Скульптурная эволюция: от Ленина к комару
В Усинске идет строительство молодежного сквера, главным украшением которого станет памятник комару. Как считают идейные вдохновители нового архитектурного ансамбля из усинского филиала УГТУ, именно свирепыми комарами, являющимися чуть ли не его символом, славится северный город. Любопытно, но на стадии идеи обсуждались памятники резиновым сапогам, студенческой зачетке или рабочей каске. Но студенты остановились на комаре. Корреспонденты газеты "Молодежь Севера" вспомнили, какие необычные памятники и скульптуры украшают города и районы Коми.
Газетой не прихлопнешь
Раз уж начали с комаров, комарами и продолжим. По задумке усинских студентов, сквер должен стать излюбленным местом культурного отдыха не только молодежи, но и всех жителей города, именно поэтому в памятник комару вживят специальные датчики, отпугивающие настоящих насекомых. А в самом сквере будет установлено множество скамеечек и лавочек. Ваять городскую скульптуру будет известный скульптор из Ноябрьска Валерий Чалый.
- Самого комара делают в Санкт-Петербурге. Это будет сборная металлоконструкция с элементами литья и ковки. В сентябре молодежный парламент Усинска совместно со студентами УГТУ высадят в сквере деревья, а весной займемся ландшафтным дизайном. Планируем также сделать в студенческом сквере бесплатный Wi-Fi, - рассказал председатель парламента Константин Николаев.
Кстати, в ямало-ненецком Ноябрьске, откуда родом скульптор, памятник комару появился еще в 2006 году. Правда, он был установлен в сквере ветеранов. Автором композиции является Валерий Чалый изготовил композицию из списанных металлических деталей. Высота комара с человеческий рост. Это самый большой памятник комару в России. Монумент напоминает, что самое страшное в Сибири - не морозы, а комары.
И еще парочка комариных фактов. Памятник этому насекомому существует также в Бердянске. А в Санкт-Петербурге в конце 90-х полгода простоял памятник-акция комару, созданный художниками из группы «Новые тупые».
Ö - моё!
В прошлом году в Сыктывкаре наконец-то появился памятник букве коми алфавита «ö». Долгожданное официальное открытие монумента состоялось в День города 12 июня. Идея вырезать эту букву из камня пришла научному сотруднику Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН Алексею Рассыхаеву еще в 2008 году. Скульптор Александр Выборов вырезал в камне букву коми-алфавита спустя два года, после чего еще очень долго памятник дожидался, когда и как решится его судьба, пролежав на заднем дворе Национальной галереи. На вид памятник неказист и представляет собой двухтонный квадратный камень со сторонами метр на метр с выгравированной на нем буквой «Ö».
Между прочим, ровно за десять лет до этого, в 2001 году, в сквере Карамзина города Ульяновска открылся единственный в мире памятник букве «Ё». Любопытно, но сразу после открытия памятник был перемещен в здание Ленинского мемориала. Спустя четыре года на месте монумента из черного гранита, который вызвал много критики со стороны ульяновцев (горожане вменяли скульптору, что памятник сравним с надгробным), ночью установили новый памятник букве «Ё» на этот раз представляющий собой треугольную пирамиду. Старый же отвезли на склад.
Движущая сила
Вообще, в истории республики немало случаев перемещения памятников из одного места в другое. Один из них произошел в начале этого века. Переезд памятника «Геологам Севера» из Воркуты в Сыктывкар очень напоминал полукриминальную спецоперацию. Дело в том, что официального разрешения на перевоз четырехметрового монумента никто не давал. Поэтому его пришлось тайком распилить на две части, погрузить на железнодорожную платформу и переправить в столицу Коми.
Сам памятник неизвестному геологу скульптора Игоря Пылаева появился в Воркуте в 1984 году. Он был установлен в поселке Рудник, около зданий, где работали геологи. По их словам, во время праздников они частенько выходили на улицу, чтобы поднять бокалы в компании своего «каменного коллеги».
Когда в начале двухтысячных у геологов настали тяжелые времена, руководство компании «Миреко» (Минеральные ресурсы Коми - МС) приняло решение перевести всех сотрудников из Воркуты в Сыктывкар. После того, как последние люди покинули здания в поселке Рудник, известный воркутинский геолог, в то время министр промышленности и энергетики республики Николай Герасимов решил не бросать «бородача-романтика с рюкзаком» в опустевшем поселке. Однако в ситуацию вмешались «бумажные проблемы». Разрешение на вывоз памятника никто не давал, поэтому его было решено вывезти самовольно. В Рудник пригнали кран и спецтехнику, распилили «каменного мужика» на две части, чтобы он поместился в контейнер, и погрузили на платформу до Сыктывкара.
