Андрей Ургант про «Поминальную молитву» в Коми драме: «Я с удовольствием пойду в Сыктывкар и буду там работать»
Академический театра драмы им. В.Савина 2 сентября начнет 93-й сезон спектаклем «Поминальная молитва». Главную роль сыграет Андрей Ургант, режиссер – Давид Бурман. На пресс-конференции они рассказали, что делает пьесу актуальной и как личная драма помогла сделать героев живыми.
Давид Бурман уже известен театралам Коми: под его руководством проходит республиканский фестиваль «В гостях у Мойдыся». Андрею Урганту регион тоже знаком, в 20-летнем возрасте он приезжал сюда на работу, но не театральную, а физическую — три месяца провел на стройке, носил мешки с цементом 70 кг.
Вернула обоих в Сыктывкар пьеса Григория Горина «Поминальная молитва». Действие спектакля происходит в деревне Анатовке в начале XX века. Бедный молочник Тевье (Андрей Ургант) цитирует Священное Писание и пытается устроить судьбу своих пяти дочерей с помощью удачного замужества.
Но девушки самостоятельно принимают решение относительно своего будущего. Старшая, отказавшись от «выгодной» партии с богатым мясником, выходит за бедного портного по имени Мотл, средняя — за студента-революционера Перчика, а младшая, следуя за любовью к писарю Федору, предав веру своего отца, — за православного.
Историческим фоном этих событий становится царский указ, по которому все евреи должны покинуть губернию. Семья Тевье вместе с другими анатовскими евреями собирают свои пожитки, чтобы начинать свою жизнь заново на новом месте.
Знакомство режиссера и исполнителя главной роли с труппой драмтеатра было еще в феврале 2022 года, но активный репетиционный процесс шел последний месяц. Работали в сжатые сроки, весь август Андрей Ургант жил в столице Коми, но «замечательная пьеса» и «потрясающий материал» того стоили. Как поясняет Давид Бурман, у него и у театра к спектаклю был общий подход:
— Оказалось, что русская культура легко впитала в себя все остальные культуры и создала свою собственную большую культуру общей идентичности. «Поминальная молитва» в данной истории — это пьеса, которая показывает, как царское государство способно разрушить эту общность людей. Здесь жили и русские, и украинцы, и евреи, жили мирно, трудились мирно. Потом государству зачем-то надо было устроить головную боль. Мы наблюдаем, как это происходит в разных бывших наших республиках, когда вдруг выясняется, что один народ не нужен.
Давид Бурман подчеркивает «суперактуальность» текста в целом и для него лично: «русофобия и антисемитизм на одной волне оказались», ему отказали в работе в Словении, потому что он «русский режиссер». Пьеса должна, по его мнению, показать опасность потери общности, ведь «неважно, какой ты национальности, важно, какой ты человек».
Андрей Ургант признался, что работа над образом Тевье ему дается нелегко. Он даже созванивался с сыном Иваном Ургантом:
— Трудно, очень непросто, и ничего не получается у меня, сказал я ему. Он говорит: «Папа, если бы ты мне сказал, что все так классно, а потом вышел бы на сцену и провалился, это было бы хуже. Лучше говори, что все плохо, а потом все будет нормально». Я на это настраиваю и себя, и ребят, которые со мной подружились.
По словам Андрея Урганта, для него работа в сыктывкарском театре — «неоценимый опыт» сотрудничества с артистами, которые не живут в «тепличных условиях» Санкт-Петербурга и Москвы.
Как и для Давида Бурмана, Андрею Урганту тема пьесы лично близка:
— Меня кто-то спросил из журналистов: «Когда вас стали узнавать на улице? Как вы это поняли». Я говорю: «В 12 лет». Я неправильно переходил перекресток, водитель тяжелого грузовика остановился и [сказал]: «Куда прешь, жидовская морда?» Меня стали узнавать на улицах с 12 лет. И про это тоже спектакль, и про моего папу — еврея в 68-м поколении, мою бабушку, мою тетю. Это все моя еврейская линия. Мама — там чего-то намешано всего. Я русский человек еврейского происхождения иудейской веры, я русский человек православной веры, но наполовину иудейского происхождения. Мне все это близко, понятно, и эта культура мне очень нужна и любопытна. Еще раз низкий поклон театру за то, что мне оказано такое доверие. «А что ты не в Москве? А что ты там делаешь?» А вы мне предложили в Москве такое репетировать, такое название, такой уровень? Не предложили. Поэтому я с удовольствием пойду в Сыктывкар и буду там работать, и про вас забуду. На время. Пока не предложат. А потом будем рассматривать.
Роль Тевье будет также играть актер драмтеатра Денис Рассыхаев. Давид Бурман специально приедет для репетиций с ним, чтобы «концепция спектакля не разрушалась», ведь возраст и подходы артистов разные.
Роль одной из дочерей Тевье сыграла артистка драмтеатра Анна Боян. Ей также помог личный опыт в создании образа:
— Я лишилась рано своего отца, он ушел из жизни в 29 лет. И я не знала его любви. Давид Семенович [Бурман] на репетиции [говорил]: «Ну, ты понимаешь, как она любит своего папу? Как бы сказала об этом?» Действительно, как бы сказала? Я никогда не пробовала. Это счастье — почувствовать хотя бы на сцене вот эту любовь. И Андрей Львович это потрясающе делает.
Сценографией занимался главный художник Театра им. В. Савина Эрих Вильсон. Динамичные декорации будут увиты канатами, веревками, пеньками как символ связи между героями. Специально для «Поминальной молитвы» композитор театра Николай Григорьев создал несколько музыкальных треков. В ходе репетиций придумали прием: в одном из эпизодов неожиданно появится скрипка. Также будут звучать колыбельные — русская, украинская и еврейская.
По словам директора театра Михаила Матвеева, в новом сезоне от коллектива стоит также ждать «Пигмалиона», а от Молодежного театра — «Каштанку».
Премьерные показы «Поминальной молитвы» состоятся в драмтеатре им. В.Савина 2, 3, 4 сентября.
12+
БНК
Комментарии (7)