Подержанные автомобили до сих пор в чести у жителей Коми
В Коми спрос на подержанные автомобили, ввозимые из-за рубежа, на протяжении многих лет остается стабильным – наши автомобилисты высоко ценят качество иностранной сборки, даже если транспорт предлагается с солидным пробегом. Но стоит признать, что в этом сегменте авторынка пока царит хаос, пишет в свежем номере "Молодежь Севера".
В США и странах Европы действуют автосалоны, специализирующиеся на купле-продаже исключительно подержанного транспорта, причем там без труда можно заказать авто, произведенное в любой точке мира. Продавцы машин с пробегом отвечают за качество предлагаемого транспорта и дают гарантию на техобслуживание.
В Коми подержанный транспорт можно приобрести через автосалоны. Такой рынок действует при сыктывкарской компании «Авторесурс», где разработана специальная программа купли-продажи автомобилей с пробегом. Сюда нередко приезжают на старом авто, а уезжают уже на новом.
- Каждый автомобиль оценивается по среднерыночной цене за вычетом 15-20% от рыночной стоимости. Эти деньги владельцы подержанного транспорта могут использовать в качестве первоначального взноса для приобретения нового автомобиля, - объясняет суть программы начальник отдела продаж «Авторесурса» Михаил Микушев.
Все б/у автомобили также выставляются на продажу. Особой популярностью среди клиентов автосалона пользуются машины стоимостью от 200 до 300 тыс. руб. вне зависимости от бренда.
Пожалуй, проще всего приобрести транспорт с пробегом через частные объявления. Достаточно вбить тему в поисковике, чтобы найти с десяток различных сайтов с предложениями о купле-продаже подержанных автомобилей иностранной сборки на любой вкус и цвет.
На одном таком интернет-ресурсе есть объявление о продаже японского грузовичка Mitsubishi Canter 1996 года выпуска. Как удалось выяснить у владельца, за годы эксплуатации в Коми автомобиль успел послужить нескольким хозяевам, а в Россию его завезли из Владивостока. Через «восточные ворота» в нашу страну поступает значительная часть продукции японского и американского автопром.
А вот в республику иностранный транспорт чаще всего прибывает через Белоруссию или Казахстан. Только в первом полугодии 2012-го из 92 машин, оформленных на Сыктывкарском таможенном посту, 64 поступили из Белоруссии. Жители столицы Коми отдают предпочтения автомобилям, сошедшим с конвейера в период с 2005 по 2009 годы. Чаще всего ввозятся авто немецкого производства: Audi A3 (или A4), Volkswagen Golf (или Passat) и Opel Astra. Хотя нередко в Коми через Беларусь также прибывают японские машины из модельного ряда Honda и Toyota.
Многие стараются перегнать транспорт, который был зарегистрирован на белорусской или казахстанской таможне еще до 1 января 2010 года. Между Россией и обеими республиками действует соглашение об освобождении от уплаты налогов и таможенных пошлин на все автомобили, которые были ввезены в Беларусь или Казахстан и зарегистрированы на тамошних таможнях еще до начала 2010 года. Опоздавшим перегонщикам, то есть не успевшим оформить необходимые документы на машину до указанного срока, при пересечении российской границы придется заплатить разницу таможенных пошлин, действующих в государствах, за исключением транспорта, в отношении которого были уплачены пошлины по ставкам Единого таможенного тарифа Таможенного союза.
Собственно, сами тарифы и налоговые пошлины рассчитываются исходя из объема двигателя и пробега автомобиля. Выгоднее всего провозить через границу транспорт в возрасте от трех до пяти лет. Самые высокие тарифы устанавливаются для машин, сошедших с конвейера меньше чем три года и более пяти лет назад.
***
В начале 90-х рынок подержанных машин был в Сыктывкаре, мягко скажем, небольшим. Обычно продавали машины своим же друзьям и знакомым, особо не афишируя сделку. В ходу были в основном отечественные авто, но особую изюминку этого рынка составляли машины пришлые, точнее, пригнанные из зарубежья. Анатолий Светлов (фамилия и имя изменены – МС), долгое время работавший в органах внутренних дел, начиная с 1993 года, три раза ездил за автомобилями в Германию, один раз в Швейцарию.
- Железный занавес рухнул, и Европа стала доступной. Съездить посмотреть мир было уже само по себе интересно. А когда мы подсчитали и узнали, что, продав здесь 20-летнюю «двойку», там можно купить хорошую машину пяти-восьми лет, сомнений и вовсе не осталось. Изначально я пригонял машины для себя, но потом получалось так, что, проездив на авто пару месяцев, я ее продавал друзьям и ехал за новой. Добирались мы до Европы разными путями. В Швейцарию – самолетом из Москвы, цены на билеты тогда не были заоблачными, как сейчас. Другие варианты: на поезде или автобусе.
В Сыктывкаре тогда с машинами был напряг. «Жигули», «Москвичи» – и все. А там машины были разные, и, что самое важное, если знать, как правильно выбирать автомобиль, можно было взять его в отличном состоянии. На Западе совершенно иной подход к техосмотру. У нас, если деталь выглядит внешне нормально, ее никто менять не будет: работает, и ладно. У немцев – все иначе. Раз в два года машину загоняют на СТО. Независимо оттого, в каком состоянии находятся узлы, агрегаты, детали, если вышел срок годности (он определяется не только временем, но и километражем), их заменят. Для каждой детали определен свой пробег. Даже если машина 90% времени стояла в гараже, на техосмотре все равно детали будут заменены.
