Двухколесная жизнь
Велосипед - самое демократичное средство передвижения, доступное широкому кругу населения вне зависимости от возраста и социального положения. За последние пару лет в Ухте и Сыктывкаре велосипедистов заметно прибавилось. «Молодежь Севера» выяснила, насколько доступны дороги республики для велосипедистов, какие велобренды стали трендами нынешнего лета, где можно починить велосипед и как провести досуг на двухколесном транспорте. И почему до сих пор в столице региона проблематично припарковать велосипед, стоимость которого иногда зашкаливает за 200 тыс. рублей.
Рисунок Максима Борисова
Владелец велика - не велосипедист, а водитель
Автомобилисты, как правило, ненавидят велосипедистов, а пешеходов они раздражают. Мало кто из владельцев этой двухколесной техники знает, что после 14 лет человек на велосипеде обязан ездить только по автодорогам. В отличие от автоводителя, он может стать пешеходом, но при условии, если будет не ехать, а катить велосипед по тротуару, а сам при этом пойдет пешком.
Детям помладше разрешено кататься на специально отведенных территориях: в парках, скверах, на стадионах, в лесопарковых зонах и т.д. Поскольку велосипед считается полноценным транспортным средством, то на него распространяются все пункты ПДД.
Напомним основные правила. Во-первых, велосипедист не должен отправляться в путь в нетрезвом состоянии. Перед поездкой владелец обязан убедиться в исправности своего «железного коня» - проверить тормозную систему и рулевое устройство. Модная нынче тенденция облегчать вес велосипеда путем удаления тормозов расценивается как нарушение ПДД. Велосипедистам категорически запрещается ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой. Нельзя перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет, причем юный попутчик должен ехать на сиденье, оборудованном прочными подножками. В числе запретов - перевозка груза, длина или ширина которого выходят на 0,5 метра за габариты велосипеда или мешают управлению.
Водитель велосипеда обязан подавать сигналы поворота перед началом движения, перестроением, поворотом и остановкой. Сигналу левого поворота соответствует вытянутая в сторону левая рука, сигналу правого поворота - вытянутая правая рука. К экипировке предъявляется одно требование - велосипедист должен надеть защитный шлем.
За Forward и Stels народ голосует рублем
Самыми популярными марками в веломагазинах Сыктывкара остаются Forward и Stels. Объяснить, почему жители города, а следовательно и продавцы, отдают предпочтение отечественному велопрому, просто: это самые бюджетные варианты. Двухколесных «друзей» этих брендов можно купить за 6 -10 тыс. руб. И не только для подростков. Forward и Stels встречаются на рынках и в неспециализированных магазинах города.
В «Спорттоварах» - велосипеды более продвинутых модификаций. Из цена варьируется от 13 до 18 тыс. руб. Но в фаворитах здесь чешская компания Author. Велосипеды с оборудованием самой разной комплектации стоят от 20 тыс. Самый дорогой горный байк красуется с ценником в 62 тыс.
По словам сотрудника магазина Сергея, на Author есть вполне стабильный спрос. «Я сам катаюсь на велосипеде этой фирмы уже третий год, и за все это время только пару раз шины прокалывал, а в остальном нареканий нет. В целом доволен. Forward и Stels - велосипеды русской сборки со всеми вытекающими отсюда последствиями. Кому-то везет, кому-то не очень. Я недолго работаю в магазине, но и на моей памяти уже была пара возвратов с заводским браком».
Еще один специализированный магазин для веломанов - «Спорт-сервис» - предлагает товары американских брендов Merida и KHS, правда, тайваньской сборки. Навесное оборудование для велосипедов: переключатели передач, манетки, звездочки, цепи, тормоза, втулки - от японцев Shimano, одного из крупнейших в мире производителей велооборудования. От уровня наворотов «навески» в целом и зависит цена, которая в магазине колеблется от 14 от 40 тыс. руб.
В магазине профессиональной спортивной экипировки «Экип-центр» не особо любят китайские и русские велосипеды, потому что они часто ломаются. Здесь работает сервисный центр, куда могут обратиться все обладатели двухколесного транспорта, а механик пытается чинить даже откровенный хлам выпуска советских времен.
- Зачем переплачивать за ремонт, если можно изначально купить качественный велосипед, - недоумевает сотрудник магазина Александр.
