Театрам пропишут нормативы
Руководство республики утвердило Концепцию долгосрочного развития театрального дела в Коми до 2020 года, сообщает "Молодежь Севера". Документ, разработанный в стенах Министерства культуры РК, предполагает, помимо прочего, принятие нормативов, регламентирующих деятельность театров и ее финансирование, а также строительство новых зданий.
Фото Юрия Кабанцева
Разработка нормативов, или стандартов театральной деятельности, намеченная уже на этот год, - один из важнейших разделов концепции. Речь идет о регламентации: количествеежегодных премьерных постановок, объемов гастрольной деятельности и т.д. Сейчас такие нормативы законодательно нигде не прописаны. А потому, как утверждают в Минкульте, театры сами определяют, куда и когда ехать, что ставить, а что не ставить. Это часто приводит к тому, что им самим приходится решать и финансовые проблемы, далеко не всегда находя должную поддержку у своего учредителя – государства. Принятие нормативов позволит регулировать и эти вопросы.
Не менее важный пункт – реконструкция старых зданий и строительство новых. В плане мероприятий по реализации концепции уже намечена (на 2014 год) разработка эскизов по устройству отдельной входной группы в Национальный музыкально-драматический театр. Он, как известно, делит здание с региональной федерацией профсоюзов. За театром закреплен лишь зал, и вокруг использования совместного имущества (большого фойе) часто возникают споры.
Как перспективное направление в концепции отмечено строительство нового здания Театра оперы и балета РК. Речь идет именно о строительстве, а не реконструкции.
- Реконструкция существующего здания театра и техническое его перевооружение по затратам сродни новому строительству. К тому же она не позволит добиться такого же эффекта, как, например, при строительстве нового здания для Театра драмы им.В. Савина, - отметил в беседе с МС замминистра культуры региона Алексей Просужих.
Также планируется построить Театр юного зрителя. Но это, как и в случае с Театром оперы и балета, – не в краткосрочной перспективе. Вопрос, как всегда, упирается в деньги. Возведение обоих объектов потребует немалых финансовых вложений. По словам Алексея Просужих, только на разработку проектно-сметной документации на строительство Театра оперы и балета может уйти 35-40 млн. руб. Поэтому Минкульт рассматривает возможность включения этих объектов в федеральную целевую программу «Культура России» для участия в софинансировании.
Среди задач, поставленных авторами концепции, - расширение театрального предложения, доступности театра для разных групп населения и, соответственно, увеличение зрительской аудитории. Строительство ТЮЗа – одно из решений. Другое – разнообразие репертуара. И хотя концепция направлена на сохранение традиций репертуарного театра и самобытности театрального искусства республики, она предполагает также и поддержку «альтернативных и инновационных форм театральной деятельности».
- Сегодня театр вынужден быть очень гибким в своей репертуарной политике, максимально мобильным. Не так просто привлечь внимание зрителей академическими постановками русской и зарубежной классики. Нужны эксперимент, слияние жанров, обмен опытом, поиск новых театральных форм. Но это не означает поощрения вседозволенности и дешевой популярности. Основой для развития должна стать проверенная десятилетиями модель отечественного репертуарного театра, - отмечает начальник отдела искусств министерства Дмитрий Степанов.
Понятно, что государственным театрам удариться в эксперименты вряд ли удастся: они получают финансирование от государства, а потому несут перед ним определенные обязательства. К тому же в их случае нарушение канонов часто принимается в штыки, и на каждую опороченную Офелию, как показывает недавняя история, может найтись свой правозащитник Щиголев. Однако никто не противопоказывал эксперименты негосударственным объединениям: студенческим, народным и любительским театрам. Помощь в их развитии – еще один пункт концепции, впрочем, пока лишь ограничивающийся намерением собрать информацию о таких коллективах, большей частью неизвестных широкой публике.
Другая возможность познакомить жителей республики с современным театром – это гастроли. Однако привезти сюда спектакль из другого региона стоит больших денег, и даже самые лучшие гастрольные проекты редко когда окупаются. Еще одна проблема – несогласованность гастрольных планов между регионами, когда, к примеру, труппа не может выехать в Вологду, поскольку там занята площадка, и наоборот. Вариант выхода из этой ситуации прописан в федеральной концепции развития театрального дела, принятой в прошлом году. Это координация межрегиональных гастролей на уровне Минкультуры России.
Республиканская концепция также предполагает поддержку и развитие в Коми драматургии и театральной критики, подготовку других профессионалов в области театра. Региональные учебные заведения эту задачу не решат, поэтому речь идет о сотрудничестве с российскими вузами. Но тут встает проблема низкого общественного статуса профессии театрального деятеля. Тем более на уровне региона: далеко не каждый, окончив федеральный вуз, согласится устроиться на работу в какой-либо из республиканских театров.