- Герасимов стибрил памятник из Воркуты. Стоял он себе спокойно и в какой-то момент пропал, - с улыбкой рассказывает экс-мэр Воркуты Игорь Шпектор. - Но вообще Герасимов молодец. Как я могу обвинить его в том, что он украл памятник? Поселок ведь был брошенный, и это каменное изваяние там никому не было нужно.
Некоторое время памятник пролежал в контейнере возле здания «Миреко» на Октябрьском проспекте. Его реставрацией руководила дочь художника Валентина Пылаева. Для него подготовили постамент и несколько лет назад открыли вновь. Геологи возродили традицию по праздникам фотографироваться у каменного бородача с рюкзаком.
В связи с этой историей вспоминается пропажа скульптуры шахтеру, которая долгие годы украшала сквер возле Дома культуры шахты «Западная» в Инте. В начале двухтысячных, когда угольное предприятие безжалостно банкротили и распродавали активы, чтобы рассчитаться с кредиторами, скульптура шахтера неожиданно исчезла. На опустевшем постаменте не осталось никаких следов преступления, зато спустя несколько месяцев стало известно, что чугунный шахтер закончил свою жизнь благодаря скупщикам лома. И лишь недавно его уменьшенная копия вновь появилась в Инте, на этот раз на территории единственной уцелевшей шахты «Интинская».
Сосногорский феномен
Несмотря на то, что больше всего памятников находится в столице Коми, Сосногорск обошел все остальные города по количеству необычных и забавных городских скульптур.
Еще в 2009 году местный мастер воплотил в металле символ Сосногорского района, изображенный на его гербе, - токующего глухаря. Северная птица счастья установлена на новом пешеходном бульваре в окружении елей в честь тридцатилетия муниципального района. Автор скульптуры - сосногорский кузнец Михаил Сосин.
- Конечно, нашего глухаря еще рано сравнивать с санкт-петербургским Чижиком-Пыжиком, который за свою жизнь исполнил тысячи желаний, - сказал на открытии памятника глава района Игорь Леонов. - Но каждый из жителей уже сейчас может подумать о сокровенном, и это обязательно исполнится, ведь глухарь - птица волшебная. Стоит потереть коготь его правой лапы, и задуманное сбудется.
Спустя год в Сосногорске продолжили традицию радовать горожан необычными архитектурными формами и установили памятник шишке сосны, давшей название городу. Кованая скульптура высотой 2 м 15 см появилась в шестом микрорайоне. Рядом с шишкой стоит также выкованная из металла белочка. Композиция одновременно является и фонтаном: из вершины шишки по ее чешуйкам стекает вода. Автором композиции стал уже знакомый кузнец Михаил Сосин.
По его словам, вес шишки вместе с белкой около четырех тонн. На работу ушло около трех месяцев, и трудились над шишкой восемь мастеров.
Но на этом кузнец не успокоился и уже в этом году подарил городу еще одно творение. Теперь каждый любитель рыбалки издалека видит своего бронзового собрата - сосногорского рыболова, шагающего с уловом домой по улице Оплеснина.
- Заказ был очень сложный, ведь мы в первый раз делали скульптуру человека, но это интересно, - признался кузнец. - Я горжусь своим коллективом и надеюсь, что данная скульптура станет еще одной изюминкой нашего города.
Стальная Домна
Если не считать сосногорский опыт работы с металлом, практически все памятники и скульптуры, установленные в Коми, выполнены в граните и камне. Редкое исключение составляет стальная фигура коми революционерки Домны Каликовой, установленная возле здания Русской гимназии в Сыктывкаре.
У этого памятника тоже своя интересная история. Уроженка Коми, как ни странно, по своей популярности ничем не уступает вождю мирового пролетариата Владимиру Ленину, чьи бюсты и памятники есть, наверное, в каждом населенном пункте республики. Ее портреты, мозаичные панно, бюсты были весьма популярны в советское время, и вот в 1967 году за образ героини коми народа взялся сыктывкарский скульптор Владимир Рохин.
Он представил зрителям необычный скульптурный портрет из двух материалов: бронзы и дерева. Лицо отлито из металла, а шапка волос сотворена самой природой: это громадный кап, нарост на дереве, отличающийся большой твердостью и красивой фактурой. Таким образом, в скульптуре слились твердость неустрашимой партизанки и мягкость молодой девушки.
