Опрос «Молодежи Севера»: «Много ли среди нас Наполеонов?»
На прошлой неделе в Сыктывкаре открылась выставка литографий XIX века, выполненных художником-любителем, служившим в наполеоновской армии. На рисунках Христиана Вильгельма Фабер дю Фора, представленных в выставочном зале Национального музея Коми, запечатлены события похода французских войск на Россию. Газета «Молодежь Севера» решила опросить известных в республике людей, много ли среди нас Наполеонов сегодня.
Евгений Вологин, политолог, преподаватель Ухтинского государственного технического университета:
- Наш край - северный, суровый, и чтобы его покорять, нужны здоровые амбиции. «Наполеоновские». К тому же здоровая амбициозность стимулирует творчество. Но, конечно, надо знать меру, иначе можно стать пациентом известного учреждения, «наполеоном» с маленькой буквы или «лошадью Буденного» - с большой. У Высоцкого в «Песне о сумасшедшем доме» есть строчки: «Хочешь, можешь стать Буденным, хочешь - лошадью его». А вообще, я бы предпочел, чтобы людей, которые рядом с нами, сравнивали не с агрессором Наполеоном, а с более приличными людьми. Например, с полководцем Михаилом Кутузовым или с Ярославом Мудрым.
Владимир Сумароков, главный редактор газеты «Трибуна»:
- Примерно тысяч 800. Как сказал классик про нас, «двуногих тварей», «мы все глядим в Наполеоны». Однако настоящих я пока не встречал. Хотя, похвастаюсь, был знаком с Михаилом Кутузовым, знаю человека с героической фамилией Раевский и учился на одном курсе сразу с двумя Французовыми (тоже, видать, «эхо войны» двенадцатого года).
Александр Некрасов, депутат совета Сыктывдинского района, председатель Союза писателей РК «Коми соловьи», автор книги «Как стать великим»:
- У нас в республике точно нет. Я был бы рад, если бы они были, республика бы тогда процветала. Сейчас все личности уничтожены. У нас в районе мог бы претендовать на уровень Наполеона Артур Рудольф (бывший глава администрации Сыктывдина - МС), но он человек скромный и ушел на скромную работу (министром культуры РК - МС).
Ярослав Бордюг, министр здравоохранения РК:
- Вы в каком смысле спрашиваете? Если с точки зрения психиатрической больницы, то надо уточнить, сколько там Наполеонов, сколько других деятелей. А если отойти от психиатрии, то, думаю, Наполеонов среди нас немного, потому что истинных лидеров, так называемых пассионариев, достаточно мало. Это люди, которые могут повести за собой других и которые могут пожертвовать собой ради реализации какой-то идеи или цели. Это еще продиктовано и условиями жизни, временем. Чем больше люди успокаиваются, жизнь становится более предсказуемой, уравновешенной, тем меньше в обществе Наполеонов.
Марк Ушин, блогер БНКоми:
- А много ли среди нас тех, кто может сказать о Наполеоне более трех предложений? Боюсь, что для некоторой части опрошенных Наполеон - и вовсе пирожное или коньяк времен СССР. О том, что этот корсиканец был человеком грандиозным, свидетельствуют и очевидцы, и история, которую он творил. Хотя... «Что такое история, как не ложь, с которой все согласны?» - говаривал сам Наполеон.
Полководец, поставивший Европу в позу куртизанки, напугавший до икоты августейшие дворы, создатель нового Гражданского кодекса, новой системы образования, мощного полицейского аппарата и тайного сыска. Расчетливый самодержец, «подаривший» свою любовницу Александру Первому. Воплощение злобы и насилия, агрессор, убивающий и разоряющий народы. Человек с необыкновенной проницательностью ума и великой простотой в ходе мысли. Генерал без армии, запоздало произнесший: «В России нет дорог - только направления».
Это все он – Наполеоне Бонапарте.
«Чудный муж», - называл его Пушкин... Но мне более по сердцу другой почти забытый персонаж той же самой войны: лишенный чина генерал-майора, якобы присвоенного по ошибке, предпочетший усы должности командира егерской бригады, гусар и повеса, поэт и вояка, великий патриот великой страны Денис Давыдов с прусским орденом «За заслуги» и русской золотой саблей с гордой вязью по клинку «За храбрость».
Валентина Судакова, директор Государственного театра оперы и балета РК:
- Наполеону как завоевателю удалось изменить лицо Европы. Наверное, вряд ли сегодня одному человеку удастся все это сделать. Много ли среди нас Наполеонов? Какие-то качества, безусловно, у людей присутствуют, как положительные, так и отрицательные, мы знаем, что у него были комплексы. Кстати, в октябре в репертуаре нашего театра будет показана оперетта Оффенбаха «Жозефина и Наполеон», которая повествует о Наполеоне как о человеке. Спектакль был поставлен около девяти лет назад и показан во многих городах России. Исполнители ролей меняются, а спектакль живет, и интерес к теме Наполеона по-прежнему очень большой, причем у самой разной аудитории.
