Старичок-паровоз, мироточащая икона и крестьянская изба: как проходит путешествие на ретропоезде из Сыктывкара
В минувшее воскресенье из Сыктывкара в Усть-Вымь отправился ретропоезд с паровозом П-36, построенном в 1955 году. Его пассажирам выдалась редкая возможность узнать, каково было прошлое Северной железной дороги и какими достопримечательностями богато село, где трудился Стефан Пермский. Как было устроено путешествие, на которое уже нет билетов – в материале БНК.
Отправление
Ретропоезд из Сыктывкара в Усть-Вымский район – это совместный проект правительства Коми и РЖД, который посвящен столетию республики. В столицу региона прибыл паровоз П-36. Его построили в 1955 году, после он ходил по железной дороге СССР, а затем стал памятником в Костромской области. Но долго без дела поезд не стоял, его отреставрировали и сделали частью ретродвижения на Северной магистрали. Паровоз возит еженедельный пригородный состав по маршруту Ярославль — Рыбинск, его используют в фестивале «Русское Рождество» в Ивановской области и на туристическом поезде «Золотое кольцо».
Прибытие паровоза было шумным – не только из-за торжественного запуска при участии первых лиц Коми, но и буквально. Переговариваться рядом с ретропоездом, когда он выпускает пар, можно только криком. На церемонии перед отправлением он даже заглушал речь ведущего. П-36 громкий и пышущий жаром. Машинист Станислав Медведев рассказал БНК, что работает на паровозе уже четыре года. Это детская мечта мужчины, хотя и предполагает тяжелую физическую работу – закидывать уголь для поддержания огня и подачи пара, чтобы состав ехал вперед.
Шум не единственная отличительная черта П-36. Он едет быстрее, чем обычный электропоезд, достигая скорости 125 км/ч. А его современный коллега – 120 км/ч.
Фишка ретропоезда – это возможность поностальгировать для взрослых и окунуться в атмосферу прошлого для молодых. По опыту машиниста, люди испытывают приятный шок, когда отправляются в путешествие на паровозе:
- Когда бабушки с дедами приходят, у них аж слезы наворачиваются, они вспоминают молодость. Дети прыгают от радости, они же такого никогда не видели.
Отправление в Усть-Вымский район из Сыктывкара было назначено на 8:50, и состав двинулся точно по графику. Сопровождал отправление звон колокола, как положено на железной дороге. Всего отправились в путь 60 человек, в том числе семь детей. Билетов на ретропоезд с экскурсией больше нет, поэтому путешествие стало уникальным опытом для первых пассажиров.
Ощущения от поездки в составе во главе с паровозом отличаются. И дело не только с самом факте, что вагон идет под паровой тягой. В первую очередь это звук: когда подается паровой гудок, проходит мощная вибрация, ощутимая на местах. Движение плавное, хотя всю скорость паровоза машинист не выдал – до места назначения было решено не гнать, удерживая 80 км/ч.
В пути
Экскурсионный вагон с комфортными креслами мало отличался от обычных, которые ходят по пригородным маршрутам. Это не ретро, как сам паровоз.
Но первый тур из Сыктывкара в Усть-Вымь сопровождали необычные проводники. Из Москвы прибыли историки транспорта Мария Калиш и Юрий Егоров. Еще на перроне их можно было выделить из толпы благодаря форме дореволюционного образца. Для женщины белый пиджак и черная юбка в пол с шляпкой и перчатками, для мужчины – белый пиджак, черные брюки и фуражка. Их одежда была сшита по историческим чертежам, это копия формы, которую носили первые работники железных дорог.
В самом пути экскурсоводы погрузили гостей поезда в прошлое железной дороги и особенности жизни рядом с «железкой».
Например, главный сигнал на дороге – это гудок. По словам Марии Калиш, гудели во время прибытия на станцию, перед переездами и мостами.
- Настраивали гудки на аккорд от трех до семи нот. Что очень интересно – это продолжение нашей музыкальной русской традиции. Дело в том, что для того, чтобы настроить гудки у паровозов, на крупных заводах приглашали профессиональных музыкантов. Известный факт: на знаменитом Сормовском заводе в Нижнем Новгороде настройщиком гудков приглашали ни много ни мало регента Староярмарочного собора, - отметила Мария Калиш.
Раньше гудки различались – у товарного, у пассажирского были свои звуки. По нему можно было определить, какая машина приходит к перрону. Этим активно пользовались жены, чьи мужья или работали на дороге, или путешествовали с ее помощью. Они знали, когда их супруги вернутся домой и стоит ли греть ужин к их приходу.
Остановка
В пути ретропоезд был около часа. Уже в 10 утра пассажиры высадились на станции Усть-Вымь, где их ждала культурная программа.
Село выбрали не случайно. Это сердце православия в Коми, а дата прибытия совпала с Медовым спасом. Именно в это село прибыл святитель Стефан Пермский. Здесь он срубил языческую березу и на ее месте возвел храм.
Пассажиры ретропоезда на время пребывания в Усть-Выми пересели на автобусы. Одну большую группу разделили на несколько маленьких, чтобы они оперативно могли посетить все точки программы.
Корреспондентов БНК, в частности, сначала отвезли в Усть-Вымский музей. Комплекс состоит из нескольких объектов, но сама экспозиция находится в бывшей земской больнице. Здание построили в начале 20 века. Сначала возвели первый этаж, а после завершения уже второй. В музей его превратили в конце столетия. Залы для посещения – бывшие палаты – расположили на втором этаже. Экспонаты рассказывают об истории села с 1380 года. Начинается экскурсия с языческих идолов и Стефана Пермского. В музее, с сожалением признают сотрудники, нет подлинных предметов, связанных со святителем, но есть копии.