Проблему статуса, связанную с низкими зарплатами работников театра, концепция сама по себе не решит. Как, впрочем, и большинство других изложенных в ней проблем. По словам разработчиков концепции (над ней трудилась рабочая группа, включавшая директоров и худруков всех государственных театров Коми), их задачей было заявить об этих проблемах и определить действия для их решения в документе, утвержденном главой региона. Как отмечает Дмитрий Степанов, концепция развития театра – один из немногих документов в сфере культуры, утвержденных на уровне руководства республики.
Комментарии (10)
С уровнем нашего искусства аншлаги обеспечены...
Одна эта фраза убеждает в этом:
"- Реконструкция существующего здания театра и техническое его перевооружение по затратам сродни новому строительству."
Любой строитель поймёт, что это лапша для не понимающих в строительстве.
Да у нас и руководства-то нету нормального, цивилизованного.
О какой культуре вообще может идти речь?
Сколько лет пришлось выклянчивать для филармонии один приличный рояль стоимостью в какие-то несчастные 5 миллионов! И как за одну секунду едрос Гайзер нашёл те же 5 миллионов для воплощения своей чиновничьей дури - возведения никому не нужной и совершенно нелепой доски почёта на Стефановской площади!
Скучный я для тебя, но, в то же время, от меня у тебя "аж дух захватывает". Это, типа, как девушка говорит ухажёру "мне скучно с тобой", а сама только и думает о том, когда же он её лапать начнёт за самые интимные места. Таких как ты я не пользую - даже за большие деньги, можешь и не мечтать.
Обиделся ты за своё ведомство, козлик, хотя я о нём ни слова не сказал. А что, разве не Майсерик клянчил рояль много лет? И разве минкульт не обязан пробивать рояли для республики? Это их работа, они за это деньги получают, между прочим, причём руководство имеет очень неслабые зарплаты - незаслуженно, я считаю. Мне, как гражданину, всё равно, откуда берутся рояли и концертные залы в республике, я только точно знаю, что они должны быть. А их нет.
Про фарцовку ты, козлик, меня просто порадовал и повеселил.
Где ты, убогий, видел коллекционера, который не покупает и не продаёт то, что он коллекционирует? Да, я покупал и продавал пластинки и диски и продолжаю это делать. Могу и у тебя купить шеллак, винил и CD, если есть, конечно, что-нибудь ценное. Да только у тебя, я уверен, ни черта нет, кроме крутого автомобиля, крутой квартиры и крутой зарплаты, оборванец. А моей коллекцией, самой мощной в РК, сейчас бесплатно пользуется министерство культуры в лице КИРК, так как сам минкульт не может и не хочет обеспечить учебный процесс колледжа надлежащим материалом. Так же как ни минкульт, ни вообще антикультурное руководство РК уже в течение 70 лет (в следующем году исполнится) не может и не хочет обеспечить КИРК концертным залом.
Штаны, джинсы? Да, конечно, приходилось их и покупать, и продавать. А кому не приходилось? Многие гастролирующие музыканты и артисты того времени, в том числе и именитые, что-нибудь продавали, чем-нибудь фарцевали. Там было всё: ноты, струны, музинструменты, микрофоны, а также сопутствующий товар: джинсы, куртки, дублёнки, обувь, парфюм... Я сам покупал неоднократно у заезжих артистов (в том числе и известных) разный музыкальный и немузыкальный товар и благодарен им за это.
В 1988 году, например, купил фирменные струны у басиста группы "Ария" (с которой мы выступали в одной стадионной тусовке), причём их у него для продажи было много. То есть он продавал не свои личные струны, а конкретно занимался фарцовкой.
Нисколько не жалею, что всё это было в моей жизни и не стыжусь этого. И я счастлив, что не стал в те времена, как, например, твой нынешний шеф, министр культуры Артур Рудольф, секретарём райкома ВЛКСМ и инструктором отдела пропаганды и агитации горкома КПСС (вот уж где были фарцовщики так фарцовщики!). Сейчас мне было бы действительно стыдно за такое прошлое.
Недавно муфтий Республики вручил Щиголеву почётную грамоту от имени духовного управления за вклад в духовное развитие и сохранение культуры мусульман.
И это именно за за защиту Щиголевым творчества Шекспира, за суд по "Гамлету".,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
И это при том, что Щиголев выступал против строительства мечети в Сыктывкаре._____________________________________________________
Зато нашим попам эта сцена изнасилования Гамлетом Офелии на красном рояле очень понравилась. Православная нравственность не пострадала.....--------------------------------------------
Щиголева надо было министром культуры делать, а не Артура (или Рудольфа? Как там правильно?).