Синонимом «качественный» в нем считается «немецкое производство». Hai bike, Steppenwolf, Bionicon и многие другие немецкие бренды представлены здесь в самом лучшем виде и по самым разным ценам.
- Молодежь до 25 лет покупает обычно более экономичные и более универсальные велосипеды, на которых можно и по городу покататься, и выехать в небольшой легкий поход без особых дорожных препятствий. Такие модели стоят до 30 тысяч рублей. Те, кто занимается велоспортом более профессионально, подбирают себе модели в среднем в ценовом диапазоне 40 - 45 тысяч, - пояснил Александр.
Примечательно, что на сегодня самым дорогим велосипедом в «Экип-центре» является ретро-модель, точная копия так называемого «паука» - велосипеда с разновеликими колесами. Выставленный в витрине магазина этот велосипед, более похожий на музейный экспонат, стоит порядка 190 тыс. Самым дорогим байком, проданным за трехлетнюю историю существования «Экип-центра» в Сыктывкаре, стал горный велосипед фирмы Hai bike. Он был привезен под заказ и стоил 215 тыс. руб. Педали этого велосипеда его счастливый обладатель крутит обычно не в Сыктывкаре, а в Ухте.
Не экономьте на защите
Велосипед - легкая добыча для воришек, особенно оставленный хозяином без каких-либо противоугонных средств. Стоимость замка с металлическим прицепом варьируется от 300 руб. до 3 тыс. Но владельцам велосипедов следует помнить, что дешевые тонкие тросики без особых усилий можно «перекусить» специальными рабочими инструментами. Так что на страховке личной собственности от кражи лучше не экономить.
В органы полиции поступает неиссякаемый поток заявлений о краже велосипедов. Только за первые полгода зарегистрировано свыше 100 подобных обращений, а в 45 случаях возбуждены уголовные дела. Стоит отметить, что в большинстве случаев угоны случаются по халатности хозяев транспортных средств. Они оставляют их без присмотра на улице, во дворе, в подъездах. Почему-то считается в порядке вещей бросить велосипед без замка на ночь, а то и несколько суток в подъезде.
По мнению сотрудников МВД, как правило, кражи совершают подростки. Им трудно удержаться от соблазна и не сгонять на чужом велике на пляж или рыбалку. Обычно юные воришки бросают где-нибудь угнанный велосипед, редко проездив на нем больше дня. Хотя недавно в Сыктывкаре полицейские задержали 13-летнего парнишку, который буквально за полтора месяца умудрился украсть и продать восемь велосипедов. Цену он устанавливал сам - от 500 до 1000 руб. в зависимости от модели и внешнего вида транспорта. Поскольку воришка еще не достиг возраста уголовной ответственности, то легко отделался за свои преступления - был помещен на 30 дней в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей и поставлен на профилактический учет в МВД. Для тех, кто старше 14 лет, угон велосипеда расценивается как кража личного имущества. Санкции в этих случаях зависят от стоимости транспорта и возможных отягчающих обстоятельств.
Пустующие велопарковки
В идеале оставлять велотранспорт надо на специальных парковках. В Коми первые велопарковки появились два года назад в Ухте. Они были установлены у зимнего павильона и шахматного клуба. Эта идея понравилась коммерческим организациям, и вскоре стоянки для велосипедистов оборудовали у магазинов и предприятий. Объявления на дверях торговых точек извещают, что у продавцов за небольшую залоговую сумму можно бесплатно взять велосипедный замок на время шопинга.
В Сыктывкаре инициатором установки первых трех парковок у городской администрации выступил в прошлом году блогер Юрий Седухов (sykt24). Однако, по мнению самих велосипедистов, их расположили неудачно: далеко от фонтанов, вне видимости камер видеонаблюдения да и просто в темных местах. Один из ответственных чиновников мэрии в беседе с корреспондентом МС заявил, что велосипедисты не должны передвигаться и парковаться вечером и ночью.
Велопарковки таким образом пустуют, чиновники отчитываются, что за счет их появления Сыктывкар приобрел столичный лоск, а люди по старинке продолжают прикреплять велосипеды к фонарным столбам и деревьям. В прошлом году блогеры не раз просили чиновников переставить парковки в другое место, однако этого не произошло.
