22:11, 08.08.2012 / КУЛЬТУРА

Скульпторам прописали Ыб

Сегодня, 8 августа, в Сыктывкаре стартовал очередной, шестой по счету, Международный скульптурный симпозиум «Финно-угорский мир. Древо». На церемонию открытия в Национальную галерею Коми, в саду которой в течение двух недель будут трудиться ваятели, пришли известные в республике деятели культуры и представители власти. А наряду с торжественными речами звучали и критические замечания, что, мол, неплохо было бы проводить этот симпозиум пореже.

KIR_2879.jpg

Скульпторам предстоит превратить бесформенные глыбы в "финно-угорские древа". Фото Кирилла Затрутина

Церемония открытия началась с мини-концерта Народной артистки республики и Заслуженной артистки России Альфии Коротаевой. Певица исполнила три песни на коми языке.

Директор галереи Ольга Талянина объявила, что на этот раз в симпозиуме будут участвовать 11 скульпторов — больше, чем в предыдущие годы. Они представляют пять регионов страны: Коми, Марий Эл, Татарстан, Пермский край и Москву.

Есть среди участников и скульптор из Германии — Михаэль Рофка. Его участие, по словам директора Нацгалереи, приурочено к Году Германии в России.

Кроме того, отметила Ольга Талянина, нынешний симпозиум привязан и к Году молодежи в Коми. Именно поэтому в симпозиуме участвуют молодые скульпторы: Дмитрий Демьянов из Коми и Тимофей Тюрин с Фанилем Валиуллиным из Казани.

KIR_2860.jpg

Министр культуры республики Артур Рудольф передал поздравления от руководства региона и сообщил, что тема нынешнего симпозиума — Древо жизни финно-угорских народов. Этот образ, отметил он, встречается и в культурах многих других народов, на территории которых росли леса. У многих из них, не без гордости добавил он, леса уже не растут, но только не у коми.

Последовали рассуждения о символике древа, о том, что его корни связаны с подземным миром, ствол — с миром людей, а крона — это связь с богами. После чего Артур Рудольф поинтересовался:

- Есть ли в программе поездка в Ыб?

- Дважды, - обнадежила его Ольга Талянина.

Министр пожелал, чтобы скульпторы своими глазами увидели красоты Ыба и посетили этнопарк, с которым власти Коми связывают много надежд, в том числе в области туризма.

Интеллектуалу Рудольфу несколько уступали в красноречии другие ораторы — замминистра национальной политики Андрей Лазицкий, депутат Госсовета региона Алексей Цыпанов и вице-мэр Сыктывкара Валерий Козлов, который, в частности, отметил, что город «скромно борется» за звание культурной столицы республики и Севера в целом.

KIR_2862.jpg

Спич скульптора Романа Бендерского несколько диссонировал со всем сказанным прежде. Он заявил, что хотел бы сделать замечание «типа критики» и пожелал, чтобы в этнопарке, куда после симпозиума отправятся некоторые скульптуры, сделали для них достойную площадку.

Одним замечанием Роман Бендерский, впрочем, не ограничился и предложил проводить симпозиум раз в два-три года (один год — это «как-то быстро и скоро»), а также увеличить его бюджет и предусмотреть гонорары для скульпторов — чтобы их тяжелый труд все же оплачивался.

- Я говорю русский еще плохо и мало, - предупредил Михаэль Рофка и вскоре перешел на английский.

Переводчиком выступила скульптор из Москвы Софья Антипова, участвующая в симпозиуме вместе с мужем — Сергеем Антиповым.

Михаэль Рофка сказал, что это необычный опыт — побывать в Республике Коми, о которой в Германии мало кто знает. Он пообещал, вернувшись на родину, рассказать своим соотечественникам о регионе и заверил, что в Сыктывкаре ему очень понравилась природа.

KIR_2872.jpg

Софья Антипова передала слово и 13-летнему начинающему скульптору Григорию Антипову. Подросток, выступив с серьезной речью, выразил надежду, что их работы и их самих здесь будут долго вспоминать.

После официальной части многие участники церемонии открытия отправились на задний двор галереи — лицезреть эрратические валуны, которым предстоит превратиться в скульптуры. Самим же участникам симпозиума предстоял фуршет.

