Корреспондент "Молодежи Севера" сдала ЕГЭ
Обычно сочинения на тему «Как я сдавал ЕГЭ» пишут выпускники 11-х классов. У них получается эмоционально, живо и со знанием дела - как - никак, для многих хорошие баллы становятся целью и главной темой последнего года, а то и двух последних лет учебы. Я закончила школу 10 лет назад и до нынешнего лета о ЕГЭ знала только со слов. Помню, как вздыхали знакомые педагоги, говорившие о натаскивании и зубрежке. Школяры сначала больше радовались, предполагая, что тесты сдавать проще - куда-нибудь ткнешь, и «авось» получится. Спустя какое-то время оценки изменились: выпускники стали страдать из-за ЕГЭ, говоря о его сложности и невозможности набрать хорошие баллы. Несколько лет назад, общаясь с главой Рособрнадзора Любовью Глебовой, я поинтересовалась: «И все-таки ЕГЭ - это хорошо или плохо?» Собеседница тактично ответила: «ЕГЭ - это форма оценки знаний, которая уже стала нормой. Поэтому нужно относиться к нему как к свершившемуся факту: ни хорошо-ни плохо, это то, что есть». Корреспондент МС решила сдать ЕГЭ.
Рис. Максима Борисова
Решение сдавать ЕГЭ я приняла примерно за месяц до первого экзамена. Суть эксперимента была проста: подготовиться - написать - оценить свои результаты. Выбрала два предмета. Тем, который знаю получше, оказался русский язык. Его учили в школе и потом на факультете журналистики уделяли немало внимания. Вторым стала биология - предмет, по которому в начале лета в моей голове не было никаких знаний. Те, что были, знаниями назвать сложно, скорее так - бессвязные мысли. Подготовку я бы не стала называть плотной. Под присмотром знакомой учительницы русского языка порешала с десяток вариантов, почитала, как пишутся сочинения. Биологией пришлось позаниматься более усиленно. Правда, в условиях работы и постоянных командировок эти занятия сложно было назвать систематическими. Что-то читала в поездах, самолетах, раза четыре посидела с другой знакомой - преподавательницей биологии, она объясняла ловушки, которые чаще всего попадаются в тестах. Объективно, если бы я так готовилась к экзаменам, которые сдавала 10 лет назад, выше тройки вряд ли бы получила.
7 июля. В приемной комиссии настоятельно порекомендовали приехать за час до начала экзамена. Уже за полтора часа на крыльце экономического корпуса СГУ топчется несколько десятков молодых людей. Возраст разный, в основном от 18 до 25 лет. Многие заметно нервничают. На дверях здания в сумасшедшем порядке имена участников ЕГЭ. Найти свою фамилию непросто, еще сложнее понять, в какой аудитории предстоит сдавать экзамен. Многие, не разобравшись, решают узнавать все на месте. В само здание не пускают.
- А в туалет-то можно? - спрашиваю у охранника.
- Нет, никого не велено пускать до определенного времени, - слышу в ответ.
Нервозность растет. Запускать начинают примерно в половине десятого. На входе проверяют фамилию по паспорту. Поток большой, с боем люди узнают, в какую аудиторию им идти. В фойе корпуса - шум и гам, которым позавидовали бы на турецком базаре. Выйти покурить уже нельзя, равно как и разговаривать по телефону. Если видят, что у тебя есть телефон, его попросят сдать. Для рассеянных продают ручки, те самые гелевые с черной пастой. Купить ее можно за 18 рублей. В обычном магазине они стоят рублей 12. По данным регионального Министерства образования, в этот день по республике русский язык сдавало 485 человек. В Сыктывкаре, по моим ощущениям, было человек 200. Согласно правилам проведения ЕГЭ всех участников распределили по аудиториям, не более 15 человек в каждой.