Один из залов посвящен Герасимовской ярмарке – одной из крупнейших на северо-востоке России. Сюда съезжались купцы из Устюга, Вологды, Санкт-Петербурга, Москвы, Яренска и торговые крестьяне из близлежащих сел и деревень.
– Продавали все, что можно было продавать. <…> В начале 20 века сюда начали привозить как бы диковинки, яблоки, например. Яблоки покупали крестьяне, которые могли себе это позволить. Торговля была бойкая, оборот был очень большой. В 1913 году – 300 тысяч рублей, - рассказала директор музейного объединения района Наталья Шмаргилова. На выставке есть плакаты-каталоги, по которым раньше можно было заказать самовар или примус.
Традиционно в музее есть зал о Великой Отечественной войне и уроженцах Усть-Выми, которые принимали участие в сражениях. Экскурсоводы готовы также рассказать о культурных деятелях района. Так в селе родился Николай Дьяконов – автор знаменитой «Свадьбы с приданым».
Дополняет ансамбль музея дом для врача и заразный барак (инфекционное отделение). Внешняя кухня и хозпостройки не сохранились.
После музея путешественников отвезли в Михайло-Архангельский мужской монастырь. Рядом с ним есть птица счастья – символ района и села. На самом деле она называется «Охотничий край» и посвящена промысловикам, охотникам и рыболовами. На столбе 600 зарубок – в 1980 году Усть-Выми исполнилось столько лет. По поверью, если три раза обойти птицу, то желание сбудется. Решила опробовать удачу и.о. министра культуры Коми Мария Балмастова. Присутствующие на экскурсии члены районной администрации в шутку признались: как какая проблема возникает, идут сюда за решением.
В монастыре более 90 икон, в том числе Богородицы, Святой Варвары, Серафима Саровского, Сергия Радонежского. Есть особенные. Например, соборная икона Михаила Архангела долгое время пролежала в подвалах. Когда ее вынесли оттуда, она была настолько черной, что даже возникло предположение – изображение архангела использовали в бане. Но когда икона появилась в храме, то стала светлеть, проявились лики.
Есть мироточащая, по свидетельствам служителей, икона Стефана Пермского.
Одна из икон Божьей Матери с большим количеством золотых украшений. Так женщины благодарили за исполнение своих молитв – за здоровье детей или хорошие роды.
К монастырю относится часовня, где есть мощи трех святителей – Герасима, Питирима и Ионы.
В музейный комплекс Усть-Выми входит крестьянская усадьба, которую построили в 1911 году, жила там семья Выборовых. Изба заполнена предметами старины: на входе ларь для хранения продуктов, подойник, ступа, в хозяйственной части плуг, формы для кирпича, лыжи-голицы, капканы, рыболовушки, есть целая заготовка под лодку-долбленку грузоподъемностью 200 кг.
Дом разделен на две сезонные половины. В зимней сейчас хранят прялки: с 5-7 лет девочку уже обучали ткачеству, чтобы она смогла приготовить себе приданое.
- Даже приходили в ночь свататься. Для чего? Чтобы посмотреть, а чем же занимается будущая невеста. Конечно, в основном по договоренности. Она сидела, пряла, чтобы не подумали, что она лентяйка, - отметила экскурсовод.
У печи кровати, лавки и стол. Во главе всегда сидел хозяин, справа – мальчики, а слева – девочки, «сердце папино», напротив – старшие родственники. А хозяйка пристраивалась на краю, потому что ей надо было обслуживать всех остальных. Вся посуда в этой части плетенная или долбленная.
Если в зимней половине 19 век, то в летней – экспозиция 1930-1940-ые годов. Долбленую посуду заменила металлическая, появилась деревянная и мягкая мебель. Остался «красный угол» с иконами, но он закрыт тканью из-за гонений того времени, а на стене портреты Сталина и Ленина. Есть еще одна комната с 1950-1970-ми годами с машинкой «Зингер», металлическими кроватями, модными в то время комодами. Печка-плита в этой части действующая, в отличие от остальных. В крестьянской избе даже можно жить, в 1980-ые годы тут нашел приют сотрудник музея, пока ему не выделили дом.
Экскурсии по всем точкам вышли шапочными, короткими. Это связано с графиком группы: если слишком долго задержишься на одном объекте, то не успеешь на следующий, а там и на поезд.
Отбытие
Поезд начал возвращение в Сыктывкар после обеда. Горячее питание было предусмотрено в путевках для первых пассажиров.
На обратном пути можно было свободно пообщаться с историками транспорта, которые отбывали на следующий день в Москву. Или подробнее узнать о праздновании Дня Коми (афиша здесь). Но в основном люди отдыхали после поездки.
По данным Минкульта Коми, ретропоезд будет курсировать по маршруту 16, 20, 22, 28 с экскурсионной программой в Усть-Вымь. Остальные даты – 18, 24, 26 августа – сопровождать пассажиров будет аудиоэкскурсия в сторону Микуни и видеоэкскурсия - обратно. Уже в Микуни их будет встречать экскурсовод и за дополнительную плату можно будет взять пешую экскурсию и экскурсия по музею истории города.
Общая программа рассчитана на восемь часов: с 08:00 до 15:45. На 20, 22 и 28 августа на организованные групповые экскурсии по маршруту «Сыктывкар – Усть-Вымь – Сыктывкар» билеты уже раскуплены.
БНК
Комментарии (3)