РСХБ: аквакультура, развитие отечественной переработки и популяризация — основные драйверы потребления рыбы и морепродуктов в России
По подсчетам экспертов Россельхозбанка, к 2030 году потребление рыбы и морепродуктов может превысить 23 кг на душу населения.
Потребление рыбы и морепродуктов (далее — рыбы) в России остается на высоком уровне — 22 кг на душу населения. Для сравнения, потребление рыбы в ЕС составляет 22 кг на душу населения. По прогнозу экспертов Россельхозбанка в ближайшие годы драйвером потребления рыбы в России станет аквакультура. К 2030 году инвестиции в производство аквакультуры могут помочь увеличить потребление до 23 кг.
Помимо роста потребления, развитие аквакультуры также ведет к импортозамещению и развитию экспорта. По данным Росрыболовства, основными регионами развития аквакультуры являются Дальний Восток, Южный и Северо-Западный федеральные округа. При этом разные регионы работают на разные потребности — Дальний Восток как на экспорт, так и на внутренний рынок, регионы ЮФО и СЗФО — преимущественно, на обеспечение внутреннего рынка. Значительная часть мурманского лосося, крымских мидий и устриц идет на внутренний рынок в сегмент HoReCa (отели, рестораны, кейтеринг) в Москву, Санкт-Петербург, города-миллионники и в курортные города. Обратная ситуация сложилась с потреблением беломорских и тихоокеанских гребешков. Объемы их производства с каждым годом растут. Однако на внутреннем рынке спрос на них не очень высокий, поэтому они экспортируются в Китай и Корею, где моллюски пользуются особой популярностью.
По мнению экспертов Россельхозбанка, третьим драйвером наращивания потребления рыбы должна стать ее популяризация.
— Наиболее очевидный путь популяризации потребления рыбы — это создание правильного восприятия продукта среди различных групп населения. Так можно привить правильные привычки потребления. Но мы должны признать, что здесь есть свои риски — если продукт в столовой приготовлен плохо, то и эффект будет обратным. Тематические гастрономические фестивали дают возможность россиянам попробовать различные виды рыбы и морепродуктов и также стимулируют диверсификацию потребительской корзины, — комментирует руководитель Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Андрей Дальнов.
Перспективы роста потребления также связаны с развитием индустрии HoReCa и особенно сегмента «файн дайнинг», а также с развитием культуры потребления отечественных белых вин. В ресторанах растет не только потребление выращенной в России рыбы (лососевых и осетровых), но и устриц, мидий и гребешков. Эти морские деликатесы ранее традиционно импортировались. На рост внутреннего производства повлияла не только геополитика, но и становление и развитие культуры потребления моллюсков. С введением финансовых и торговых ограничений рынок начал меняться и с 2014 кратно выросло индустриальное производство мидий, устриц и других морских деликатесов, достигнув значения в 58,7 тыс. тонн за 2021 год. При сохранении положительной динамики, через несколько лет потребление отечественных морепродуктов может превысить 1 кг на душу населения.
— Мы видим многочисленные резервы для наращивания производства и потребления рыбы и морепродуктов. Наибольший оптимизм внушает темп развития производства аквакультуры. В этом году прирост может превысить 10% — и это больше, чем в любой другой отрасли, производящей животные продукты. Ближайшие по темпам роста конкуренты — свиноводы, которые скорее всего, прирастут далеко не так сильно — на 5%. С сохранением всех отмеченных тенденций к 2030 году мы вполне можем выйти на уровень потребления в 23 кг на душу населения, — комментирует руководитель Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Андрей Дальнов.
АО «Россельхозбанк» — основа национальной кредитно-финансовой системы обслуживания агропромышленного комплекса России. Банк создан в 2000 году и сегодня является ключевым кредитором АПК страны, входит в число самых крупных и устойчивых банков страны по размеру активов и капитала, а также в число лидеров рейтинга надежности крупнейших российских банков.
Генеральная лицензия Банка России №3349 (бессрочная) от 12.08.2015.