В Молодежном театре Коми поставили «песнь о Печорине»
На сцене Театра драмы им. Савина представили премьеру спектакля по мотивам романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». Режиссер постановки Захар Комлев обозначил жанр нового спектакля как сага. Художественным руководителем постановки стал народный артист России Юрий Еремин, он также является автором инсценировки романа.
Зрители Сыктывкара знают Захара Комлева как актера Академического театра драмы имени Савина. На коми сцене он работает с 2015 года, и успел сыграть десятки ярких ролей: Дикой в «Грозе», Эдмунд в «Короле Лире», Загорецкий в «Горе от ума», Князь в «Хануме» и др. В 2017 году актер закончил режиссерское отделение Театрального института имени Щукина, его мастером был Юрий Ерёмин, известный российский режиссер, который сейчас служит в Театре имени Моссовета. Захар Комлев занят в нескольких спектаклях Еремина в Театре им. Моссовета: в «Идиоте» по Достоевскому, в «Страннике» по пьесе Горького «Старик» и в «Герое нашего времени», где играет роль Максима Максимыча.
— Работаем в классическом русле, ничего современного, новомодного мы в спектакль не вносили, это будет русский психологический театр с хорошими актерскими работами, сценографией, световым оформлением и т.д., — пообещал сыктывкарским зрителям ученик Юрия Еремина, известного мастерством интерпретации классики на сцене.
«Герой нашего времени» — один из первых русских социально-психологических романов. Его главный герой — офицер Григорий Александрович Печорин, — как все помнят со школьной скамьи, представитель типа «лишний человек», разочарованный в свете и в себе, не нашедший своего предназначения и лишенный смысла к существованию. Действуя больше из скуки, он разрушает все, к чему прикасается: из-за него гибнет Бэла, убивают ее отца, от его руки умирает Грушницкий, его самолюбивой шуткой оскорблена княжна Мери, равнодушие его глубоко ранит старика Максима Максимыча, опозоренной оказывается смертельно больная Вера… Самого Печорина при этом назвать злодеем или даже просто плохим человеком невозможно. «… это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. <…> Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж бог знает!» — пишет в предисловии к роману Лермонтов.
Но спектакль Молодежного театра поставлен не по роману, а по его сценической версии, в которую, разумеется, не могло войти каждое слово классика. Поэтому соотносить постановку с лермонтовским романом сложно. В инсценировку вошли повести «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч», «Княжна Мери» и предисловие к «Журналу Печорина», таким образом, автор драматургического материала не обращается только к новелле «Тамань». Нововведением инсценировки стало появление на сцене в образе рассказчика самого Лермонтова.
Называя спектакль сагой, «песнью про Печорина», Захар Комлев ищет и усиливает «героическую» составляющую сюжетной линии: для него Печорин, прежде всего, — молодой человек, который пытается обрести свой путь, не боится смерти и даже как будто с ней играет, но в итоге оказывается в проигрыше. Это романтический герой, окутанный дымкой загадочности (в спектакле это воплощается и буквально в нескольких эффектных сценах с использованием театрального дыма) и стоящий на краю обрыва. Статный, обаятельный, ироничный Печорин Ильи Кеслера обращает к себе зрительское внимание с первого появления на сцене.
В спектакле вообще многое сделано для того, чтобы впечатлить зрителя: множественные перемены сложных световых картин, громкие звуки — выстрелов и кинематографически звучащей музыки, — укрупнение и комическая интерпретация некоторых характеров, разговоры на черкесском языке (с актерами работала консультант по черкесскому языку и традициям Бэлла Кукан), национальные и исторические танцы (балетмейстер — Ангелина Комлева).
Автором сценографии и костюмов к «Герою нашего времени» стал художник из города Шахты Зураб Мачитадзе. На сцене для событий первой части спектакля он возвел крепость в горах, которая после антракта трансформируется в площадь курортного города на водах и скалу, где происходит дуэль между Печориным и Грушницким. Сцена практически всегда находится в движении, демонстрируя разную комбинацию декораций, каждый раз рождающую как будто новое место действия. Костюмы для героев спектакля художник создал максимально приближенными к лермонтовской эпохе: пышные платья и шляпки разных фасонов у дам «водяного общества», национальные костюмы черкесов, военная форма офицеров, пистолеты и шашки в их руках.
В репертуаре Молодежного театра Коми «Герой нашего времени» стал уже седьмой постановкой и пятым спектаклем по русской классике.
12+
Комментарии (3)
Приятно удивили!
Спектакль очень даже не плохой!
Лучше всех сыграл Максим Максимыч.
Только хватит каждый раз раскрывать аферу с бюджетом! Нет, по факту, никакого молодёжного театра! Тот же театр, те же актёры, та же сцена, что у театра Савина!
Только ведомость на оплату другая!
Почему ещё прокуратура этой аферой бывшего министра голубых кровей не заинтересовалась?!