Журналисты полтора часа ссорились по поводу корпоративной этики
Члены правления Союза журналистов Коми и приглашенные обсудили в пятницу ситуацию вокруг нелицеприятных публикаций и видеосюжетов, связанных с газетой «Красное Знамя» (КЗ) и ее сотрудниками. Разговор проходил эмоционально и временами на повышенных тонах. Столь же эмоционально прошла и пикировка между шеф-редактором КЗ Еленой Шелест и директором телеканала «Юрган» Ниной Шмаровой.
Журналисты "Красного знамени" доказывали коллегам, что пьяными их в СМИ публиковать не следует, так как это противоречит корпоративной этике. Фото Николая Антоновского
В центре обсуждения оказался вышедший в эфире «Юргана» репортаж, в котором были использованы фото и видео нетрезвого первого заместителя главного редактора КЗ Бориса Суранова. В этом же сюжете авторы нелицеприятно отзывались и о шеф-редакторе газеты Елене Шелест, продемонстрировав ее фото, сделанное на фоне американского флага во время поездки журналистки в США.
Председатель Союза журналистов Эдуард Пименов выглядел слегка растерянным и, казалось, сам не вполне понимал, зачем он всех здесь собрал, и что сам тут делает. Когда кто-то из членов правления союза спросил его, было ли какое-то письменное обращение для созыва заседания, он ответил отрицательно.
- Были устные предложения... От Сугорова (поэт Александр Сугоров - БНКоми), но он пока не подошел... От Шелест...
- Я не была инициатором! - поспешила откреститься Елена Шелест.
- Сугоров позвонил, он сейчас подъедет, - пришел на выручку Эдуарду Пименову его заместитель Григорий Хатанзейский.
Сугоров, впрочем, так и не подъехал.
- Мы здесь собрались не для того, чтобы разбираться, кто первый начал конфликт, а понять ситуацию, примирить стороны, - после небольшой заминки открыл все же встречу председатель. - Складывается ощущение, что в Коми журналист журналисту волк. Хочется напомнить, что есть кодекс профессиональной этики журналиста, и то, что стали показывать коллег по профессии в непристойном, неприличном виде, - это некрасиво. Не только для нашего сообщества, а вообще. Читатели газет ждут от нас помощи, а потом видят, что сами журналисты грызутся между собой.
Инициативу взял в свои загорелые руки журналист и правозащитник Владимир Пыстин. Он высказал мнение, что до этого случая журналисты всегда соблюдали «честь мундира» и придерживались корпоративной солидарности.
- Даже если у какой-то газеты был какой-то промах, не принято было, чтобы другая газета его высвечивала или высмеивала. И когда на «Юргане» вышел этот фильм, или как его назвать, лично мне было неприятно его смотреть, - подготовил правозащитник площадку для наступления и перешел в атаку на сидевшую напротив него директора «Юргана» Нину Шмарову. При этом Владимир Пыстин заочно задействовал одного из корреспондентов телеканала — Максима Катаева, который принимал участие в подготовке сюжета:
- Максим Катаев озвучивает, как нехорошо употреблять спиртные напитки, показывает Бориса Суранова. А на баркемпе Максим Катаев ходил, чуть не падал, почти в невменяемом состоянии брал интервью. Сам был настолько пьяным! Его многие засняли, в каком виде он был и в каком виде брал интервью!
Владимир Пыстин предупредил, что негативные вещи можно раскопать в любом СМИ — по его выражению, «вытащить скелеты из шкафов».
- Можно и журналистов «Юргана» выставить в неприглядном свете, но мы же этого не хотим! Мы хотим, чтобы у журналистов было чувство товарищества, чувство локтя. И если журналиста заденут органы власти или правоохранительные органы, то он бы понимал, что живет среди коллег, и коллеги за него вступятся, защитят его и помогут, - с долей идеализма сформулировал Владимир Пыстин свои пожелания.
По словам Владимира Пыстина, то, что с журналистами не все так безнадежно, показала история с соцработником Алексеем Королевым, которому ставился в вину пожар в доме ветеранов в Подъельске. Благодаря в том числе солидарной позиции выступивших в защиту соцработника республиканских СМИ, полагает Пыстин, Алексей Королев был признан судом невиновным.