В памятках можно прочитать: «Экзамен начинается в 10.00 по местному времени». Наш экзамен начался с большим опозданием. Бегом, запыхавшись, гремя каблуками на весь коридор, в аудиторию прибежала дама и принесла тесты, которые здесь принято называть «контрольно-измерительными материалами». Кроме КИМов, в запечатанных конвертах оказались бланки регистрации участников и формы для занесения ответов. После формальной процедуры - вписать фамилию, имя, отчество, дату и название предмета - можно было приступать к тесту. На выполнение трех частей экзамена (А, B, C) по разным предметам установлено разное время. Так, над задачами по математике и литературе можно размышлять 240 минут, на физику и историю дается 210. Для выполнения теста по русскому языку и биологии отводится 180. Все, конечно, зависит от сложности попавшегося варианта, но, как мне показалось, трех часов предостаточно, чтобы выполнить все задания. Если голова устала думать, можно сходить проветриться - до туалета и обратно. В сопровождении. Еще во время экзамена можно есть и пить. Тарелку с супом взять вряд ли получится, но бутылку с водой и шоколадку можно. В то, что шоколад стимулирует работу мозга, до сих пор верят многие.
Биологию 14 июля по республике решилось написать 86 человек. В Сыктывкаре на экзамен явилось два - три десятка. Примерно столько же в этот день сдавали и историю. Тем не менее ажиотажа не было. Второй экзамен прошел в тихой, спокойной обстановке. Хотя снова пришлось ждать, когда принесут конверты.
Я не торопилась формулировать свои впечатления. Нужно было подождать результатов. И, стоит отметить, они пришли достаточно быстро. Уже через 5 дней после экзамена можно было узнать, на сколько баллов тянут твои знания. Отдельная история, как в Сыктывкаре получают эти самые результаты. По телефону приемной комиссии СГУ, которая отвечает за организацию ЕГЭ, вам могут сказать только о том, что оценки пришли, но конкретно ваши баллы не озвучат. Все по старинке: нужно добираться до главного корпуса вуза и искать свою фамилию в списках, вывешенных на входе. В центральных и не только регионах уже давно действует система, когда результаты ЕГЭ можно узнать через интернет, просто введя на специальных сайтах свои фамилию и номер паспорта. Специалисты местного минобразования утверждают, что такая возможность скоро появится и в Коми. Информацию можно будет найти на сайте Республиканского информационного центра оценки качества образования (www.ricoko.ru), модель уже разработана.
Итак, мои оценки: русский язык - 87 баллов, биология - 67. Обычно в этот момент мои знакомые начинают активно переводить эти результаты в пятибалльную систему, по которой 87 - это почти «пять», а 67 - уверенная «тройка». К сожалению, не все так просто. Для перевода значений ЕГЭ в пятибалльную систему раньше использовали специальные таблицы и формулы. Сейчас от них отказались. За ненадобностью. Результаты ЕГЭ не влияют на школьный аттестат, а вузы устанавливают проходные баллы, ориентируясь на 100-балльную систему. Проще оперировать другими понятиями. Минимальный порог (им определяется минимальный объем обязательных знаний по предмету) в обоих случаях установлен в пределах 40 баллов. Если ты набрал меньше, считается, что экзамен не сдал. Есть и другие цифры. Выпускники этого года, сдававшие ЕГЭ в первой волне, в среднем писали тесты по русскому на 60,1 балла, а биологию - на 53,2. Участники второй волны показали результаты похуже: средний балл по русскому языку составил 46,7, по биологии - 43,7. То есть ЕГЭ я сдала совсем неплохо.
