Сроки проектирования моста в Седкыркещ растянули до середины 2023 года
Почти два десятка лет в Сыктывкаре остается открытым вопрос с переправой в поселок Седкыркещ. В 2020 году открытое письмо жителей побудило власти объявить аукцион на разработку проекта для строительства моста. Пока эта работа идет, ситуация неизменна: люди тратят несколько часов на дорогу туда и обратно, процветают нелегальные перевозки. Да и сам мост – инициатива затратная, но даже 700 млн рублей уже кажутся не фантастической, а оптимистичной цифрой. Как будут решать проблему, корреспонденты БНК узнали на месте во время поездки первого зампреда правительства Коми Эльмиры Ахмеевой в Седкыркещ.
В августе у жителя Седкыркеща на дорогу до Сыктывкара уходит несколько часов. Дорога начинается с автобуса на Трехозерку, а потом на теплоходе к проезду Геологов, затем вновь автобус. Сейчас из-за низкого уровня воды в реке суда ходят только по этому маршруту. При этом некоторые работают и учатся в Краснозатонском, а это крюк через город.
Именно такой длительный путь проделала к Седкыркещу Эльмира Ахмеева. По словам руководителя администрации поселка Юрия Пелевина, она первый представитель региональной власти со времен Юрия Спиридонова, которая посетила его территорию, до этого тут были только мэры Сыктывкара и заместители.
В беседе с журналистами первый зампред правительства Коми призналась, что хотела сама добраться до Седкыркеща:
— Я поеду также, как каждый день ездят люди. По такому же маршруту длинному.
Правда, отплытие на пароме «Парма» задержалось. Часть делегации, в том числе Эльмира Ахмеева, отправилась вместо проезда Геологов к переправе в Алешино.
Обсуждение проблемы транспортной доступности Седкыркеща началось прямо на «Парме». В беседе с представителями мэрии Сыктывкара удалось найти краткосрочное решение — приобретение новых судов с низкой оседлостью, которые позволили бы экономить время и переправлять людей, но не транспорт.
В Печоре есть свободное от судоходства судно КС-110 на 20 мест, осадка которого 40 см. Именно его предлагают доставить в Сыктывкар для перевозок. Если удастся добиться передачи судна городу, то на транспортировку уйдет около двух месяцев — то есть это решение уже на следующий судоходный сезон. Вместе с перевозкой печорского КС планируется закупить еще два таких же, по одному расходы на себя возьмет правительство Коми, по второму — администрация Сыктывкара. Два будут использоваться для перевозок, одно в качестве резервного.
Но и у затеи с покупкой КС есть свои трудности, высказался и.о. мэра Владимир Голдин:
— Идея [с приобретением КС] имеет плюсы и минусы. Понятно, что на сегодняшний день КС — это достаточно интересная конструкция, катера старой серии, которые оправдали себя в речных условиях. У них низкая осадка, которая позволяет ходить в период жары, когда идет обмеление. Но первая проблема: насколько мы сможем набрать состав капитанов, на сегодняшний день в кадровом составе по капитанам проблема серьезная. Не только для Сыктывкара, не только Коми, но и для всей страны. Вторая проблема — это необходимо сейчас заказать новое судно. Они производятся в Костроме. Изготовление занимает определенный период времени, несмотря на наличие денег.
Суммы приобретения катеров пока непонятны, нужно запрашивать коммерческое предложение, подтвердила Эльмира Ахмеева.
Прибыв в Трехозерку и проехав несколько километров по трассе до Седкыркеща, делегация направилась к месту, где потенциально разместиться долгосрочное решение транспортной проблемы — мост, который соединит два берега реки. Пока что тут расположились лодки нелегальных перевозчиков, которые доставляют людей на другую сторону за 100 рублей. Они в беседе с делегацией выступили против моста:
— Я считаю, что мост не нужен. Вот кому он на самом деле нужен?
— Людям. Много обращений поступает, — пояснили представители власти. Замечание было резонным: еще на пароме автомобилистов, перебирающихся из Сыктывкара, спросили, нужен ли им мост, и они подтвердили это.
Эльмире Ахмеевой даже предложили перебраться на лодке на другой берег, но та отказалась — все-таки перевозка неофициальная.
«Перевозчикам» посоветовали зарегистрироваться как прогулочный бизнес, но они сослались на сложности с получением нужных документов. С этим вопросом поручили разобраться Минэку Коми.