Журналист-правозащитник привел свою версию о том, кто был автором сюжета на «Юргане».
- В свое время, если помните, выходила такая газета «Негатив». В ней Торлопова (экс-глава РК Владимир Торлопов — БНКоми) буквально с дерьмом смешивали! И вот те люди, которые выпускали этот «Негатив», и оказывают воздействие на телеканал «Юрган»! - заявил Владимир Пыстин.
Он снова вернулся к родившемуся, видимо, в редакции КЗ предложению нанести по телеканалу ответный удар:
- Вот, говорят: давайте сами будем «мочить» «Юрган»! Не надо этого делать! Может быть, на журналистов «Юргана» давят, заставляют, чтобы они делали такие передачи. Надо, чтобы они отказывались!
Нине Шмаровой пришлось отбивать удары и отвечать на вопрос правозащитника, почему в эфире ее телеканала выходят подобные передачи.
- Журналисты ничем не отличаются от остальных людей. И если и вы, и мы показываем то, что есть на самом деле, как вы говорите, реально, то почему мы не должны показывать журналиста? - ответила она. - А что касается Катаева, то извините меня, во всех СМИ он был напечатан, везде и всюду! Что Катаев появился в пьяном виде — да откройте интернет, посмотрите!
- Ютъюб и «ВКонтакте» - это не СМИ! - возмутилась сидевшая рядом с ней Елена Шелест. - В газетах про него ничего не было!
- Не надо кричать! Кричать не надо! - осекла ее, повысив голос, Нина Шмарова. - А Суранов — извините, я здесь работала (заседание проходило в помещении Агентства РК по печати и массовым коммуникациям в Доме печати — БНКоми), и то, как он себя ведет, так его и защищать еще? Он здесь голым бегал, я его вызывала и постоянно с ним разговаривала: «Когда вы, наконец, прекратите?»! Это лечиться уже, если уж о Суранове!
Руководитель агентства по СМИ Ирина Брагина почувствовала, что пора понижать градус дискуссии и высказала свое мнение о том, что единства среди журналистов никогда и не было. Она сослалась на свой опыт, полученный еще с 1995 года, когда Ирина Брагина основала частную радиостанцию.
- Точно так же были войны между радиостанциями и другими средствами массовой информации. И причина этого, наверное, коммерция. Каждое СМИ выживает по-своему. Я не припоминаю, чтобы мы предпринимали какие-то такие действия, а нас «клевали» все время! - вспомнила Ирина Брагина. - И когда я возглавила агентство, меня журналисты точно так же «поливали» со всех сторон. Я сидела, слезки утирала и понимала, что если я буду добиваться опровержений, будет еще хуже. Поэтому я просто переживала и думала, что умные люди прочитают и поймут все правильно.
Глава агентства заявила, что согласна с тем, что журналисты должны соблюдать профессиональную этику. Санкции по поводу клеветы, по ее мнению, подстегнут журналистов тщательнее проверять информацию.
В ситуации с КЗ Ирина Брагина встала на сторону Нины Шмаровой.
- Нам охранники приносят жалобы: «Красное Знамя» пьет, дебоширят, пьяных выносят, милицию вызывают. Неприятно, честное слово. Это озвучивалось? Не озвучивалось, - сообщила она.
- Ну, это было давно! - вступил в обсуждение осведомленный ветеран газеты Валерий Туркин.
- Как минимум, год назад, - тоже оказалась в курсе Елена Шелест.
- Я думаю, средства массовой информации делят рынок между собой, - закончила мысль Ирина Брагина. - Коммерческая составляющая в этом конфликте, наверное, - главная.
Слова попросил Валерий Туркин, но его опередил член правления союза Петр Малафеев. Петр Малафеев, хоть и представил себя как «старейшего автора «Красного Знамени», печатающегося с 1965 года», оказался более проворным, чем увлекающийся неторопливыми шахматами Валерий Туркин.
- Мне не понравился наш сегодняшний сбор. Две стороны катят друг на друга, кто первый начал. Почему Союз журналистов не провел свое расследование этой ситуации, не подготовил ни материалы, ничего? - упрекнул Эдуарда Пименова Петр Малафеев.
