Миф о поляках-людоедах и первый публичный суд: как строили железную дорогу в Сыктывкаре
Для сыктывкарцев сегодня провели очередную экскурсию в рамках проекта «Пешком по Усть-Сысольску». Новой темой стала история железной дороги, которую строили в столице Коми в 30-х годах прошлого века: с ней связан миф о поляках-людоедах и первый публичный суд на танцплощадке в парке имени С.М. Кирова.
Задумались о создании железной дороги в Усть-Сысольске во время гражданской войны, но «предпосылки» появились немного раньше. В 1904 году недалеко от Коми края была построена железная дорога Пермь ― Санкт-Петербург. От нее, от станции Пинюг, в Коми потянулись грунтовые дороги и люди по ним через села добирались прямо до Усть-Сысольска.
В начале правления большевиков появилось очень много идей о железной дороге из Коми, было несколько предложений. Подняла градус заинтересованности гражданская война: в 1918 году Кавказ и бакинская нефть был отсечены белыми, а красные знали о нефти в Ухте. Появилась идея о железной дороге от Ухты до Москвы, которая будет идти через Усть-Сысольск к Пинюге ― красным был нужен путь для перевозки нефти.
Воплощать идею в жизнь большевики принялись в 1929-м. Жители Усть-Сысольска внезапно обнаружили на окраине города (сейчас это перекресток улиц Первомайской и Домны Каликовой) 200 заключенных, которых пригнали на строительство. Первым делом они построили лагерь, который должен был кормить заключенных.
В Пинюгу также прибыли заключенные, которые также были заняты строительством: рабочие должны были идти навстречу друг другу и встретиться на реке Лузе. Всего должны были построить около 300 километров железной дороги и вдобавок к ней дорогу, застланную деревом, до Ухты, чтобы оттуда вывозить нефть.
Штаб лагеря располагался в здании ОГПУ (объединенное государственное политическое управление). Сейчас это корпус Сыктывкарского автомеханического техникума на улице Первомайской, 112. В прошлом в этом здании висел огромный портрет Сталина и туда с инспекцией приезжал Лаврентий Берия.
Обо всем этом, по словам организатора экскурсии Игоря Сажина, удалось узнать случайно, благодаря рассказу знакомого. Тот, в свою очередь, узнал историю от охранника техникума, а тому рассказали знакомые пенсионеры.
― Начали мы копаться с Михаилом Борисовичем Рогачевым (историк в январе 2021 года скончался ― БНК), пытаемся разобраться. В одном из документов, связанном с электрификацией, случайно наткнулись на информацию. Раньше нам электричество подавал Лесозавод, и иногда лимитировал его. Был список зданий, которые ни в коем случае нельзя было отключать, и это здание было в нем обозначено как здание ОГПУ, ― поделился Игорь Сажин.
Следующей контрольной точкой экскурсии стало здание у перекрестка улиц Первомайской и Пушкина.
― Недостроенная дорога расходилась на две стороны. Одна уходила в Выльгорт, а другая шла через нынешний ТРК «Рублик», проходила вокруг здания, поворачивала в районе улицы Домны Каликовой, выходила реке и к пристани, доходя до нынешнего «Югора», ― поделился Игорь Сажин.
По словам соведущего Вячеслава Слюсарева, помимо дороги в городе был и мост из бревен, который перекинут через улицу Пушкина ― он находился на месте ЖК «Ласточкино гнездо». Он соединял две части насыпи, по которой люди, согласно свидетельствам, ходили в лес за грибами. Части насыпи сохранились и по сей день, например, до Тыла-ю.
Строили железную дорогу заключенные, среди которых были как политические оппоненты большевиков, так и уголовные элементы. Набирали на эту работу и вольнонаемных.
В разгар строительства в лагере жили около 18 тысяч заключенных. Были и женщины: согласно документам в 1931 году в лагере работали 895 женщин. Они не занимались строительством, и работали, например, в коровниках: в лагере занимались животноводством. Еще там выращивали капусту, картофель, свеклу ― за счет этого и кормили строителей. Располагался вход в сельхозлагерь на месте современного здания архива на улице Первомайской, 90.
