Жители Коми стали реже жаловаться на турагентства и банки
При этом в прошлом году специалисты Роспотребнадзора зафиксировали всплеск обращений по поводу покупки вибромассажных накидок Hana — люди говорили, что заключали договоры словно «под гипнозом».
Управление Роспотребнадзора по Коми опубликовало доклад о защите прав потребителей республики в 2021 году. В нем говорится, что актуальными темами обращений по-прежнему остаются обращения по поводу приобретения технически сложных товаров (смартфонов, ноутбуков, телевизоров), мобильных телефонов, мебели, обуви и одежды, пластиковых окон.
Однако количество обращений за разъяснениями финансового законодательства и по вопросам оказания финансовых услуг сократилось: если в 2020-м было 94 обращения, то в 2021-м — 70. Чаще всего обращения касались навязывания услуг по страхованию, дополнительных платных услуг при покупке смартфонов, сложной бытовой техники. Молодые люди и пожилые часто не проверяли чеки и уже после, находясь дома, обнаруживали, что купили товар не в рассрочку, а подписали кредитный договор с банком с невыгодными процентами и страховкой. Также обращения в этой сфере касались непредставления банками полной и достоверной информации об услугах и навязывания кредитных карт.
Кроме того, в 2021 году сократилось количество обращений по вопросам оказания туристских услуг (22 консультации в 2021-м против 132 в 2020-м). В первый пандемийный год потребители не смогли воспользоваться приобретенными путевками, и у людей возникали вопросы о порядке расторжении договоров по реализации туристского продукта и возврата денег.
В 2021 году поступало множество обращений в консультационный центр и пункты по защите прав потребителей Ухты и Печоры о введение их в заблуждение при покупке вибромассажных накидок Hana. При покупке до потребителей не была доведена полная и достоверная информация. «Потребители находились как под гипнозом, людям сообщали, что по результатам проведенного розыгрыша они могут приобрести вибромассажную накидку со скидкой, а также получить подарки (одеяло, подушку, ручной массажер, увлажнитель. При этом предложили подписать какие-то бумаги, внимательно прочитать которые организаторы мероприятия возможности не давали, все время торопили. Уже после, находясь дома, потребители понимали, что приобретали вибромассажную накидку, которая является медицинским изделием и которая не могла быть ими использована по медицинским показаниям», — говорится в докладе ведомства. Кроме того, у людей отсутствовала возможность сравнить цены на аналогичную накидку в других магазинах, предлагаемая продавцом цена была явно завышена. Впоследствии потребители обращались с письменной претензией о расторжении договора и возврате денежных средств, однако в добровольном порядке удовлетворяли требования далеко не все продавцы.
Потребителям приходилось обращаться в суд за защитой своих прав. При этом суды первой инстанции отказывали потребителям в удовлетворении требований, суд исходил из того, что до истца была доведена вся необходимая информация, нарушений прав истца на получение информации о товаре в ходе заключения договора не установлено. Верховный суд Коми не согласился с такими выводами и отменил решение суда первой инстанции, указав, что приобретенная массажная накидка является медицинским изделием, признал факт нарушения прав потребителя на полную и достоверную информацию о приобретаемом товаре, что является основанием для расторжения договора и возврата денежных средств.
Комментарии (4)
В советские времена была мудрая поговорка: кто чего охраняет, тот это и имеет.
Причём, что такое твои права - это компетенция уполномоченного по твоим правам, а, отнюдь, не твоё мнение. Без ответа уполномоченного по правам в сфере финансов ты даже не можешь обратиться в суд с иском к банку, который лишил тебя твоего же имущества - денег!