«Не так страшен черт, как его малюют» - примерно так можно описать мое впечатление. Теперь как человек, прошедший через «A, B и C», я могу сказать, что не понимаю современных школьников, которые ноют насчет сложности ЕГЭ. На мой взгляд, тест - вполне адекватная форма проверки знаний, к которому можно подготовиться при желании. Русский язык мне дался легко. И было бы странно, если бы было иначе. В случае с ЕГЭ по этому предмету все упирается в то, чувствуешь ты язык или нет, этот экзамен проверяет прежде всего грамотность. Его плюс в том, что ты можешь не знать множества правил, но если понимаешь и любишь родной язык, ты, в принципе, не сможешь сделать ошибки. С биологией сложнее. Здесь интуиция не спасет. Не каждый день мы разбираем биосинтез белка и учения Дарвина на ночь вместо сказки не читаем. Поэтому, идя на этот экзамен, нужно иметь точные знания. Но это может показаться сложным мне - человеку, который 10 лет биологии не касался вовсе. Школьникам, «варящимся» в этом и как минимум раз в неделю сидящим на уроке биологии, вряд ли это должно представляться непосильным заданием. К тому же даже в случае с биологией тест остается тестом. Если ты понимаешь предмет, тебе достаточно только выбрать правильный из предложенных вариантов.
Еще один момент. ЕГЭ хорош тем, что по максимуму устраняет субъективность оценки. Человеческий фактор в прежние годы оставался одним из самых спорных пунктов проведения экзаменов. У учителя всегда могли быть симпатии и антипатии. В конце концов учитель мог прийти невыспавшимся. На ЕГЭ ты просто ставишь крестики в окошки, в глаза смотреть никому не нужно. Причем ЕГЭ нынешние выпускники сдают один раз. Нам же пытку проверки знаний приходилось проходить дважды: и в качестве выпускника, и в качестве абитуриента.
Кто-то скажет, что эксперимент не удался, потому что целью не было получить максимально высокий балл. Ведь именно так - в виде гонки за баллами - теперь проходит экзамен для будущих студентов. Возможно, и так. Хотя теперь я доподлинно знаю, что сдать ЕГЭ на «пять» можно. Надо только немного подучить. Как ни крути, независимо от формы проведения экзамена, суть остается прежней: без головы на плечах сдать его сложно.
ЕГЭ сдавала Евгения ГАБОВА
Комментарии (16)
По моему глубокому убеждению экзамен, подобный ЕГЭ, м.б., в несколько упрощённом варианте, надо начинать проводить с 8-9 классов ежегодно по окончанию учебного цикла. Результаты такой экзаменовки должны аккумулироваться и систематизироваться в соответствующей федеральной базе данных. А такие люди, как В.А.Садовничий, ректор МГУ, могли бы отслеживать потенциального кандидата на получение достойного образования заранее. Например, ведущие вузы должны знать за год-два-три о том, что где-то на Чукотке мальчик Вася или девочка Маша уже демонстрируют похвальные знания и способности; знать и готовиться сделать так, чтобы всенепременно такие детишки попадали в ведущие учебные заведения страны, а не только те, кто к Московии поближе, или у кого родители побогаче. А при поступлении в "вышку" абитуриент обязательно должен представить, помимо ЕГЭ, и защитить перед вступительной комиссией работу, реферат, эссе по профильной дисциплине, притом что темы заранее должны предлагать вузы. Это, разумеется, тут же породит соответствующее предложение за деньги, но ведь и IT-возможности 'антиплагиатов' нычне весьма велики, да и заметно весьма, сам готовился и учил или "добрый дядя" помогал.
По моему глубокому убеждению такая схема станет учитывать интересы не только школы, родителей и учеников, стремящихся в абитуриенты, но высших учебных заведений или т.н. колледжей, поскольку они смогут не просто механически оценивать средние баллы, но и выбирать наиболее интересных и перспективных студентов, притом на протяжении длительного периода, а не за две-три недели.
"По моему глубокому убеждению ..."
УЖЕ действует как 20 лет в США. Просто эти обкатанные технологии переносятся на Российские реалии. Криво, с боем, с трудностями. (вспомните Пиво пенное и правила распития алкагольных напитков в общественных местах. Здесь==(USA) ДЕРЖАТЬ В РУКАХ ЗАПРЕЩЕНО ЛЮБУЮ алкогольную бутылку.)
