Прокурор рассказала о действовавшей в сыктывкарском вузе ОПГ
В Сыктывкарском городском суде 7 ноября состоялось очередное заседание по делу сотрудников СГУ имени Питирима Сорокина. Государственный обвинитель начала перечислять, что вменяется в вину подсудимым.
Напомним, бывший первый проректор СГУ Ольга Кушнир и ответственный секретарь приемной комиссии вуза Татьяна Сердитова, а также 11 сотрудников университета в зависимости от характера содеянного обвиняются в злоупотреблении должностными полномочиями, мошенничестве с использованием служебного положения и организованной группой в особо крупном размере и служебном подлоге.
Как считает следствие, будучи первым проректором, Ольга Кушнир в июне 2017 года разработала схему, по которой действовала организованная преступная группа, и набрала соучастников. Наличие ОПГ правоохранители обосновали в том числе иерархичностью, обусловленной служебным положением каждого члена группы.
Бывший первый проректор СГУ им. Питирима Сорокина Ольга Кушнир
По мнению обвинения, при создании группы ее члены руководствовались как корыстными интересами, так и личными целями, желая показать «результативность и значимость» своей работы перед руководством вуза и учредителем — федеральным министерством, которые выделяло субсидии университету.
Согласно документам, СГУ финансируется за счет субсидий из федерального бюджета. Размер одной из субсидий определяется, исходя из государственного задания, которое корректируется ежегодно. Если университет не набирает достаточного количества абитуриентов, то возвращает неосвоенную часть субсидии в бюджет — таков порядок.
К примеру, по данным следствия, в 2020 году университету выделили более 670 миллионов рублей, было освоено более 590 миллионов рублей. Соответственно, часть средств на обеспечение бюджетных мест в том году университет не освоил. В другие годы средства также осваивались не в полном объеме.
На выплату стипендий средства также выделяются из федерального бюджета. И, согласно обвинению, в 2017-2020 годы часть денег на эти цели тоже не была освоена.
В 2017-м на выплату стипендий вузу выделили более 194 миллионов рублей, и использовал он более 194 миллионов рублей; в 2018 году выделили более 194 миллиона рублей, использовал — более 191 миллиона рублей; в 2019 году выделили более 222 миллионов, использованными оказались более 200 миллионов рублей; в 2020 году выделили более 215 миллионов рублей, использовали более 213 миллионов рублей.
Следствие считает, что в период с 2017 по 2020 годы из-за фигурантов часть средств, выделенных опорному вузу республики на обеспечение бюджетных мест, выплату стипендий и материальную поддержку, «ушла» на фиктивно оформленных студентов.
По данным обвинения, подсудимые «решали» задания вступительных испытаний, вносили данные о «мертвых душах» в систему, оформляли документы и формировали проекты приказов о зачислении студентов, которые не планировали поступать в сыктывкарский вуз. В число таких студентов попали родственники фигурантов (в том числе супруг одной из них), их знакомые, коллеги, родственники коллег, люди со средним профессиональным образованием на заочном обучении. Таким образом, как считает следствие, «студенты» поступали в Институт педагогики и психологии, Институт точных наук и информационных технологий, Институт естественных наук и другие.
Экзамены за лжестудентов решались также силами членов организованной группы. Данные об успешной сдаче в экзаменационные листы вносились, как уверено следствие, также фигурантами дела. Позже лжестудентов отчисляли. Но они, как и обычные студенты, получали академические стипендии. Так, каждому студенту первого курса до первой сессии в 2017 году платили 2800 рублей в месяц. После эта сумма выросла до 3100 рублей.
Большинству несуществующих студентов, по данным следствия, за пять месяцев (с сентября 2020 по январь 2021 года) было перечислено по более чем 15 тысяч рублей. Некоторым помимо академической стипендии перечисляли материальную помощь — в таком случае сумма достигала 22 тысяч рублей (за аналогичный период).
У других цифры были намного больше. Так, части лжестудентов выплачивали социальную стипендию, матпомощь, назначали выплату на транспортные услуги, ежегодное пособие на покупку учебной литературы и письменных принадлежностей. Одной из таких студенток-невидимок с 1 сентября 2020 по 26 июля 2021 года было начислено более 319 тысяч рублей — это была стипендия вместе с иными выплатами.
Окончательную сумму ущерба прокурор пока не назвал.
БНК
Комментарии (29)
Ждём новое уголовное дело!
Теперь будем кошмарить "Стариков-разбойников"