Дмитрий Беляев, замминистра образования РК:
- «Наполенов» много в любом обществе, в том числе среди нас. Только настоящий Наполеон был один, и жил он не в Сыктывкаре. Те «наполеоны», которые среди нас и которые считают себя таковыми, не смогут выиграть не одну битву, как бы ни старались, по одной простой причине: они не могут выиграть битву за себя с самим собой.
Наталия Крутских, главный редактор телепрограммы «День» (Ухта):
- Мне кажется, каждый человек - в душе Наполеон. А если серьезно, то у нас искаженное мнение о нем. Это был великий человек, великий полководец и очень сильная личность. Таких, к сожалению, сегодня в республике нет. А, может, они слишком хорошо маскируются?
Комментарии (41)
(по опросам Левада-центра). Да и много чего еще интересного происходит! Может, об этом надо было спросить?
Вам, "болотным" не угодишь: сидит уверенно - "сидит как царь или диктатор", сидит как обычный человек - "сидит пигмей за столом и что-то вякает".
Вы уж определитесь!
Бонапарт в конце концов проиграл всё: и сражения, и страну, и свою жизнь. Уже хотя бы это говорит о том, что он был не так уж и умён.
"Олигархический строй" весь в Лондоне давно политическое убежище нашёл, в России остались более-менее вменяемые и управляемые "олигархи" (без них пока никак).
Макаревич в этой теме для тебя большой авторитет? Музыкант он может и неплохой, но это не значит, что он в остальном не может заблуждаться.
А план заманивания и затяжной войны разработал немец
Разработанный немецким генералом Пфулем (начал карьеру еще при Фридрихе Великом, под началом Пфуля служил знаменитый Клаузевиц, один из главных военных теоретиков XIX века), план войны с Наполеоном предполагал планомерное, тщательное, упорядоченное отступление. Верста за верстой. Город за городом. Заставляя Наполеона оставлять гарнизоны. Организовывать заставы. Забывать про отставших и заболевших. Заставляя Великую Армию таять и таять с каждой пройденной верстой.
Звучит гениально, логично и просто. С сегодняшней точки зрения. Но, как мы знаем, начало войны вызвало в России прилив патриотизма, горячее желание сражаться с врагом, а тут вдруг выясняется, что надо не бить Наполеона, а – молча отступать. Офицеры и солдаты рвались в бой, офицеры и солдаты хотели показать СПАРТУ! А желчный немец Пфуль заставлял отступать, отступать и отступать, без всякого героизма, с максимальной осторожностью, сберегая каждого своего солдата.
Отступление едва не вызвало бунт высшей знати, у которой помимо патриотического чувства были еще и соображения, что французы вообще-то немножко грабили их имения, и потребовалась вся железная, нечеловеческая решительность императора Александра I, чтобы настоять на выполнении плана стратегического отступления. Тем не менее, на полпути к Москве пришлось сменить главнокомандующего Барклая-Де-Толли, поскольку недовольство населения («Почему отступаем? Ну и что с того, что их в три раза больше! Это война, в ней положено героически умирать, а вы что творите! Назад, на Наполеона!») достигло критической точки. В открытую говорили об измене. Барклая сменил Кутузов, также находившийся под прессом общественного мнения и исключительно в угоду ему вынужденный дать Бородинскую битву, поскольку сдать Москву без генерального сражения было решительно немыслимо.
Часто спорят, кто победил при Бородино, но это не имеет ни малейшего значения. К моменту Бородинской битвы война была уже выиграна, выиграна просто на бумаге – первоклассным планом и его первоклассным исполнением. Боюсь даже представить себе, какой решительности и непреклонности стоило высшему имперскому руководству игнорировать все требования немедленной генеральной битвы (к которой, к слову, и стремился Наполеон), делая то, что нужно, а не то, чего ждут. По итогам блестящей стратегии Пфуля и столь же блестящей непреклонности Императора вместе с прекрасным тактическим управлением Кутузова и Барклая, Наполеон оказался в Москве 14 сентября 1812 года. В Москве гениальный корсиканский тактик, обнаружил четыре вещи:
1. Скоро зима. Зимой в России холодно и голодно.
2. У него больше нет Великой Армии. Есть просто армия, потрепанная, в стадии сильнейшего морального и физического разложения.
3. Ближайший опорный пункт находится в Варшаве, за 1100 с лишним километров.
4. На коммуникациях орудуют безжалостные отряды русской легкой конницы, поэтому с тем же успехом Варшава могла быть на другой планете.
Просто Пфуль умнее Наполеона оказался, наверное?
На хитрую попу и винт с резьбой найдётся
Ни какого подвига народа!!!
Просто хитрый немецкий план.
Он давно уже стал ЭТИМ.
или это просто очередной вчерашний комсомолец, который по телеку увидел, как один кгбешник другому ручки целует и ему понравилось?
ЗЫ
насчет краснопузых-к твоему папе Зю, а белокондомных - к папе Анальному.