Фигуранты резонансного дела об убийстве эжвинской дачницы через 15 лет избавились от уголовного преследования
В 2008 году Верховный суд Коми признал их виновными в ограблении, изнасиловании и жестоком убийстве 76-летней эжвинской дачницы и приговорил к длительным срокам заключения — от 6 до 22 лет. В мае 2021 года приговор был отменен, а 27 мая 2022 года следователь по особо важным делам главного следственного управления Следственного комитета РФ вынес постановление о прекращении уголовного преследования всех пяти фигурантов с правом на реабилитацию. Сейчас ведется расследование по уголовному делу в отношении другого лица, оставившего на теле изнасилованной и затем убитой пожилой женщины биологические следы.
Кроме того, в настоящее время проводится проверка в отношении должностных лиц, которые в 2007-2008 годах занимались раскрытием и расследованием преступления на предмет злоупотребления должностными полномочиями по возможным фактам выбивания признательных показаний и склонения к самооговору. По словам бывших осужденных, кроме сокамерников их избивали и разные оперативные работники с целью получения нужных показаний.
По приговору суда сыктывкарцы Игорь Максимов и Владимир Лебедев провели в заключении почти по 15 лет. Евгений Фоменков, Руслан Бачурин, Геннадий Седелков, которые на момент осуждения были несовершеннолетними, отбыли в колонии 6-8 лет.
Согласно постановлению следователя главного управления СКР, уголовное преследование всех перечисленных лиц прекращено в связи с непричастностью к совершению преступлений. За этим делом БНК следит с 2016 года.
Адвокат Василий Загоняев, представляющий интересы Игоря Максимова, предоставил редакции постановление следователя. Из него можно проследить как появилось данное уголовное дело, как проходило предварительное расследование, что было в суде, и как в последующем был отменен приговор. Все это внесет некоторую ясность в вопрос, как получилось, что были осуждены сразу пять невиновных человек.
Тело гражданки Ивашевой со следами насильственной смерти было обнаружено 14 мая 2007 в лесополосе за зданием администрации Эжвы. Последний раз соседи по даче Ивашеву видели 9 мая. По их словам, около 18 часов женщина, закрыв дачный домик, пошла пешком на автобусную остановку. Ее путь пролегал через небольшой лесок, где спустя 5 дней и было обнаружено ее тело.
Сразу в поле зрения милиции попали несколько подростков - воспитанников местного детского дома. Они были на контроле у правоохранительных органов как лица из группы риска. Оперативники выяснили, что вечером 9 мая 2007 года в квартире матери воспитанника детдома Руслана Бачурина находись ее знакомые 36-летний Максимов и 52-летний Лебедев. Со слов Зиновеенковой, матери Бачурина, ее сын с Максимовым, Лебедевым, Седелковым и Фоменковым ночью 9 мая 2007 года уходили на рыбалку в местечко Емваль (недалеко от места, где обнаружено тело убитой). Показания Зиновеенковой были противоречивыми и менялись в ходе неоднократных допросов.
Тремя проведенными в июне 2007 года биологическими судебными экспертизами установлено, что сперма, обнаруженная в теле Ивашевой, на жилетке, ветке дерева, которая была воткнута в ее тело, могла быть смесью спермы Максимова, Лебедева, Фоменкова, Бачурина и Седелкова.
В дальнейшем проводились три молекулярно-генетические судебные экспертизы, согласно которым, обнаруженная на месте преступления сперма принадлежит одному лицу и не принадлежит никому из пяти подозреваемых. Допрошенная в ходе предварительного следствия заведующая отделения республиканского Бюро судебно-медицинской экспертизы Татьяна Максимова поставила под вопрос выводы всех указанных молекулярно-генетических экспертиз, поскольку, по ее мнению, «был нарушен порядок исследования представленных объектов».
В итоге следствие пришло к выводу, что в ночь на 10 мая 2007 года Лебедев и Максимов совместно с несовершеннолетними Фоменковым, Бачуриным и Седелковым распивали спиртные напитки в местечке Емваль, где отобрали у гражданки Ивашевой деньги, совершили половое сношение с ней против ее воли, после чего, с целью скрыть совершенные преступления, убили ее. А Максимов воткнул в тело женщины ветку дерева.
Фигуранты вину в ходе предварительного следствия то признавали, то отказывались от этого, то вновь признавали.
В суде четверо из пяти фигурантов отказались от прежних показали, заявили, что оговорили себя и других под давлением сотрудников правоохранительных органов. Один Фоменков не менял показания и утверждал, что он и другие подсудимые совершили указанное преступление.