- Если Суранов уронил свое достоинство, - сам того не подозревая, слегка двусмысленно (если учитывать обстоятельства, в которых был запечатлен заместитель главреда КЗ) продолжил Петр Малафеев, - то он должен был ответить в своем коллективе. Надо обсуждать то, откуда идут все эти склоки! А так — это деревенский разговор на скамейке.
К разговору подключился журналист Владимир Овчинников, тоже отметивший, что между СМИ «дрязги были всегда, но без перехода на личности»:
- Негоже внутренние дела выносить на суд читателей. Даже просто из чувства самосохранения: «полоская» друг друга, мы льем помои себе на голову. Нужно обсуждать это внутри редакций, агентства, и не выносить грязное белье. Если кто-то пьяный — есть милиция, составление протоколов. А таких вот соплей не надо.
Дошла наконец очередь и до Валерия Туркина, заявившего, что пикировки между изданиями были всегда, но рамок никто не переходил.
- А здесь ведь навал получился! Навал на «Красное Знамя»! Это доносительство! - воскликнул он.
Валерий Туркин предъявил еще и публикацию в газете «Панорама столицы», сделавшей после эфира «Юргана» материал с фотографией спящего и, очевидно, нетрезвого Бориса Суранова, и тоже вспомнил американское фото Елены Шелест.
- Она ездила в США, когда работала в пресс-службе главы республики! То есть была госслужащей! Взяли фото из ее дневника! - распалялся ветеран.
- А из нее «Юрган» шпионку делает! - ввернул кто-то.
- Вот именно! А посмотрите, что Даша (Дарья Шучалина, главный редактор газеты «Красное Знамя Севера», бывшая сотрудница «Красного Знамени» - БНКоми), первый штрейкбрехер в нашей журналистской среде, пишет: «Поражаюсь поведению «Красного Знамени»! А мы-то поведению Даши уже давно поражаемся! Тому, что она пошла руководить газетой, которую организовали как раз против «Красного Знамени»!
Вошедший в раж и вооружившийся припасенными им публикациями в СМИ Валерий Туркин пошел громить и других оппонентов. Досталось и главному редактору БНКоми, одному из организаторов фестиваля «Ыбица» Алексею Лазареву, который жестко отреагировал в ответ на обращение Елены Шелест в миграционную службу с просьбой проверить, на законных ли основаниях выступил на фестивале американский рэппер Turbo B.
- А этот? Лазарев? Это разве не доносительство? «В следующий раз Шелест на пушечный выстрел нельзя подпускать к «Ыбице», расхваливая фестиваль открыто, она тайно подготовила письмо-кляузу», - процитировал Валерий Туркин. - Я просто обалдел, вот я читаю! Разве можно такое?
Ветеран КЗ сделал «ход конем».
- То, что Союз журналистов обеспокоился этим, это совершенно правильно! Ну разве можно давать «Красное Знамя» на съедение всем этим БНКоми, «Комиинформу», «Юргану» и «Панораме столицы»?
Давно работающий в СМИ Валерий Туркин почему-то упорно называл «Панораму столицы» «Панорамой республики».
Парировать его обвинения решила Анна Манюк - гендиректор холдинга, в который входят, в частности, БНКоми и «Комиинформ». По ее мнению, одна из причин конфликта — выяснение личностных отношений в социальных сетях и дальнейшее тиражирование этих постов. Правда, Анна Манюк сразу предупредила, что хоть и в теме, но не будет называть конкретные фамилии.
- Мы все пользуемся интернетом, состоим в группах. Не нужно выносить личные конфликты на всеобщее обозрение в социальных сетях. Если кому-то кто-то не нравится — подойди и скажи лично, без посторонних, - предложила она.
- Второе, насчет фестиваля «Ыбица», - продолжила Анна Манюк, обращаясь к Елене Шелест. - Если газета «Красное Знамя» хочет что-то написать, она может обратиться или ко мне, или к любому другому из организаторов, и мы с удовольствием хоть устно, хоть письменно, ответим на все ваши вопросы. Но я понимаю — каждая газета стремится к тиражам. «Ыбица» - хорошо это или плохо, - актуальная тема для СМИ республики. И я считаю, что с вашей стороны это была спекуляция на актуальной для региона теме с целью привлечения к вашей газете читателей. При этом вы подали информацию недостоверно и однобоко.
Кроме того, Анна Манюк согласилась с Ириной Брагиной в том, что еще один важный критерий — рекламный рынок.