- Более того, нынешней весной мне пришлось писать обращение в мэрию, чтобы парковки вытащили со склада и снова поставили. Это произошло, но парковки вернули на свои неудачные места. Они ничем не укреплены, и нет гарантии, что велосипед не унесут вместе с парковкой. Я сам не стал бы оставлять там свой транспорт, - рассказал Юрий Седухов.
Администрации Сыктывкара не раз предлагали переставить парковки в другие места, например, на парковку перед «Северным народным банком» и на Стефановскую площадь. Однако местные чиновники упрямствуют и невнятно бубнят что-то о своей материальной ответственности. При этом специализированные стоянки уже появились у многих магазинов, социальных объектов и правительственных учреждений.
В самом центре столицы региона - на Стефановской площади - велопарковки как таковые отсутствуют. Может быть, в скором времени они появятся, ведь некоторые чиновники, возможно, и рады были бы в часы пробок добираться до работы велосипедами. Во всяком случае, корреспонденты МС замечали на городских улицах велосипедистов-чиновников. К примеру, первого замглавы Коми Алексея Чернова, первого замруководителя администрации главы и правительства Коми Анатолия Родова, начальника управления информации администрации главы и правительства Коми Павла Марущака и председателя комитета Госсовета РК по бюджету, налогам и экономической политике Игоря Ковзеля.
Романтика ночных велопрогулок
В этом году пришла мода на ночные велопрогулки по Сыктывкару. Если в крупных городах велосипедисты уже несколько лет катаются большими группами по пустынным улицам, то в столице Коми такое мероприятие состоялось впервые 22 июня. Инициатором первой велоночи стали несколько человек, которые создали группу «ВКонтакте» и пригласили присоединиться к мероприятию всех желающих. По разным подсчетам той, ночью на Стефановской площади собралось около 200 человек, которые сначала направились к ж/д вокзалу, а потом в Алешино. Колонна, по признанию ее участников, была плохо организована, а велосипедисты то и дело нарушали правила дорожного движения.
Устранить недочеты в организации удалось 14 июля, когда состоялась вторая велоночь. В ней приняло участие уже около 300 человек. Сотрудники ГИБДД организовали сопровождение велосипедистов, сообщали маршрут следования через громкоговоритель. Маршрут пролегал до микрорайона Орбита, а часть велосипедистов опять направилась к реке через Краснозатонский мост.
Третья велоночь, на 22 июля, стала самой организованной. Возможно, из-за того, что на старт вышло всего около ста человек: многие побоялись дождя, который обещали под утро. Зато впервые было получено официальное разрешение на мероприятие. Об этом позаботился председатель Молодежного парламента Коми Александр Лаврентьев.
- Я доволен тем, как мы прокатились. Проезжающие мимо машины нам сигналили, подбадривали. Еще пять лет назад на дорогах было не так много велосипедистов. Сейчас их больше, так как модно быть здоровым. И приятно, что люди объединяются в такие вечерние прогулки, - отметил Александр Лаврентьев.
По следам «Тур де Франс»
Уже несколько лет любители велоспорта отправляются в бревет. Это заезд на очень большие расстояния (более 100 км), которые необходимо пройти за установленное время. По признанию председателя ухтинского клуба веломарафонцев «Легион» Михаила Истомина, бревет можно охарактеризовать как спортивный туризм. Самый привычный маршрут для любителей экстремально длинных заездов в Коми пролегает на 320 км (от Сыктывкара до Ухты). Однако последний бревет состоялся в прошлые выходные по другому маршруту. Велосипедисты проехали от Ухты до Емвы и обратно (почти 400 км) за 19 час. 54 мин.
- Погода в последнем бревете не радовала. Было сыро, на колесе трудно сиделось: мешали брызги от впереди идущего велосипеда. А еще у нас было три прокола, мы потеряли на этом много времени, но все-таки с запасом уложились в положенные 27 часов, - рассказал Михаил Истомин.
В августе состоится самый длинный бревет в истории Коми. Велосипедисты планируют проехать 600 км (от Ухты до Сыктывкара и обратно) за 40 часов.
