надолго не задержался. В 1922 году Репин заявил, что его вызывают в Москву и со всеми распрощался. Правда, в его случае «Москвой» был Орел. Там он тоже занял должность прокурора и тоже ненадолго.
Хабаровск, Алма-Ата, другие города ― Репин метался по всей стране с женой и детьми, опасаясь разоблачения. И везде мужчина занимал высокие должности, но потом «понизил» себя, став юрисконсультом. Умер Репин в 1937 году в Чите от инсульта.
История о драке в суде Усть-Сысольска, которая «дошла» до Москвы
После бывшего кинотеатра «Родина» участники экскурсии отправились к городскому ЗАГСу ― к месту, также связанном с историей Минюста Коми.
В прошлом рядом с ЗАГС располагалось большой деревянный двухэтажный дом, изъятый у купцов. Там расположились прокуратура и народный комиссар юстиции. Всего в здании работали восемь человек, и наркомат юстиции выполнял четыре функции. Восемь человек занимались жалобам, связанными с соблюдением законодательства, следили за отделением церкви от государства, а также контролировали работу тюремной службы и работу суда.
Вторая история связана как раз с контролем работы суда. На Кирова, 28, у входа в парк, Игорь Сажин перепрыгнул в прошлое, в 1655 год, рассказав о занимательном процессе. Делясь подробностями, экскурсовод отыграл «театр одного актера» и примерил «личину» каждого участника той занимательной истории.
Весной 1655 года судья Яков Куликов получил жалобу от местного жителя Вавилы Савина: его укусил за палец Кирилл Митрехин. В суд Кирилл Митрехин пришел вместе с братьями ― Борисом и Логином. Наблюдал за процессом целовальник: в прошлом человек на такой должности и выполнял полицейские функции, и налоги собирал. Целовальников очень уважали.
― Судейка говорит: «Кирилла, виноват ты». Это вызвало бурное возмущение у Митрехиных, они начали орать на судью. Мало того: они тут же бросились бить Вавилу. Целовальник кинулся их разнимать, но кто-то из братьев хватанул его за бороду и вырвал клок! Потом братья подскочили и убежали к себе в избу. Судейка, целовальник, крестьяне пошли к избе из Митрехиных, но братья не вышли и гостей не пустили, ― поделился Игорь Сажин.
Митрехины из избы выходить категорически не хотели, и судья отправил жалобу в Москву. Из Москвы пришел ответ: «Вытащить из избы и выпороть публично, чтобы уважали судебную власть!». Настигло ли буйных братьев наказание, неизвестно.
Товарищ прокурор
Две последние точки экскурсии были в Кировском парке. В 1936 году в Усть-Сысольске появился федеральный наркомат внутренних дел, который забрал у юстиции функции по управлению тюремными делами. Расположился новый орган примерно на месте нынешнего министерства внутренних дел.
Рядом с этим местом, 38 годами ранее, в 1898-ом на бричке купца Инкина вместе с Сергеем Александровичем Романовым (дядей царя Николая II) проехал человек, который имел должность товарища прокурора Вологодской губернии по Яренскому и Усть-Сысольскому уезду —Викентий-Фелициан Александрович Мокржецкий. Он происходил из известной дворянской фамилии, служившей императорской семье.
Тогда Мокржецкий был фактически министром юстиции для Усть-Сысольска: он следил за судами, тюрьмами, военной командой.
В тот визит вместе с дядей царя Мокржецкий осмотрел подведомственное учреждение ― тюрьму. Уплыли высокие гости из Усть-Сысольска, также как и приплыли ― на пароходе «Царевна». Но если для Сергея Романова это был первый и единственный визит, то Мокржецкий после этого бывал в Усть-Сысольске еще не раз.
БНК
Комментарии (7)