- Мы анализируем рынок и видим: какое СМИ популярнее — туда и идут деньги. Конечно, у каждого СМИ, которое доказало свою концепцию, есть госконтракты. Они есть и у БНКоми, «Молодежи Севера», «Комиинформа». В размере 20%. А 80% зарабатывают сами трудовые коллективы. Нужно бороться конкурентными методами, а не вытягиванием грязного белья, которое кроме нас никому не интересно, - отметила она.
Владимира Пыстина по-прежнему интересовала директор «Юргана».
- Мы стремимся к тому, чтобы все журналисты были заодно, чтобы каждый журналист чувствовал себя защищенным. А вы вносите раскол! «Юрган» ведет провокационную работу против всего журналистского сообщества! - поставил диагноз правозащитник.
Ему на подмогу пришла Елена Шелест, протицировавшая фрагменты интервью Нины Шмаровой, опубликованного в свежем номере газеты «Молодежь Севера». Они касались рассказа о том, что на телеканале действует кодекс внутренней корпоративной этики.
- Золотые слова! - с иронией обратилась Елена Шелест к Нине Шмаровой. - Но почему-то получается ответ не на наши публикации, а на человека, который это писал. Не надо смешивать журналиста и конкретное издание! Вам не кажется, что это неправильно?
Особое внимание Елены Шелест объяснялось еще и тем, что вечером в пятницу предполагался выход в эфире «Юргана» еще одного специального репортажа, посвященного «Красному Знамени».
- А если «Красное Знамя» размещает фотографию пьяного человека на своих страницах — оно чем руководствуется? - начала терять терпение директор «Юргана».
- Что за журналистское расследование, которое про меня конкретно? - вскипела Елена Шелест.
- Давайте не будем превращать в базар! - призвал дам Валерий Туркин.
- Разве я состою в Ротари-клубе? - напомнила фрагмент показанного «Юрганом» сюжета журналистка.
- Я не собираюсь перед вами отчитываться, понятно? - в голосе Нины Шмаровой звенел металл. - У меня функционал — чисто коммерция, зарабатывание денег. Никакой политики.
- Я делаю вывод, что передача сделана непрофессионально! - бросила Елена Шелест.
В перепалке участвовала и мужская часть собрания. Все говорили в один голос и на повышенных тонах.
- Любое дерьмо, любую грязь можно пустить через телеканал! - возмущался Владимир Пыстин.
- Работайте бесплатно! - саркастически воскликнула Нина Шмарова.
- Нам приносят материалы, но мы никогда ни один не печатали! Потому что есть определенная этика журналистская! - не сдавался Владимир Пыстин.
- Я уже говорила: журналисты — такие же люди. Если вы можете говорить плохое про главу республики, то почему мы не можем сказать плохое про журналистов? - привела, по ее мнению, железный аргумент директор телеканала.
- Я про главу ни разу плохого не говорил! - отбился правозащитник.
- Тогда конкретный вопрос: тот материал был заказной или нет? - продолжала негодовать Елена Шелест, воспользовавшись фразой теленачальницы про зарабатывание денег.
- Я уже говорила, что не буду отчитываться! - снова вскипела Нина Шмарова. - Я не на суд пришла!
Владимир Пыстин вновь заговорил о некоей записи, где Борис Суранов выпивает в ресторане.
- А зачем Боря пил? - наивно поинтересовался Петр Малафеев.
Когда участники заседания чуть успокоились, бывший председатель Союза журналистов РК Рейнгольд Бихерт высказал мнение, что ситуация вокруг КЗ возникла после того, как газета опубликовала ряд публикаций на тему коррупции.
- Были еще интервью Леонида... Как его фамилия-то? - стал вспоминать он.
- Литвак (известный в 90-е годы деятель лесной отрасли - БНКоми), - подсказал Григорий Хатанзейский.
- А, да, Литвак. Я же его отлично знаю! - попытался неуклюже выкрутиться Рейнгольд Бихерт.
Он посоветовал Елене Шелест добиваться реакции властей на газетные публикации — со стороны главы РК, прокуратуры, следственного комитета и т. д. Рейнгольд Бихерт обмолвился при этом, что и до него доходили слухи о, как он выразился, «пьянстве в «Красном Знамени».
