Госсовет Коми подкорректировал обращение по введению запрета на разработку карьеров рядом с поселениями
В первоначальном тексте, который собирались отправить в федеральные органы власти, говорилось о запрете добывать ископаемые в радиусе 10 километров от населенного пункта. Не все депутаты согласились с такой позицией, так как это приведет не только к удорожанию строительства, но и к новым социальным протестам.
Этим летом в Сыктывдинском районе началась вырубка лесов для разработки песчаных карьеров. Жители поселков Язель и Пычим высказали недовольство, которое вылилось в протесты. Уже состоялось несколько встреч с населением, в том числе на площадке Государственного совета Коми. Выслушав все стороны, региональный парламент подготовил поправки в федеральные законы для решения проблем с разработкой карьеров рядом с поселениями.
Депутаты из фракции «Единая Россия» предложили три изменения в федеральное законодательство: внести в закон о недрах ограничения или запрет на добычу полезных ископаемых в пределах 10-километровой зоны от границ населенного пункта, в законе «Об охране окружающей среды» можно прописать пункт о том, что создавать лесопарковые зеленые пояса можно не только вокруг городов, но и вокруг сельских населенных пунктов, а также установить специальные требования к участникам аукционов, при проведении которых учитывать социальные, экономические, экологические и другие интересы местного населения.
Проект обращения комитеты Госсовета рассмотрели 27 июля. И у многих депутатов возникли сомнения, что законодательный орган поступает правильно. Депутат-единоросс Илья Сидорин рассказал, что он нанес на карте десятикилометровые кружочки вокруг населенных пунктов — и они перекрыли огромную площадь. Он рассказал, что в Троицко-Печорском районе есть два карьере: один — в трех километрах от населенного пункта, где раньше была свалка и где никто не собирает ягоды, второй — в 54 километрах от Троицко-Печорска. Если первый подпадет под запрет, то эксплуатация второго привет к значительному росту стоимости песка.
— Это удорожание всех строительных и дорожных работ по государственным и муниципальным программам. А районы, где много населенных пунктов? Представьте небольшие районы, где много населенных пунктов, это Центральная Россия. Мы все перекроем. Мы столкнемся с большими трудностями. Они это отметут. Я думаю, что здесь стоит подумать, насколько это целесообразно, — сказал он.
По его словам, ситуация будет развиваться по той же схеме, что и с введением ограничения на заготовку древесины рядом с населенными пунктами.
— Мы уже столкнулись с проблемой, когда ввели ограничение — 10-километровую зону по заготовке древесины. Предприниматель в Якше и Комсомольске в прошлом году отработали делянки, сделали отводы, таксацию, дороги. В мае вышло постановление с запретом, порядка 80 процентов участков вошли под запрет. И 50 человек остались без работы. В этом году летняя заготовка у предпринимателей остановилась. Я опасаюсь, что ситуация будет аналогичная и здесь, — сказал Илья Сидорин.
Депутат Владимир Жариков усомнился, что обращение сможет решить проблему с уже выделенными участками, так как там были соблюдены все процедуры.
— Кто будет прокладывать дорогу, чтобы за 10 километров песок вывезти? Администрация района? Я считаю, что надо и с предпринимателями это обсудить. Иначе мы завтра с вами вообще все остановим. И ничего не сможем добывать — ни песок, ни нефть, ни газ, ни уголь. Все остановим, — сказал он.
Илья Сидорин предположил, что стоимость песка для населения, которое строит индивидуальные дома, для фермеров, увеличится в 3-4 раза, если будет введен запрет.
— Вот тогда мы получим еще один социальный взрыв. Все эти вопросы, которые возникли в Сыктывдинском и Сысольском районах, решаются одним решением — вовлечением населения в обсуждение до предоставления участка недр в пользование. Плюс возможность включения представителей местной администрации в конкурсную комиссию, которые будут доносить точку зрения населения, позицию местных органов власти, — сказал он.
Обсуждение текста обращения продолжилось на заседании 28 июля. Депутат Николай Братенков спросил, откуда вообще взялись эти 10 километров.
Председатель комитета Госсовета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Александр Попов ответил, что это было предложение людей.
— Над этим вопросом работали больше месяца. На первой встрече с гражданами в селе Часов 30 июня была зафиксирована эта цифра, и далее при всех обсуждениях она фигурировала. Если бы взяли другую цифру — 7, 5, 3, — то у вас было бы справедливое право задать вопрос, почему такую цифру Попов предлагает. А эту цифру предложили наши избиратели. Я думаю, что обращение — это приглашение к диалогу, приглашение к обсуждению. И отправная должна быть — которую услышали от избирателей, а не придумали сами, — сказал он.
Николай Братенков заметил, что в таком виде обращение не принесет результатов — республика получит отказ от федеральных органов.
— Я за то, чтобы население не страдало от находящихся поблизости, влияющих на природную среду промышленных объектов. Но вместе с тем не означает ли это, что и рубку лесов, и полезные ископаемые будут за 10 километров? Это совсем другое дело. У нас между населенными пунктами около 20 километров вдоль [реки] Печоры. Постоянно у людей сложное положение — неоткуда брать песок для строительства собственных же домов, и дров, и древесину, — сказал он.
Депутат Илья Богданов предложил подготовить поправки в закон о недрах, а не отправлять обращение.
В итоге решено было изменить текст обращения — федеральным органам власти предложили позволить субъектам России самостоятельно устанавливать ограничения (запреты) на добычу полезных ископаемых в пределах до 10 километров от границ населенных пунктов.
Кирилл Наумов
Комментарии (8)
Кто ответит за тысячи спиленых деревьев в бору под Пычимом? Комяка за одно дерево посадите.