Хорошо, что что-то делается в некотором приближении как "made in USA" . Может быть через 20-30 лет и результаты "made in Russia" будут по качеству приближаться "made in Zagraniza" ? ? ?
начиная с восьмого класса школы! Впрочем, ин ладно, тем более что
в школах советской Украины экзаменовали, кажется, каждый год после
преодоления начальной школы - нам есть что вспомнить из своего...
У старшей с 5 класса - тесты, но не критичные. Серёзные с 6-7 класса начались. На основании этих тестов её дочка поменяла 3 школы. С повышением трудности. Она всегда учится в классе с РАВНЫМИ. Тормоза остаются в ДРУГИХ классах, ДРУГИХ школах. Сейчас она заканчивает ГОСУДАРСТВЕННУЮ школу(БЕСПЛАТНУЮ). И на её результаты тестов 3 топ Вуза США == ПРИСЛАЛИ ПРИГЛАШЕНИЕ учиться только у них! ! !
Один из этих вузов NY Университет. На выходе с этого вуза, по ею выбранной специальности зарплата ~40-80$/hour. Мама очень гордится своей старшей дочерью.
Младшая тоже не отстаёт. Сдаёт тесты в средней школе и входит в ПЕРВУЮ сотню NY-City. Это население ~15лимонов(то что попадает в зону общественного транспорта и личных авто с разумным временем перемещения==2часа). Она уже сейчас НА УЧЁТЕ. Присылают конверты с приглашениями по разным образовательным программам. Про эту дочку мама тоже довольна и гордится ею тоже. Мы же когда в гостях, подшучиваем над ней - "да подумаешь? какая-то ерунда!".
Так она закипает и тыкает в лицо сертификатом этой первой 100-ни, с подписью (какого-то деятеля государственного, этого регионного уровня.) И заводится, и говорит, - "посмотрим чего там ваши насдают".
- "Да ладно, посмотрим, смотри-смотри - а то вот выйдут тут замуж за каких нибудь макаронников или папиков с деньгами или вообще за чёрного с улицы, и будут тебе первые ученицы. Любовь же зла, полюбит и ..."
---------------------
Тут вся/все ученики школ изначально в Internet-е. Со всей своей школьной историей. Что, Где, Когда, ПоЧём. Смотришь иногда с этого берега на реформы, и думаешь - "Чего они там Америку то всё ненавидят? Ведь делают ТОЖЕ САМОЕ, что здесь лет 30 назад ЗАКОНЧИЛИ реформировать.?! Лучше бы РАССМОТРЕЛИ результаты, дабы ошибок избежать." Так ведь нет. Американцы == тупые, а дома все УМНЫЕ.
Вот наш ребёнок 'обиделся' на свою школьно-репетиторскую математическую подготовку, поскольку при поступлении в колледж он так и не вытянул тот уровень, который ему 'доверительно' выставили.
А школьно-репетиторская подготовка по русскому языку с экзаменационными требованиями в колледже совпала плюс-минус один балл!
Если мы наблюдаем кризис всего образования, то надо признать, что таковой поразил и учительский корпус, уровень подготовки и возможностей которого неизменно снижается. Зная и понимая это, не стоит, вероятно, руководствоваться такими категориями, как "доверие" или... "кредит"; критерии должны быть более чёткими, неподверженные субъективизму.
На мой взгляд, в школах для выравнивания и подъёма уровня преподавания очень важно ввести такие категории, как "учитель-наставник" (наставник, естественно, молодых и менее опытных учителей), должна быть и категория "помощник учителя" для специалистов, вышедших из педагогических училищ, да и вузовская молодёжь должна проходить своеобразную педагогическую интернатуру. Помощник учителя призван будет работать на уроках вместе с учителем-наставником в тех классах (старших) и на таких предметах (физика, химия, биология, математика, иностранный языки), где чрезвычайно важно завладевать вниманием аудитории, что, несомненно, очень сложно делать одному человеку. 'Поле отношений' между учителями в одной аудитории быстрее и полнее станет охватывать учащихся.