1121

Комментарии (8)

Добавить комментарий
  • Золотая Ыбка
    09 авг. 2012 г., 7:39:44
    Ответить
    -
    А.С.Пушкин
  • соседка
    09 авг. 2012 г., 11:26:58
    Ответить
    а нельзя и творить в этно- парке
    блин, опять скрежет по камню до самой ночи и пыль на месяца полтара
  • во как
    09 авг. 2012 г., 14:44:03
    Ответить
    какие капризные творцы пошли: "сделали для них достойную площадку"
    1. а еще в Ыб кроме творцов - хорошо проворовавшихся чиновников ссылать (ну тех, кого за "экономику" /как ее понимает правительство/ садить нельзя) пусть принудительно отрабатывают взятки то.
    2. а еще можно огородить часть колючкой, заселить элементом и рукавицы-сапоги шить, да доски строгать
  • ю-джын
    09 авг. 2012 г., 15:06:09
    Ответить
    пора!
    вса в ыб! и бичей возьмите. блогодетели вы наши.
  • :)
    09 авг. 2012 г., 22:36:23
    Ответить
    в ыбе хватает своих каменных болванов:)
  • Алиса
    10 авг. 2012 г., 9:07:04
    Ответить
    Я каждое утро с ужасом лицезрею из окна своего дома на эрратические валуны из хлама, мусора и гаража с деревянным сараем на заднем дворе Национальной галереи. Уважаемая г-жа Ольга Талянина когда вы наведете там порядок ?
  • 321
    10 авг. 2012 г., 16:18:01
    Ответить
    Какие валуны, такие и скульптуры. А Бендерский далеко не скульптор, а ложкарь. Ему эти симпозиумы не нужны, одна головная боль. Деньги ему и дом художника приносит, причем хорошие. А вы тут со своими симпозиумами.
  • Михаил
    02 дек. 2013 г., 14:20:20
    Ответить
    Конечный пункт творчества
    Из городских реалий подобных творческих проектов и о том кому все это надо:)

    ПОРОГ КУЛЬТУРЫ
    Не секрет, что в нашей стране на улицах можно найти все что, угодно начиная с обычных потерянных по рассеянности мелких личных вещей и заканчивая драгоценными металлами. Когда читаешь в городской прессе сообщения о находке какого-нибудь произведения искусства на помойке города, то воспринимаешь этот факт все же как фантастическое событие (не так давно проскальзывало в прессе сообщение о находке иконы), которое конкретно в твоей жизни вряд ли когда-нибудь может произойти. Тем не менее, в душе теплится искорка надежды на чудо… а вдруг? Со мной это вдруг произошло пару недель назад. Выносил утром мусор и у близлежащих баков в снегу обнаружил огромные многокиллограмовые залежи художественных принадлежностей - бумаги, картона, а среди них картины, написанные маслом и чудесные акварельные рисунки. Академическое образование и склонность ценить все прекрасное дали однозначный ответ на всплывший в сознании вопрос что делать: Спасать! И вовремя, поскольку через несколько минут подъехал грузовичок с «командой зачистки», и все что не удалось вынести, было прямиком отправлено на городскую свалку. В ходе небольшого расследования о том, кем же был автор спасенных полотен, удалось установить следующее:
    ЗАЛИТКО ВИКТОР ГРИГОРЬЕВИЧ родился 28 июня1939 в с. Ново-Павловка Белоглинского района Краснодарского края. Живоп****, график, педагог. Член Союза художников РСФСР с 1975 г. Заслуженный работник Республики Коми (2006). Лауреат Государственной премии Коми АССР (1984). Учился в Ленинградском Государственном педагогическом институте им. А.И. Герцена (1962-1966) на художественно-графическом отделении у А.М. Канеева. По окончании института приехал в Сыктывкар. С 1975 по 2011 год работал в Республиканском колледже искусств преподавателем и заведующим художественным отделением. С 1968 года – участник выставок. Совершил творческие поездки по республике, побывал в Ульяново, Усть-Цильме, в Ижемском районе, на Удоре, по результатам которых создал ряд живописных и графических работ, отличающихся своеобразием индивидуальной манеры с преобладанием ритмического и декоративного начала. Среди излюбленных мотивов – городской и сельский пейзаж, выполненный в условной декоративной манере с ярким колоритом. Это виды Сыктывкара («Вечер. Театр», 1971), а также самобытная красота северных селений: серия графических пейзажей, посвященных старинному селу Усть-Цильма, живописных пейзажей Сизябска и Ижмы («Сизябская осень», «На Ижме», 1973; «Сизябск после дождя», 1974). Участник республиканских, зональных, всероссийских, всесоюзных, международных выставок.