Пока же нелегалы перевозят людей через реку, мост в Алешино только проектируется. И уже с ним возникли сложности, об этом первый вице-мэр Сыктывкара Александр Можегов рассказал на встрече делегации с общественностью Седкыркеща. За документацию взялась фирма из Самары. По контракту срок исполнения — конец 2022 года, но «с учетом уникальности будущего мостового сооружения и сложности переходов» бумаги мэрия Сыктывкара получит в конце мая 2023 года. Изначально планировалась одна госэкспертиза, но в итоге их будет две. Документы должны пройти еще проверку в речном регистре, объяснил Александр Можегов БНК.
— 1 июня мы ожидаем результат работы — проектно-сметную документацию на мостовое сооружение, которое соединит два берега реки. Со стороны Алешино нам предстоит [подъездной путь] от разворотной площадки влево в лес с выходом под прямым углом к мостовому сооружению — это где-то метров 300 там будет. На этой стороне реки выход будет на существующую асфальтовую дорогу, которая подходит к реке, — объяснил вице-мэр Сыктывкара. Длина понтонного, наплавного моста составит более 600 м, грузоподъемность – 40 т, он планируется двухполосным.
Жители отреагировали неоднозначно:
— Мы вам не верим. Все эти проектно-сметные документации до 8 декабря, до 17 мая, и каждый год оно вот так вот откладывается. Как можно вам верить?
Александр Можегов пояснил:
— В прошлом году мы проводили работы, связанные с определением места, наиболее оптимального места размещения мостовых сооружений. Было рассмотрено три варианта. Остановились на том, о котором сейчас говорили.
— Если мы годами будем смотреть месторасположение, потом место проведения, это когда у нас будет [мост]?
Изначально ожидалось, что строительство моста будет стоить около 700 млн рублей. Но эта «фантастическая цифра», по словам Александра Можегова, уже весьма «оптимистичная». Стоимость сооружения может быть сотни миллионов рублей. Точную сумму определит проект, но уже понятно, что требуется поддержка региона. Эльмира Ахмеева ее пообещала:
— Все такие большие объекты строятся через адресную инвестиционную программу. Как правило, это софинансирование в размере 5 [процентов финансирования] на 95 [процентов финансирования], где 5 — муниципальное образование, 95 — регион. Но необходимость строительства моста никаких сомнений не вызывает. Круглогодичное, круглосуточное будет движение. Люди, время, деньги — это сегодня бесценно, безопасность прежде всего, оперативность, надо ехать на работу, в школу, в другие учебные заведения. Поэтому по итогам проектирования будет точная сумма моста. Конечно, республика будет участвовать.
Мост будет «уникальным, с индивидуальным решением», так как река судоходная, необходимо делать его раздвижным и даже с аркой для прохода маломерных судов. Помимо суммы на мост, понадобится финансирование на сопутствующие объекты. Улица Трактовая к переправе заливается в половодье. Чтобы избежать этого при наличии моста, нужно реконструировать участок.
При получении финансирования мост могут построить за два года. Эльмира Ахмеева дала рекомендацию перед этим провести общественные обсуждения, чтобы дать жителям высказаться. Владимир Голдин в беседе с журналистами заявил, что большинство идею по строительству моста поддерживает. По мнению и.о. мэра, у поселка, где сейчас живут 1948 человек, есть перспективы:
— Здесь можно развивать и туристические, и рекреационные вещи. Вы знаете, что в свое время здесь был отличный пионерский лагерь «Белый бор». Мы с Эльмирой Ахтямовной [Ахмеевой], когда шли на пароме, обсуждали и этот вопрос. Есть интересные задумки по развитию территории.
Пока задумки только обсуждаются, и даже краткосрочное решение транспортной проблемы займет месяцы, актуальным остается дноуглубление реки. В 2021 году на эти цели потратили свыше 4 млн рублей, в 2022 году – около 5 млн рублей (с увеличением объемов), а в 2023 году увеличат сумму на 10-20%. Это должно увеличить сроки действия переправы в Алешино. Работы эффективны — в этом сезоне маршрут работал на месяц дольше, а суда не садились на мель.
БНК
Комментарии (34)
Чего воду в ступе толочь.
Судостроитель устало спросил - "А не смущает вас то факт, что я полковник КГБ, в запасе естественно?"
Вот на 13 лет и затихло...
От выборов к выборам ничего не меняется.