Сначала в 1929 году жизнь заключенных в лагере была относительно вольной: они работали только пять дней в неделю и могли посещать пивные в свободное время. Уголовники ухитрялись растаскивать со складов топоры, пилы, гвозди. Тогда участились побеги. Потом режим ужесточили: заключенные уходили из лагеря только на работу.
Работа заключенных было тяжело: на стройке не было никакой техники, только люди и лошади. Так, сваи забивали с помощью беличьего колеса диаметром в 10 метров: 5-7 заключенных ходили в нем и приводили в движение колесо, оно вращалось и поднимало огромную «бабу», которая и заколачивала сваи в землю. Люди падали из-за изнеможения и вываливались оттуда.
Из-за тяжелой работы, отсутствия нормальной медмопощи, плохой обеспеченности строителей, согласно некоторым документам за три года строительства умерли около 5 тысяч заключенных. Имеются и указания об эпидемиях, например, дизентерии.
Остановило стройку обнаружение угля в Воркуте. Планы полностью перестроили: началось строительство грунтовой дороги через Княжпогост на Ухту и через нее дальше на Воркуту. Потом вдоль нее начали строить уже железную дорогу.
После соответствующего приказа ОГПУ в 1931 году часть заключенных перевели в Устьвымлаг. Лагерь продолжал функционировать как база для сельского хозяйства вплоть до перевода в Нижний Чов в 1933 году. Потом на месте появились казармы для военных: кавалерия использовала конюшни, оставшиеся после заключенных. С тех пор это место стали называть военным городком (современная улица Куратова) ― туда любили прибегать мальчишки.
Изменение планов на высоком уровне не остановила власти Усть-Сысольска: работы были завершены на 80 процентов: рабочие успели построить насыпь и положить рельсы в некоторых местах. Поэтому местные власти решили продолжить строительство. По их планам дорога должна была вести к запланированному целлюлозно-бумажному комбинату в местечке Белый бор и дальше по прямой на Ухту. А на месте Октябрьского проспекта должен был располагаться вокзал. Туда и направились участники прогулки, остановившись по пути напротив Мичуринского парка.
― Мы сейчас находимся у запланированного железнодорожного разъезда. Один участок должен был поворачивать и идти по прямой, по улице Транспортной (сейчас улица Димитрова), а потом уходить за Выльгорт. Вторая ветка проходила практически возле современного Октябрьского проспекта и должна была уходить к станции, приблизительно в районе бани №4. Потом планы изменились: согласно им на «кольце» должен был появиться вокзал, ― объяснил Вячеслав Слюсарев.
Но в итоге далеко местные власти не продвинулись: дорогу пытались достроить пять лет. Окончательно от идеи отказались в 1937 году. Уложенные рельсы забрали, увезли ― из них потом в том числе собрали дорогу на Мурманск.
С недостроенной железной дорогой связано немало мифов. Существует байка, что ее строили пленные поляки, которым было нечего есть и они питались человечиной: ели людей, пропавших в лесу. Люди верили и в то, что поляки съели 12-летнюю девочку, исчезнувшую в лесу, и в нахождение множества костей в лесу.
― Пленные поляки не могли строить эту дорогу. Их на тот момент просто не было: дорога активно строилась в 1929 ― 1931 году, а пленные поляки появились в 1940 году, ― рассказал Вчеслав Слюсарев.
Зато с недостроенной железной дорогой связан первый публичный суд в Усть-Сысольске: прямо на танцплощадке в парке имени С.М. Кирова в 1935 году судили двух беглых уголовников, убивших семью сторожа дороги Усть-Сысольск ― Пинюг. Их приговорили к расстрелу. Потом в парке продолжили публично рассматривать дела: таким же образом судили организаторов строительства железной дороги за «неправильные расчеты и вредительство».
Евгения Гранина
Комментарии (13)
Если бы этих ... пустили в архивы НКВД, НКГБ - было бы чуть яснее. Тупиковый город во все времена, с самой мощной отрицательной селекцией...
Дык, это?) А почему сразу не 180 000 000?
Краеведы настольные, не позорьтесь.