Как будут спасать «Комиавтотранс»
Один из вариантов — очистить предприятие от долгов (а их — более 300 млн рублей), чтобы передать акции в собственность Сыктывкара.
На совещании в Государственном совете Коми 14 апреля заместитель председателя правительства республики Эльмира Ахмеева рассказала, что в 2020 году из республиканского бюджета на организацию перевозок автомобильным транспортом было выделено 147,7 млн рублей, в 2021 году — 102,4 млн, в 2022 году предусмотрены 63 и 65 млн рублей. Кроме того, дополнительно планируется выделить 119 млн рублей субсидий для муниципалитетов на организацию транспортного обслуживания населения по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам и 20 млн на организацию перевозок по межмуниципальным маршрутам.
— Благодаря поддержке транспортной отрасли на сегодня удалось сохранить установленные муниципальные и межмуниципальные регулярные маршруты, а также возобновить приостановленные ранее, — сообщила она.
Из-за пандемии коронавируса автомобильный и авиатранспорт оказались наиболее пострадавшими секторами экономики. Ограничения вкупе с иными проблемами привели к общему спаду объема перевозок. В 2021 году в непростой ситуации оказалось АО «Комиавтотранс» с «дочкой» ООО «Сыктывкарское автотранспортное предприятие №1» (1 февраля завершилось их объединение).
Автобусный парк компании насчитывает 155 транспортных средств, перевозки выполняются по 12 межмуниципальным маршрутам и по 10 в Сыктывкаре, обеспечивая тем самым 50% городского пассажиропотока.
— Существенное сокращение выручки от транспортных перевозок, дополнительные затраты на санитарно-эпидемиологические мероприятия и обязательства по лизинговым платежам, зарплате, ГСМ, налогам и прочим платежам, конечно же, сильно отразились на финансовом состоянии перевозчика, — заметила Эльмира Ахмеева.
По ее словам, по итогам работы в 2020-2021 годах в условиях пандемии предприятие получило отрицательный совокупный финансовый результат в размере 193 млн рублей (в эту сумму входит полученный в 2020 году кредит на возобновление деятельности в размере 64,4 млн рублей, который был компенсирован за счет средств федерального бюджета). По данным налоговой службы, чистый убыток «Комиавтотранса» в 2020 году составлял 18,1 млн рублей, в 2021-м — 2,1 млн рублей.
Причинами ухудшения финансового состояния предприятия явились снижение пассажиропотока, неоптимизированная сеть городских маршрутов, сохранение стоимости проезда в размере 28 рублей при защищенном тарифе в 37 рублей, недостаточное финансирование по контрактам со стороны муниципалитетов, снижение уровня продажи социальных проездных и снижение возмещения за них, а также рост затрат на эксплуатацию и ремонт.
На 1 февраля значительно возросла кредиторская задолженность АО «Комиавтотранс». Она составляет 309 млн рублей, из которых 46 млн — задолженность по налогам и сборам, 160 млн — задолженность по ранее полученным займам, 93 млн — задолженность перед поставщиками.
— Результатом может быть остановка деятельности предприятия, в том числе прекращение выполнения перевозок по муниципальным и межмуниципальным маршрутам, — спрогнозировала Эльмира Ахмеева.
Сейчас «Комиавтотранс» столкнулся с новыми проблемами. Например, прогнозируется рост стоимости запасных частей в 2022 году на 49 млн рублей, может возникнуть и дефицит, особенно европейского производства. В парке предприятия — автобусы «Мерседес» и НефАЗ. На последних стоят агрегаты Bosch. Это приведет к снижению количества рабочих автобусов, уменьшит выручку и объем транспортных работ.
Предприятию надо платить по долгам, появившимся во время пандемии, уже есть несколько исполнительных листов. Но пока удается избежать дополнительных листов от кредиторов путем переговоров и отсрочки оплаты. Например, когда компанию отключили от тепла из-за долга в 6 млн рублей, только переговоры с топ-менеджментом в Москве помогли возобновить подачу тепла и предотвратить заморозку автобусов и здания.
Высокий риск представляет задолженность перед налоговой, к 1 июня она увеличится до 80 млн, оплатить ее предприятие будет не в состоянии.
Есть несколько способов улучшить финансовое состояние — например, отказаться от кондукторов на некоторых маршрутах в Сыктывкаре. Это уменьшит фонд оплаты труда.
В правительстве рассматривают возможность увеличить сумму возмещения за перевозку льготников, погашение кредиторской задолженности за счет субсидий, вклад в имущество, не увеличивающий уставной капитал (так спасли «Комиавиатранс» в 2021 году).
Еще один вариант — передача акций предприятия администрации Сыктывкара. По словам Эльмиры Ахмеевой, результатом будет являться заинтересованность муниципалитета в эффективной организации перевозок, участие муниципалитета в решении вопросов стабильно функционирования «Комиавтотранса», а также частичное покрытие убытков за счет средств республиканского бюджета. Но передать акции можно будет, только закрыв все имеющиеся долги.
Кирилл Наумов
Комментарии (36)
Зачем мучаться Комиавтотрансу
Оригинально.
А то нашли крайних...
Сокращение кондукторов в первую очередь приведет к снижению сбора выручки... А ее и так не достаточно...
Выход один - оптимизация маршрутной сети, управленческих кадров, передача в муниципалитет только городские перевозки, пригородные отдать в частный бизнес (там все уже регламентировано), ну и пригласить думающих, не ворующих управленцев...
1. Почитайте.
2. Поймите, что этот бизнес недешевый, и однозначно требует дотаций.
3. ОБСУДИТЕ ЭТО НА УРОВНЕ ГЛАВЫ ДО НАЧАЛА РЕФОРМ.
4. НАЙДИТЕ ЧЕЛОВЕКА, ГОТОВОГО РУКОВОДИТЬ ПОД СВОЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
4. ПОВЕРЬТЕ ему, и пусть руководит. Контролируйте, но не мешайте.
ЕСЛИ КОНТРОЛЕРЫ БУДУТ АДЕКВАТНЫМИ.
Иначе ничего у вас не получится.