Практически у каждого подсудимого было алиби на момент убийства. Это подтверждали и свидетели. Так, Лебедева видели за 20 минут до убийства на противоположном конце Эжвы. С учётом его состояния здоровья, передвигается он медленно, с трудом, пройти такое расстояние до места преступления за указанное время он бы не смог. Максимов находился в квартире знакомой в присутствии еще нескольких человек, где отмечал праздник, фактически из поля зрения присутствующих не пропадал, квартиру на длительное время не покидал. Двое воспитанников детдома в это время были в стенах интерната. На этом настаивала в суде воспитатель детдома Смирнова. Верховный суд Коми счел ее показания ложными, в 2009 году женщину осудили за дачу заведомо ложных показаний
В июне 2008 года Верховный суд Коми признал всех фигурантов виновными и приговорил к лишению свободы на сроки от 6 до 22 лет.
В основу приговора были положены признательные показания, данные на предварительном следствии, заключения биологических экспертиз, показания Зиновеенковой. При этом был отвергнуты как недостоверные доказательства результаты генетических судебных экспертиз.
В 2015 году в Эжве была изнасилована, избита до смерти и сброшена с балкона пожилая женщина - гражданка Соболева. В заднем отверстии жертвы обнаружен стеклянный флакон из-под одеколона. По горячим следам задержали убийцу. Им оказался ранее неоднократно судимый Игорь Трофимов. Эксперты установили, что сперма, обнаруженная на теле Соболевой, и на теле Ивашовой принадлежит одному и тому же лицу - Трофимову.
О Трофимове известно, что ранее он был неоднократно судим за сексуальные и насильственные преступления, совершенные в том самом лесном массиве, где и погибла Ивашева.
Трофимов - выпускник коррекционной школы. В 1992 году он был осужден за мужеложство, совершенное в отношении несовершеннолетнего. В 1994 году Трофимов со своим знакомым, угрожая ножом, заставили двух несовершеннолетних зайти вглубь лесного массива за зданием администрации Эжвинского района, где надругались над детьми. При совершении насильственных действий сексуального характера Трофимов использовал карандаш. В 1999 году Трофимов был осужден за то, что в лесополосе за Эжвинской администрацией беспричинно напал и нанес множество ножевых ранений незнакомой ему женщине. В 2007 года на берегу Вычегды недалеко от здания Эжвинской администрации Трофимов, угрожая ножом, отобрал у рыбака его улов.
В сентябре 2015 года в отношении находящегося под стражей в связи с убийством Соболевой Трофимова было возбуждено уголовное дело по факту изнасилования Ивашовой. Из-за недостаточности улик Трофимову вменялось только изнасилование Ивашевой, без убийства ее. Подозреваемый от дачи показаний отказался. Уголовное дело было вскоре прекращено «в связи с отсутствием в действиях Трофимова признаков состава преступления».
Чтобы дело сдвинулось с мертвой точки потребовалось еще шесть лет переписки адвокатов, сенатора от Коми Валерия Маркова, общественников и правозащитников со следственными органами, прокуратурой, судами. И это при наличии неопровержимых данных генетической экспертизы о совпадении спермы в телах Ивашевой и Соболевой и принадлежности ее Трофимову, реальному убийце.
Кассационным определением Верховный суд РФ 14 мая 2021 года на основании представления заместителя генерального прокурора отменил обвинительный приговор.
После отмены обвинительного приговора бывшие осужденные провели еще почти год в следственном изоляторе уже в статусе обвиняемых. В это время уголовное дело было передано в центральный аппарат Следственного комитета России, следователи которого возбудили уголовное дело в отношении Трофимова по обвинению его в изнасиловании и убийстве Ивашевой, а Максимов и Лебедев в марте 2022 года покинули следственный изолятор.
В кассационном определении Верховного суда РФ приводятся основания отмены приговора, излагаются факты, которые заставляют усомниться в достоверности доказательств, приведенных в приговоре 2008 года, указаны многочисленные противоречия.
Так, Бачурин, признавая вину, заявлял, что преступление совершил вместе с Минаевым и Антовским, в то время как в ходе расследования было достоверно установлено, что указанных лиц на месте преступления не было. Обвиняемый Седелков не мог описать внешний вид потерпевшей, не верно указывал во что она была одета. Фоменков говорил, что предметы одежды жертвы они утопили в реке.
