В Коми централизовали закупки лекарств для льготников
Государственный совет республики поддержал инициативу правительства о наделении ГУП «Государственные аптеки Республики Коми» функциями единого оператора по централизованной закупке медикаментов и обеспечению льготников лекарствами.
Как рассказал на заседании Госсовета 21 апреля исполняющий обязанности министра здравоохранения региона Игорь Дягилев, в этом есть много плюсов.
— Все мы знаем ситуацию с лекарственным обеспечением на протяжении нескольких лет в республике. Люди подолгу ждут лекарственные препараты, в том числе из-за того, что министерство при закупочной деятельности использует 44-й федеральный закон. В рамках этого закона мы обязаны выставлять минимальную цену, на которую порой не выходят поставщики и производители лекарственных препаратов. Нам приходится этот аукционную процедуру один, второй раз заново перевосстанавливать. И выходят сроки вместо полутора месяцев — два-три-четыре месяца, — сказал он.
Наделение ГУПа новыми функциями позволит ему работать гибче, так как можно будет использовать в закупочной деятельности не только 44-фз, но и 223-фз. А это ускорит закупку и доставку лекарств.
— Мы посмотрели опыт других регионов, где это работает, мы сравнили и увидели, что там коллеги закупают и обеспечивают лекарствами пациентов гораздо быстрее, — сказал министр.
Такая схема будет действовать до середины 2023 года. Такой срок выбран, потому что ожидаются изменения в федеральном законодательстве, которые могут ввести ограничения для принятия подобных нормативных актов на уровне регионов.
*** ГУП «Государственные аптеки Республики Коми» собирались сделать единым оператором по централизованной закупке медикаментов и обеспечению льготников лекарствами уже давно — как минимум пять лет назад эта тема начала обсуждаться. Но тогда предприятие испытывало финансовые трудности, и из бюджета выделялись деньги на его спасение. Но 2018 год «ГАРК» закончил с прибылью, поэтому министерство здравоохранения вернулось к обсуждению этого вопроса. Осенью 2019 года министр здравоохранения Дмитрий Березин дважды рассказывал депутатам Государственного совета Коми об этой инициативе, а в феврале 2020 года готовый законопроект был размещен на портале для общественного обсуждения.
Поначалу у законопроекта было несколько противников. Например, в УФАС заявляли о несоответствии предложенной схемы закону о конкуренции, так как это может привести к неподконтрольным расходам бюджетных денег. С этим согласились и в Минфине Коми. Более того, ведомство сначала дало отрицательное заключение на законопроект, так как были риски того, что ГУПу не хватит денег на закупку медикаментов, и была неясна финансовая выгода предлагаемой схемы. Сдержанную позицию заняла прокуратура республики: не найдя законодательных ограничений перехода на новую систему, в надзорном ведомстве говорили, что сфера госзакупок подвержена коррупции.
После смены руководства в 2020 году министерство здравоохранения от работы над законопроектом не отказались. К концу того года законопроект уже прошел общественное обсуждение, был согласован членами правительства Коми и прокуратурой республики.
Однако в ноябре 2021 года новый руководитель Минздрава Игорь Дягилев сообщил, что ведомство отказалось от идеи централизовать закупки. По его словам, через год изменится законодательство «в части антимонопольных решений», поэтому запрещено идти этим путем. Тем не менее он признался, что польза от такой системы все была бы.
Но Минздрав передумал. В конце января 2022 года ведомство снова разместило на портале общественного обсуждения проектов нормативных актов поправки в республиканский закон «О некоторых вопросах в сфере охраны здоровья граждан». Загруженный на портал файл имеет название «ПРОЕКТдоработанный».
Эти поправки подразумевают, что с 1 мая 2022 года ГУП «Государственные аптеки Республики Коми» будет наделено полномочиями в качестве единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на оказание следующих услуг:
— по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания медицинских организаций республики;
— по обеспечению населения лекарствами, медицинскими изделиями и лечебным питанием при амбулаторном лечении по рецептам врача бесплатно или с 50-процентной скидкой.
В пояснительной записке указано, что ГУП создан для решения социальных задач в сфере лекарственного обеспечения населения, лечебно-профилактических учреждений и организаций медикаментами и другими товарами аптечного ассортимента. Сеть предприятия состоит из 58 аптек и аптечных пунктов, расположенных по всей Коми, имеется более 2000 квадратных метров складских площадей для приемки, контроля качества, хранения, учета, формирования заказов лекарственных препаратов, медицинских изделий и иных товаров.
В пояснении перечисляются 10 плюсов новой схемы:
— создание единой системы контроля по обеспечению лекарствами и медикаментами;
— повышение доступности лекарственного обеспечения населения за счет развития существующих и восстановления пунктов продаж товаров аптечного ассортимента;
— оперативная доставка медикаментов во все государственные медицинские организации, в том числе находящиеся в отдаленных и труднодоступных местностях за счет выстроенной логистики, автоматизированного учета товаров современной электронной системы, в том числе, осуществляемой в онлайн-режиме;
— существенная экономия финансовых средств за счет увеличения оборотов, закупок больших партий и, как следствие, получение более низких закупочных цен;
— внедрение единой системы планирования госзакупок за счет установки автоматизированной системы персонифицированного учета препаратов в медицинских организациях;
— унификация номенклатуры медицинской продукции для закупок лечебно-профилактических учреждений;
— повышение эффективности системы лекарственного обеспечения жителей на амбулаторном этапе за счет сокращения организационных, временных и учетных затрат;
— сокращение времени закупок;
— создание единой системы перераспределения между медорганизациями невостребованных лекарств и изделий;
— эффективное управление запасами лекарств (перераспределение или продажа).
Комментарии (6)