По его мнению, итогом заседания могло бы стать решение о том, что руководители республиканских СМИ соберутся у Ирины Брагиной и подпишут некую хартию о соблюдении корпоративной этики.
В этот момент к разговору подключился представившийся блогером сотрудник информагентства «Комионлайн» Владимир Прокушев и рассказал собственную историю. По его словам, он написал разоблачительный материал о «коррупции во власти республики». И не преминул упомянуть, что не так давно женился.
- Там были доказательства, были данные ФАС России. Этот материал — на контроле в Москве! - с трудом сдерживал Владимир Прокушев чувство собственного достоинства. - А в итоге — моей жене в понедельник позвонили и предложили писать заявление об уходе по собственному. Она работает в государственном СМИ. Мы все понимаем, откуда такие звонки — из одного управления администрации главы. Вот так власть реагирует на критические материалы.
Блогера спросили, есть ли у него какие-то доказательства — например, письменные.
- Мы все взрослые люди, и понимаем, что все делается на словах, по телефону. Но как я рассказал, так и есть. Документа нет, неофициально сказали: «Пиши заявление, так надо», - заверил Владимир Прокушев и предложил обсудить на встрече редакторов СМИ и его проблему.
- Это голословные обвинения. Вот у меня — конкретные претензии: «Красное Знамя» не платит за аренду, - заметила Ирина Брагина.
- Надо какую-то резолюцию принять, - не хотела уходить с пустыми руками и зря потраченным временем Елена Шелест. - Лично я ничье белье не полоскаю, на свое бы времени хватило.
- Любое белье можно постирать, - быстро нашлась Анна Манюк.
- Так что мы решили, за что голосуем? - спросил бывший председатель союза у нынешнего.
Эдуард Пименов снова замялся:
- Так ведь никакого письменного предложения не было...
- А зачем ты нас собирал? - недоуменно спросил Рейнгольд Бихерт.
- У нас в агентстве в октябре будет коллегия. Можно собрать руководителей изданий, если хотите. Подготовьтесь, - предложила Ирина Брагина.
Собравшиеся так и решили, по инициативе Владимира Пыстина проголосовав за то, что руководителям СМИ республики все же следует подписать некую хартию или заключить «пакт о ненападении».
Участники длившейся более часа дискуссии не торопились расходиться и обсуждали ее итоги на улице.
- Вот если бы Максим Катаев против меня такой сюжет озвучил, я бы... - завел с корреспондентом БНКоми разговор на волновавшую его тему один из них.
- Вы бы что? - заинтересовался сотрудник информагентства.
- Я бы его элементарно в карты проиграл! - после секундного раздумья нашел вариант журналист.
Комментарии (158)
Живи на Стефановской
Покажи свободу
Гражданской злости
давно пора перекрасить старушку с клюкой в красный цвет, а то знамя уже коричневого цвета...
http://vimeo.com/45237368
а монтаж ничо так =)
Это уже поважнее, чем междусобойчики товарищей руководителей СМИ!
Люди уже забыли что это такое.
дык они 17-й и замутили и теперь воду мутят
мужик с рубиновым носярой в майке-алкоголичке классика жанра)
ты меня уважаешь
Вся эта история достойна пера Зощенко. Надеюсь, у всех ее участников хватит чувства юмора, чтобы посмеяться и над собой, и над своими оппонентами.
- У меня функционал — чисто коммерция;
- Это уже лечится, если о Суранове;
- Работайте бесплатно!
может подарите ему рубашку ?
ПЫСТА=СИНИЦА )))
неприятен.
"Писать нельзя", -
кричит все дни .
Но ведь и вы мне
не приятель,
И 'Дашка' мне -
не из родни.
Тошнит? - сходи
до унитаза,
Опустоши нутро своё,
На мозг ведь давит
та зараза.
А мозг, как видно, не твоё!
Строки всё короче,
Иссякли мысли в голове.
Чего хотел добавить к ночи,
Не знает сам и вряд ли
преуспел... :)
И ведь ни кто из этих персоналий не заявит, что его переврали, или исказили, за исключением только одной "Мурзилки" которая конечно же всегда как старина Паниковский все про свой "мопед" задвигает..Я то и не знал, что оказывается сейчас у МОСКВЫ его "мопед" уже на контроле..
Анекдот и смех!