В Сыктывкаре реконструкторы вспомнили ремесла и кухню эпохи викингов
В Сыктывкаре 22 октября прошел межрегиональный фестиваль средневековой культуры и ремесел «Северные традиции». Площадку на улице Лесопарковой, где располагается историко-реконструкционный клуб «Кречет», заполнили люди в средневековых одеждах.
Фото и видео Виктора Бобыря
В столице Коми собрались реконструкторы из Костромы (клуб «Сирин»), Северодвинска («Скиф») и Ухты («Цитадель»). Все они, кроме ухтинцев, увлечены историей Раннего Средневековья Руси и Скандинавии. Ухтинские любители старины больше погружены в Европу XIII–XV веков.
Клуб «Кречет» в Сыктывкаре существует 25 лет. По словам участников клуба, сейчас в России насчитывается около 1000 историко-реконструкционных объединений. Клубы обычно посвящены какой-то определенной эпохе конкретного региона. Так, в таком же примерно как Сыктывкар по населению Северодвинске существует три историко-реконструкционных клуба, которые специализируются на различных эпохах.
В «Кречете» сейчас 21 участник. Это — люди разных профессий и разных возрастов, увлеченных одним общим делом. Как указано на странице их группы в «ВКонтакте», клуб создан для практического изучения быта, ремесел, старинных видов воинских искусств и воссоздания материальной культуры средневековой Европы и Руси.
Фестиваль «Северные традиции» был представлен различными площадками. Здесь можно было познакомиться с тем, как производилась ковка железа в средние века.
Почувствовать атмосферу того времени за любимыми играми наших предков можно было вместе с командой клуба «Сирин» (Кострома) и знатоком этих игр Николаем Рыжовым.
Рядом — мастер-класс по росписи пряников сахарной глазурью. Оказывается, пряник был известен еще в Древнем Египте. Тогда он собой представлял мучное изделие с медом. В средние века с развитием торговли на Руси в пряник стали добавлять различные пряности: имбирь, корицу, кориандр и другие. От пряностей и пошло слово «пряник».
Можно было также отведать старинное коми блюдо в честь праздника «Чомöр». Его раньше варили по окончании огородных работ. Блюдо собой представляет варенную большими кусками капусту с добавлением брусники, черного перца и различных специй, растительного масла.
Здесь же под гусли звучали старинные русские песни.
Можно было отведать лепешек, как их делали викинги: смешивали четыре вида муки, раскатывали их скалкой, а потом окунали на несколько секунд в кипящее растительное масло.
Пришедшие на фестиваль смогли увидеть в действии требушет — древнюю метательную машину для метания камней и других снарядов при помощи системы рычагов и пращи на расстояние 300-500 метров. Такой камнемет на Руси назывался порок.
Руководитель «Северного клуба исторического фехтования, военно-исторической реконструкции» («Скиф») из Северодвинска Кирилл Шнуркевич — «в миру» менеджер одной из сетевых компаний, поведал, как в июне прошлого года с участниками «Кречета» они вместе ходили на ладье в поход по Белому морю.
Кирилл Шнуркевич рассказал, что представляет собой современная реконструкция:
— Реконструкция — это целая культура. Сегодня здесь в подавляющем большинстве представлено ранее Средневековье, это викинги, Северная Русь. Есть участники, которые занимаются Европой. Здесь больше бытовой формат. На других фестивалях происходит реконструкция боевых столкновений. Есть реконструкция конных турниров XVI–XVII веков. Ребята сражаются. На каждую эпоху свои увлеченные люди, свои мероприятия. И мероприятия разного формата. Когда ты рыцарь XV века — это больше условно балы, чем походы. В Архангельске есть клуб на [категорию] «XIV–XV века Европа». Мы с ними тоже ходим в походы. Но в основном это все-таки эпоха викингов Русь, Скандинавия. Это хайпово. У нас в клубе все началось с Руси XV века, но это немножко непопулярный формат. У нас костюмы на Европу XIV век, Русь на XIII век и на викингов раннего Средневековья. Такой широкий профиль. Реконструкция у каждого своя. Кто-то про то, что просто посидеть у костерка, песенки попеть, а кто-то — в поход сходить с тем снаряжением, какое было тогда. Кто-то пьет из пластиковой бутылки пьет и не гнушается, а кто-то кожаную флягу шьет. Понятно, чем больше аутентичности, тем круче. Вот, например, рубашка у меня из фабричной шерсти, а остальное — домотканное. Жена у меня тоже состоит в клубе, шьет костюмы из шерсти вручную. Есть знакомые, которые занимаются кузнечным делом. Другая моя знакомая шарит в готовке на костре. Мы, когда с женой 10 лет назад начинали, банально не могли найти информацию, как пошить средневековую рубашку. Сейчас это найти в интернете просто. Реконструкция 2000-х годов и реконструкция сегодня сильно отличаются. Новые находки, новые анализы, усовершенствование методов анализа. И мероприятие отличаются по массовости. Вроде, одет как викинг, а на ногах у него берцы. Вот фестиваль «Русборг» (крупнейший ежегодный международный молодёжный фестиваль военно-исторической реконструкции на постсоветском пространстве, посвященный раннему Средневековью: периоду IX–XI веков и второй по величине фестиваль по эпохе викингов в Европе — БНК). Там 1100 участников по квоте. И там мы января по середину отправляем фотографии костюмов с указанием на основании чего у тебя сделан костюм. Приемная комиссия смотрит, задает вопросы, источники информации. И тогда ты получаешь доступ. А у них там крепость построена, вал, забор, четверо ворот. Атмосферное мероприятие. Реконструкция — это целый пласт, люди сюда приходят на многие годы.
Алексей Смирнов
Комментарии (13)