Изначально обвиняемым инкриминировалось совершение преступлений в отношении Ивашевой вечером 9 мая 2007 года. И Лебедев, Фоменков и Бачурин первоначально указывали на вечернее время. Но после получения показаний воспитателя детдома Русеевой и Зиновеенковой о том, что 9 мая 2007 года Седелков и Бачурин до 23:30 находились в походе, что подтверждается фотографиями, затем в детдоме и в квартире Зиновеенковой, обвиняемые стали показывать, что преступления совершали ночью, а не вечером.
Из показаний обвиняемых следовало, что преступления они совершали около 2 часов ночи. Это не согласуется с тем, что Ивашева вышла со своей дачи около 18 часов. От дачи до остановки расстояние небольшое — примерно 10 минут ходьбы. В материалах уголовного дела отсутствуют сведения, где находилась Ивашева шесть часов.
В 2021 году проводилась ситуационная медицинская экспертиза, согласно которой признательные показания всех обвиняемых противоречат медицинской картине в части локализации и механизма образования телесных повреждений.
По результатам проверки на полиграфе установлено, что Фоменков, Бачурин и Седелков не обладают информацией о действиях в отношении Ивашевой. В отношении Максимова проверку на детекторе лжи оказалось провести невозможным, так как у него не выявлено устойчивых реакций на проверочные вопросы. Проверить Лебедева на полиграфе не удалось из-за состояния его здоровья. Мужчине 67 лет, он - инвалид
Проводились автороведческие экспертизы, которые показали, что собственноручно написанные явки с повинной подростков были написаны при участии постороннего лица - под чью-то диктовку. В текстах явок присутствуют слова и устойчивые выражения, смысл которых подростки не знают, которые характерны для лиц, ранее неоднократно судимых либо правоохранителей.
Согласно заключению экспертизы, проведенной в феврале 2022 года Бюро судебно-медицинской экспертизы Санкт-Петербурга, опровергнуты выводы биологических судебных экспертиз 2007 года, что обнаруженная на теле Ивашевой сперма могла образоваться от смешения спермы Лебедева, Максимова, Фоменкова, Бачурина и Седелкова.
Специалисты Российского центра судебно-медицинской экспертизы признали ошибочными и некомпетентными слова заведующей отделения республиканского Бюро судебно-медицинской экспертизы Татьяны Максимовой о нарушении порядка экспертного исследования молекулярно-генетических экспертиз 2007-2008 годов.
Орган предварительного расследования пришел к выводу, что 9 мая 2007 года Трофимов единолично изнасиловал и убил Ивашеву.
Только в марте 2022 года Трофимову предъявлено-таки обвинение в изнасиловании и убийстве Ивашовой. Расследование по делу продолжается.
Проверка в отношении должностных лиц, возможно, причастным к выбиванию показаний из фигурантов в 2007-2008 годах тоже еще не закончена.
По мнению адвоката Василия Загоняева, события после 2015 года, когда было установлено, что сперма на теле Ивашевой, принадлежит Трофимову, требуют отдельного внимания.
- В период 2015-2021 годов при наличии улик в отношении реального убийцы, двое ранее несправедливо осужденных Лебедев и Максимов продолжали находиться в колонии, а реальный злодей остался без должного наказания, работа по делу на протяжении шести лет фактически не велась, - считает защитник. - По факту местные правоохранители замалчивали данные факты, в том числе перед своим руководством в Москве и общественностью. Об этом свидетельствуют их ответы обвиняемым, адвокату, сенатору, матери Максимова. Боялись принять решение по существу дела. В результате обвиняемым, адвокату и сенатору пришлось повторно обращаться к Генеральному прокурору и главе Следственного комитета России, результатом чего стало обращение зампрокурора России в Верховный суд России с заключением об отмене обвинительного приговора и передаче дела из производства местных следователей в руки следователя главного следственного управления СКР.
Алексей Смирнов
Комментарии (45)
УК РФ Статья 303. Фальсификация доказательств и результатов оперативно-разыскной деятельности
3. Фальсификация доказательств по уголовному делу о тяжком или об особо тяжком преступлении, а равно фальсификация доказательств, повлекшая тяжкие последствия, -
наказывается лишением свободы на срок до семи лет
Про то, как одного невиновного посадили на пять лет, я слышал. Но на десять, это уже перебор.
УК РФ Статья 303. Фальсификация доказательств и результатов оперативно-разыскной деятельности
3. Фальсификация доказательств по уголовному делу о тяжком или об особо тяжком преступлении, а равно фальсификация доказательств, повлекшая тяжкие последствия, -
наказывается лишением свободы на срок до семи лет
Респект Василию Загоняеву, сумел добиться справедливости. Молодец.