Условия перевозки осужденных признаны судом бесчеловечными
Верховный суд РК признал условия перевозки в автозаках и вагонзаках осужденных Дмитрия Васильева и Аркадия Виноградова не отвечающими требованиям статьи 3 Конвенции о защите прав человека, то есть бесчеловечными. Суд пришел к выводу, что площадь на одного конвоируемого в камерах специальных вагонов и спецавтомобилей при перевозках, составлявшая от 0,27 до 0,75 кв.м на человека на различных маршрутах конвоирования, явно недостаточна.
С жалобой на дискомфорт при конвоировании автомобильным и железнодорожным транспортом обратились в суд двое заключенных - Дмитрий Васильев и Аркадий Виноградов, которых в прошлом году перевозили по территории Коми, Вологодской, Кировской, Архангельской и Свердловской областей.
В жалобе заявители указали, что число осужденных в кузове и вагоне превышало разрешимые требования. Так, одного везли в вагонзаке метражом 3,4 м в компании еще 14 заключенных; другой провел 22 часа в автозаке ввосьмером. Васильев, в частности, указал, что на него с личными вещами приходилось от 0,28 до 0,32 кв.м пространства.
Сыктывкарский городской суд в удовлетворении исковых требований отказал.
Коллегия же Верховного суда Коми, рассмотрев жалобу в апелляционном порядке, пришла к выводу об ее обоснованности. Условия перевозки признаны нарушающими права человека. Руководство ГУФСИН намерено обжаловать вступившее в силу решение суда в вышестоящих инстанциях, приводя в числе аргументов стандарты перевозок граждан в метро и наземном общественном транспорте России, когда на 1 кв. м приходится до 10 чел.
Комментарии (23)
Верховный Суд Республики Коми считает, что перевозка осужденных должна осуществляться в гораздо более комфортных условиях
13 августа 2012 г. судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми было вынесено определение, согласно которому условия конвоирования осужденных Васильева Д.Л.
(из г. Микунь в Свердловскую область) и Виноградова А.В. (из г. Сосногорск в Архангельскую область) были признаны не отвечающими требованиям статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, т.е бесчеловечными.
Основанием для такого вывода, по мнению суда, явилась недостаточная площадь на одного конвоируемого в камерах специальных вагонов и специальных автомобилей (данная площадь варьировалась от 0,27 кв.м до 0,75 кв.м на человека на различных маршрутах конвоирования).
ГУФСИН России по Республике Коми не согласен с данным судебным постановлением и будет обжаловать его в установленном законе порядке.
Особенностью данного дела выступает, то, что никем не оспаривается соблюдение установленной ведомственными нормативными документами и техническими характеристиками транспортных средств норм вместимости. При этом данные нормы были признаны законными Верховным Судом Российской Федерации (решения от 13 октября 2011 г. № ГКПИ11-1143 и 24 января 2012 г. № ГКПИ11-1774) и соответствующими нормам европейского права.
Стоит также отметить, что минимальная норма площади на одного осужденного в транспортном средстве (0,28 кв.м) является адекватной минимальным нормам, используемым в национальных стандартах транспортных средств для перевозки «обычных» пассажиров.
Из чего складывается данная норма? Она складывается из ширины, глубины сиденья и пространства перед сиденьем. Согласно ГОСТ Р 41.36- 2004 минимальный размер приведенных параметров составляет соответственно 0,4 м, 0,35 м, 0,3 м, минимальная площадь, таким образом, на одного пассажира составляет 0,26 кв.м.
В вагонах метро, к примеру, данная минимальная площадь еще меньше и составляет 5-10 человек на 1 квадратный метр, т.е. 0,1-0,2 кв.м. Приблизительные расчеты площади, приходящейся на одного пассажира (при максимальной загрузке), в наиболее распространенных маршрутных транспортных средствах (ГАЗель, ПАЗ), показывают, что она составляет 0,4-0,6 кв.м.
Если же следовать позиции Верховного Суда Республике Коми, то перевозка осужденных должна осуществляться в гораздо более комфортных условиях, нежели законопослушных граждан
Савастьянова просто завалена жалобами из мест лишения свободы и жалобами их родственников. Пишут заключенные, и среди них далеко не все виновны. Спасибо, Ольга Викторовна, что хоть от вас можно ждать помощи в этой чудесной республике