Брали мы немецкие автомобили, обычно «Опели» и «Фольксвагены». Они были самыми доступными по цене. Если по объему двигателей модели, которые мы пригоняли, еще можно было сравнивать с нашими «Жигулями», то внутренняя отделка, прибамбасы всяческие явно давали фору. На этих машинах можно было проехать 4 тысячи километров. Так далеко ехать на отечественной машине я бы просто не рискнул.
Обратная дорога, кстати, тоже не всегда была гладкой. Когда гнали машины, это всегда было ясно, выдавали транзитные номера с красной полосой. На дорогах встречались рэкетиры. Чтобы проехать тот или иной участок дороги, иногда приходилось платить. В противном случае могли машину разбить или того хуже – убить.
Таможенный сбор был минимальный. За первую машину я заплатил на таможне всего 185 рублей, по тем временам это были совсем небольшие деньги. А сейчас, только чтобы туда уехать, нужно заплатить более 300 тысяч.
***
Машины пригоняли в столицу Коми не только с Запада, но и с Востока. О том, как это происходило в 90-е годы, МС рассказал Сергей Смелых, в прошлом предприниматель.
- В конце 80-х я жил на Камчатке, работал в геологии. Геологию разрушили, и я решил попробовать себя в бизнесе, хотя такого слова тогда не было. С 1989 года я окунулся с головой в это «мошенничество большой и малой руки», которое сейчас называют предпринимательством. Специально какого-то бизнеса, связанного с автомобилями, не было. Основная наша деятельность заключалась в поставках с Камчатки рыбы и всего, что с ней связано. В 1994 году мы с женой решили переехать в Сыктывкар, откуда я родом. К тому времени у меня были филиалы фирмы в Питере и Сыктывкаре, поэтому перевозить нужно было все. Чтобы деньги не возить наличкой и еще для того, чтобы они не обесценились, часть денежных средств я решил вложить в машины.
Началось все с того, что ко мне обратилась коллега по геологии и попросила в долг 1000 долларов. Я поинтересовался, зачем. Она ответила, что собирается ехать в Японию за машиной. И ведь купила - шикарный «Ниссан Блюберд» всего за 800 долларов. По тем временам это было нечто немыслимое! Причем, сама девушка рассказывала, что изначально владелец авто назначал цену в 2400 долларов, но она сумела сторговаться. Тогда я купил 12 или 14 (сейчас уже не помню) машин, за некоторыми из них ездил в специальные туры в Японию. Морскими контейнерами переправил их до Владивостока, а дальше их везли в Сыктывкар по железной дороге.
Все купленные авто были подержанными, новые ввозить в страну, были какие-то таможенные ограничения. Но на Камчатке, где первые японские машины появились в 1987 году, уже к середине 90-х на дорогах почти не было представителей советского автопрома. Это сегодня нас окружает ошеломительное количество автомобилей. А тогда у нас ничего не было. Предметом ночных грез была «Волга», еще были «Москвичи», «Жигули» и «Запорожцы». Но, даже имея деньги, купить советскую машину было проблематично. А в Японии было сумасшедшее разнообразие: одних «Тойот» - 50 разных моделей. А еще «Нисаны», «Сузуки», «Хонды», «Митсубиси». Таких машин мы не видели никогда. Единственным изъяном считалось то, что они праворульные. А в остальном эти машины просто шокировали. Мы даже не подозревали, что в автомобиле может быть столько всего. Кому отдавать предпочтение, нашим машинам или японским, было очевидно.
Японцы поражали меня тем, как они проводили сделку. Как только ты определялся с товаром, очень оперативно подписывались все необходимые документы, и без заминок машины доставлялись к пароходу, на котором их должны были переправлять на наш берег. И даже если бы ты заказал 100 автомобилей, вряд ли могла произойти какая-то сумятица. Купленные мною машины в течение года приходили в Сыктывкар и почти сразу находили своих счастливых обладателей. Потом резко изменились таможенные правила, и больше я за автомобилями не ездил.
***
Владельцы иномарок зарубежной сборки объясняют свой выбор тем, что больше доверяют специалистам иностранных автозаводов. В России, считают они, какой-нибудь рабочий обязательно неплотно закрутит гайку, тогда как японские или немецкие механики всегда работают честно и на славу. Хозяева подержанных авто утверждают, что их транспорт в течение многих лет служит им верой и правдой. Хотя всегда есть риск приобрести «кота в мешке». Случается, что иностранные продавцы подержанных авто без зазрения совести меняют отдельные составляющие «начинки» транспорта. Бывает, что за «иностранку» выдают машину российской сборки. Определить подлог могут только профессионалы.
Сегодня большинство автосалонов, действующих в Коми, предлагает покупателям новенькие иномарки зарубежной сборки, заточенных на российского покупателя. Если, конечно, эти машины уже не собираются в России. К примеру, в салоне Hyundai весь транспорт из одноименного модельного ряда, за исключением лидера продаж Hyundai Solaris, собирается либо в Южной Корее, либо в Чехии. В салоне «АлексМоторс» можно купить трехдверный Opel Corsa испанской сборки и Opel Astra, произведенный в Польше. Однако отдельные граждане упорно продолжают по старинке приобретать транспорт через перегонщиков.
Комментарии (9)
На иномарке одни колодки бы обошлись в 4 тыр!!
Пока мотор не умрёт на иномарку не пересяду(хотя финансы позволяют )
Примерно такой: "Вот (пип-пип) специально покупал (пип)чистого нового японца(немца, американца)и через два дня(пип-пип) отвалилось( лопнуло, открутилось,оторвалось,треснуло) то-то и то-то.
Где (ПИП) хваленое японское(немецкое,американское)качество!
Сосед 4 года назад купил (пип)китайский Hover за 500 тыр и только масло и колодки поменял-а я за 2(потора,три,четыре)ляма брал новье и уже ремонтов на 100 тысяч за месяц"