    Удивление переходящее в шок! Почему помойка, а не расположенная рядом школа №35 в которой уже несколько лет осуществляется программа по сбору вторичного сырья (макулатуры) да и сами по себе картины и картон могли бы пригодиться в учебном процессе? Чем руководствовался человек, совершая такой бездумный и по-настоящему вандальский поступок? Ужасно то, что это не единичный случай. Как свидетельствует Владимир Андреевич, владелец гаража расположенного рядом с местом утилизации мусора таким же образом несколько лет назад поступили и с другой известной художницей, творческое наследие которой после ее смерти просто выбросили на улицу. Свидетель утверждает, что и раньше находил тайком под покровом ночи, вынесенные из мастерской автора (находится рядом по адресу ул. Пушкина, д. 80) фанерные основы для работ и целые не распакованные рулоны бумаги для рисования. В свете приведенных фактов призывы молодых экологов к раздельному сбору мусора и бережному отношению к окружающей среде кажутся еще более утопичными! Филипп Филиппович Преображенский был на сто процентов прав говоря: «… разруха не в клозетах, а в головах!». Но РАЗРУХА В ГОЛОВАХ как оказалось впоследствии – это лишь часть глобальной общероссийской проблемы! Вторая неразрывно связанная с ней, но намного более опасная ипостась – это ВРЕМЕНЩИЧЕСКАЯ АМБИЦИОЗНОСТЬ. Культуру обывателя можно повысить сравнительно быстро, если задаться желанием и сделать соответствующие капиталовложения, а вот изменить мировоззрение присосавшегося к рулю власти чиновника действующего строго букве закона и не заботящегося о национальном благе намного труднее. Ближе к делу. Вчера 1 декабря 2013 г. решил отнести в Национальную галерею Республики Коми одно из найденных полотен – нестандартный портрет девушки, выполненный на куске картона размером примерно 120х40 см. Заранее поинтересовался у знакомой, которая там работает, о такой возможности и получил на это положительный ответ. К моему огромному удивлению уже на уровне вахты галереи появились первые симптомы «болезни». Вместо слов приветствия охранник-вахтер видя у меня в руках картину начал задавать какие-то нелепые вопросы: Зачем вы пришли? Что вам надо? Что вы принесли? В общении с сотрудниками музея наивно надеешься встретить понимание и живой интерес в первую очередь к искусству… Давно подметил, что вахтеры далекие от жизни организации в которой работают приносят ей больше вреда чем пользы охраняя ее имущество. И даже больше они причиняют зачастую огромный непоправимый вред, поскольку вахта – это лицо организации по которому создается в умах посетителей общее впечатление и эмоциональный образ учреждения! Хотя, следует отдать должное, вахтер быстро отреагировал, позвав девушку, с которой была договоренность, и мы направились в ее рабочий кабинет. Но не успели сделать и пары шагов от входной двери, как началось самое интересное и необъяснимое. Вдруг откуда ни возьмись на нас налетела с криками какая-то женщина, как потом выяснилось это был главный хранитель музейных предметов Панкрушева Ольга Кузминична. Она категорично заявила, что запрещает вносить передающуюся в дар галерее культурную ценность - картину, мотивируя это тем, что заранее не были оформлены необходимые для этого разрешения и заявления. Каких-либо внятных объяснений и путей выхода из создавшегося положения она не предлагала недвусмысленно указывая на дверь и давая понять своим видом, что музею ничего ни от кого не надо. Бюрократия на грани маразма! Представляете, чтобы что-то каким бы оно ценным ни было отдать музею, оказывается нужно заполнить целый ворох бумаг и потратить уйму времени на бессмысленные согласования! Просто так по своему хотению передачу вы осуществить также не можете - только по предварительной договоренности и записи:) Страшно подумать, если даже главный хранитель Национальной галереи Республики Коми не радеет за свое дело, то о каком вообще бережном отношении к богатствам республики и страны в целом можно говорить? Быть может цинизм и халатность, граничащая с вредительством, на руководящем уровне причина многих наших экологических бед! К чести рядовых сотрудников музея они проявили настоящую храбрость и самоотверженность! Девушки, несмотря на строгий запрет, все же пронесли картину, и теперь она попадет в добрые заботливые руки мастеров и искусствоведов! Судьба этого полотна завершилась счастливым финалом, но сколько еще бездомных культурных ценностей в нашей стране требующих помощи и сколько еще таких Кузьминичн преграждающих им путь к спасению!