Экстремалы соблюдают ПДД
Среди экстрим-велосипедов на улицах городов республики чаще всего можно встретить версию ВМХ - невысокие, предназначенные для выполнения опасных трюков. У нас движение ВМХ-ров, или как их еще называют райдеров, существует уже много лет. Одни поколения сменяют другие, но обычно среди почитателей маленького «чуда о двух колесах» преобладают подростки и студенты.
В идеале ВМХ-ры должны тренироваться на специализированных площадках, коих нет ни в одном городе нашей республики. Некие подобия экстрим-снарядов установлены в Сыктывкаре, Ухте и Вуктыле, однако сами ВМХ-ры не считают эти перекладины, трапеции и горки полноценным оборудованием для тренировок.
Вполне мирное увлечение молодежи нередко вызывает раздражение у окружающих. И участники движения на проезжей части, и прохожие на тротуарах позволяют себе хамство к райдерам. Хотя, по утверждению одного из сыктывкарских любителей покататься на ВМХ-велосипедах Антона Кочергина, большинство его друзей-велосипедистов строго соблюдает ПДД, тогда как водители порой не считаются с ВМХ-рами. Так, однажды один из стритрейссеров чуть не сбил юного велосипедиста.
- Автомобиль мчался на полной скорости и зацепил заднее колесо велосипеда. Друг после этого случая достаточно долго пролежал в больнице, - рассказал историю ДТП Антон Кочергин.
Справедливости ради заметим, что не только райдеры, но и прочие любители быстрой езды на велосипедах вызывают раздражение как у пешеходов, так и водителей. Причина здесь только одна - отсутствие велодорожек, причем во всех муниципалитетах республики. Районом-пионером в этом плане готова стать Эжва. Напомним, в начале июня ее глава Александр Калинин во время «прямой линии» заявил о готовности оборудовать велодорожки на улицах возглавляемого им района. Администрация Эжвы уже направила запрос в ГИБДД столицы по поводу установленных стандартов. Руководство района готово рассматривать все возможные варианты: от строительства отдельных велодорожек до разметки на действующих автодорогах. Передовая Эжва станет островком цивилизации для велосипедистов.
Комментарии (10)
В Российской Федерации существует нормативная база, которую необходимо учитывать при проектировании и строительстве велосипедных дорожек.
СНиП 2.05.02-85* Строительные нормы и правила. Автомобильные дороги.
СНиП 2.07.01-89* Строительные нормы и правила. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.
СП 42.13330.2011 Свод правил градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских Поселений. Актуализированная редакция СНИП 2.07.01-89*
ГОСТ Р 52398-2005 ГРУППА Т52 Национальный стандарт российской федерации классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования.
ГОСТ Р 52765-2007 ГРУППА Д28 Национальный стандарт российской федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация.
ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования.
но этого мало нужна велоконцепция и принятие дальновидных решений.
Ну а что у нас???? могЁм направить запрос в ГИБДД,а еще могЁм показушно два раза в год устраивать лыжню России и кросс нации.......
Сам который год езжу зимой, масса положительных эмоций и заряд бодрости, лыжи забросил :)
ЗЫ: для спорта не бывает плохой погоды - бывает неудачно выбранная экипировка.
Самое большое неудобство и главный запрет для велосипедиста, который постоянно приходится нарушать:
- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (ПДД 24.3).
На мой взгляд, автомобилисты в Сыктывкаре относятся к велосипедистам с пониманием...
P.S.Merida это тайваньская компания.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Merida
Сигналу левого поворота соответствует вытянутая в сторону левая рука, сигналу правого поворота - вытянутая правая рука.")))
Ещё можно ездить по обочинам тротуаров, если нет специальных велосипедных зон. А их в Сыковске нет, так что всё норм, пешеходы подвинутся.
Сигналу левого поворота соответствует вытянутая в сторону левая рука, сигналу правого поворота - вытянутая правая рука."
И в чём проблема? Часто приходится показывать поворот в обе стороны одновременно? Одной рукой за руль держаться можно. Фраза в ПДД корявая, но её смысл - запрет езды "без рук".
>> Ещё можно ездить по обочинам тротуаров, если нет специальных велосипедных зон
Учите ПДД. Нет понятия "обочина тротуара".
Есть:
«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.
«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.
То есть, отделено газоном или бордюром - тротуар, не отделено - обочина. По обочине велосипедисту ездить можно, по тротуару (если на нём не выделена велодорожка) - нельзя.