А в 1979 году сыктывкарцы впервые увидели большую металлическую скульптуру, изображающую девушку с ружьем за плечами. Поначалу она стояла у входа в Дом политпроса как символ зональной выставки «Советский Север», проходившей в Сыктывкаре. Работать над скульптурой Рохину было сложно - это была первая объемная работа, выполненная методом сварки. После закрытия выставки Домну Каликову перенесли к столичной школе №2, носившей ее имя. При этом установили наспех, на низком постаменте, на открытом месте, тем самым пренебрегли задумкой автора, мечтавшего показать Домну на фоне елей и лиственниц. Сейчас, по прошествии десятилетий, незаметная фигура революционерки практически слилась с окружающими ее деревьями, а на постаменте отсутствует любая надпись, указывающая на то, кому же установлен металлический памятник на улице Советской.
Вечно молодой
Безусловно, в каждом городе есть свои памятники писателям, политическим деятелям, ученым, композиторам и другим выдающимся личностям. Например, в Инте установлен бюст Петра Чайковскомого, а в Печоре - памятник Максиму Горькому. Практически везде есть обелиски, посвященные защитникам Отечества и воинам-интернационалистам.
Привокзальные площади некоторых городов традиционно украшают старые паровозы, на которых обязательно кто-то первым доставил уголь в блокадный Ленинград. В аэропортах навечно прикованы вертолеты, отлетавшие свой срок еще в советские времена. А в Воркуте, на площади Победы, кроме вертолета, по инициативе экс-мэра Игоря Шпектора воздвигнуты танк и несколько пушек, дула которых почему-то направлены на одно из зданий городской больницы.
Но только изваяние Владимира Ленина есть практически во всех городах и районах. Немногие знают о том, что в 1924 году, после смерти Ленина, Сыктывкар, называвшийся в то время Усть-Сысольск, чуть не стал городом Владимиролениным. К счастью, этого не произошло, зато на главной площади появился памятник вождю пролетариата, у которого тоже есть своя любопытная история.
- 1967 год был для Коми АССР, да и для всей страны значимым, - рассказывает научный сотрудник Национального музея Инна Мамонтова. - В этот год отмечался 50-летний юбилей Великой Октябрьской социалистической революции. Главным событием в Сыктывкаре было открытие памятника Владимиру Ильичу Ленину на Юбилейной (ныне Стефановской) площади. Можно лишь догадываться, сколько времени и сил было затрачено художниками для воплощения идей. Первоначально замысел памятника был оформлен на бумаге в виде набросков и эскизов. Затем в пластичном материале воссоздавалась уменьшенная копия будущей скульптуры. Эту копию авторы представили на рассмотрение профессиональному художественному совету республики. Совет дал добро.
Но не сразу скульпторы приступили к работе. Современные компьютерные программы позволяют, не вставая из-за стола, увидеть, как впишется будущий памятник в городской ландшафт. А 45 лет назад авторам пришлось сначала изготовить модель памятника Ленину из фанеры в полный рост, установить его на площади и уже тогда оценивать.
По замыслу авторов, памятник должен был представлять собой гранитный пилон, из которого вырастает фигура Ленина на фоне развевающегося знамени. Эта скульптура была средством выражения основной идеи произведения: «Ленин - наше знамя!» Но когда модель была установлена, все обратили внимание, что большое развернутое влево знамя за спиной Ленина отвлекает внимание зрителя от персоны и нарушает визуальную симметрию скульптуры. Времени на создание эскиза нового памятника уже не оставалось, и авторы решили «усечь» знамя, исправляя положение.
Гранитный памятник Ленину до сих пор выступает своего рода организационным ядром главной площади города. Правда, многим жителям и гостям Сыктывкара так до сих пор и не понятно, что за «рюкзак» расположен за спиной вождя.
P.S.
С каждым годом в мире появляются десятки, если не сотни городских скульптур, украшающих города. Сказочные персонажи, литературные герои, любимые киноактеры, почетные граждане, люди разных профессий заполнили площади и скверы в бронзовом или каменном облачении. Отношение народа к появлению подобных композиций неоднозначное, но именно эти памятники привлекают внимание туристов, заставляя улыбнуться, достать фотоаппарат и сделать снимок. В нашей республике до сих пор превалируют железобетонные стелы, гранитные монументы и скучные бюсты - пережиток советского прошлого. Сосногорский опыт в этом виде искусства показал, что оживить любой населенный пункт можно за счет смешных и трогательных скульптур. Было бы желание.
Комментарии (5)