Повлияют ли санкции на загрузку Северного морского пути
Санкции недружественных стран затронули и арктические нефтегазовые проекты, которые должны были обеспечить значительную часть загрузки Северного морского пути (СМП). Участвующие в них западные компании вынуждены были покинуть даже уже реализуемые проекты и отказаться от дальнейших инвестиций. Но на грузопоток по СМП это не должно оказать сильного влияния. Наоборот, запуск Баренцкомура на Индигу только увеличит грузопотоки.
Правительство будет субсидировать регулярные грузовые перевозки по СМП, ежегодно на эти цели планируется выделять по 560 млн рублей. Как отметил на совещании о развитии инфраструктуры Северного морского пути вице-премьер, полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, перевозки по СМП пока уступают по экономической эффективности транспортировке грузов через Суэцкий канал, однако имеют достаточную рентабельность, чтобы быть реализованными на принципах государственно-частного партнерства и стать основой для получения масштабной макроэкономической отдачи.
Целевой показатель увеличения загрузки СМП к 2024 году до суммарных 80 млн тонн сохраняется в соответствии с ранее обозначенным в президентском указе, при этом энергетические ресурсы обеспечат основную загрузку этого морского коридора, сообщили «РГ» в пресс-службе минэнерго. В ведомстве также отметили, что правительство реализует комплекс мер государственной поддержки нефтегазодобывающих компаний. Значительных переносов сроков реализации таких проектов в рамках СМП сейчас не планируется.
То есть планы по обеспечению грузопотока по СМП пока остаются неизменными. К 2024 году он должен составить 80 млн тонн, к 2030-му - 120 млн тонн, а к 2035 году - 180 млн тонн. В 2020 году объем перевозок превысил 33 млн тонн. Больше половины его загрузки к 2024 году должны дать заводы по производству сжиженного природного газа (СПГ) и новые нефтедобывающие проекты. Часть из них уже работает, а часть находится в той или иной степени реализации. Поэтому выход из этих проектов европейских партнеров может лишь немного задержать их ввод в строй, но не помешать их запуску.
Часть загрузки должна дать угольная отрасль. В минэнерго «РГ» сообщили, что задержка сроков реализации угольных проектов в Арктике и на Дальнем Востоке возможна, но пока на сегодняшний день такой вопрос не стоит.
Ранее под сомнением была реализация проекта «ВостокУголь», который должен был обеспечить для СМП до 19 млн тонн угля к 2024 году с месторождений на Таймыре. Вставал даже вопрос о банкротстве компании. Это почти четверть перспективного грузооборота СМП, отмечает доцент Финансового университета при правительстве РФ, эксперт аналитического центра ИнфоТЭК Валерий Андрианов. Но это самые большие возможные потери.
Почти половину, чуть менее 40 млн тонн, планируемого грузооборота составляет СПГ с двух проектов «Новатэк» - «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2», поясняет Андрианов. За первый проект можно быть спокойным - он уже реализован и в 2021 году произвел и отгрузил на экспорт 19,64 млн тонн СПГ, что превышает проектную мощность предприятия (17,4 млн тонн в год). Первая очередь второго проекта мощностью 6,6 млн тонн СПГ в год уже находится в высокой стадии готовности и скорее всего будет пущена с минимальной задержкой (2023-2024 гг. – «РГ»). Но из-за отказа TotalEnergies от инвестиций в Россию может быть отложен ввод в эксплуатацию второй и третьей очередей аналогичной мощности. Таким образом, речь идет о возможной потере 13,3 млн тонн грузов для СПГ в среднесрочной перспективе, считает эксперт.
Главным нефтедобывающим проектом для загрузки СМП должен стать «Восток Ойл» компании «Роснефть». О выходе из ее капитала и приостановке работы в России уже объявила британская BP. Но это никак не должно отразиться на реализации проекта, скорее можно считать, сколько потеряют англичане из-за вынужденного выхода из него. А у отечественной компании никаких технических или финансовых сложностей для продолжения работы в нем нет.
С нефтью ситуация наиболее оптимистичная, считает Андрианов. «Восток Ойл» имеет потенциал поставок нефти в 30 млн тонн к 2024 году и до 100 млн тонн после 2030 года. То есть один этот проект способен вывести СМП на планировавшиеся ранее объемы загрузки и даже превзойти их. Одно из важнейших преимуществ проекта заключается в том, что он не «привязан к трубе» и может поставлять сырье на любые рынки - как в восточном, так и в западном направлении, подчеркивает эксперт.
Суммарно только СПГ заводы и «Восток Ойл» смогут к 2024 году обеспечить более 60 млн тонн грузооборота СМП. Но при этом предложения о корректировке планов по его загрузке впервые прозвучали еще до начала очередного витка санкций против нашей страны, в период пандемии COVID-19, отмечает аналитик по товарным рынкам «Открытие Инвестиции» Оксана Лукичева. По ее мнению, трудности с развитием северных территорий были связаны в первую очередь с недостатком трудовых ресурсов и снижением добычи полезных ископаемых. Сегодняшние сложности также могут затормозить добычу из-за недостаточного спроса на добываемые ресурсы и оказать негативное влияние на загрузку СПМ, считает эксперт.
Большее влияние, чем уход западных компаний из нефтегазовых проектов, на планы по загрузке СМП может оказать приостановка или задержка строительства железнодорожных магистралей и терминалов по перевалке СПГ и нефти, модернизации портов и инфраструктуры для бункеровки судов.
Первую очередь терминала для перевалки СПГ в Мурманске планировали запустить в декабре 2022 года, а на Камчатке - в феврале 2023 года. Вторая очередь на обоих терминалах должна заработать в 2025-2026 гг.
Терминалы позволят снизить затраты на транспортировку СПГ в Европу и страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). На терминалы будет доставляться СПГ с заводов на Ямале танкерами арктического класса. Далее СПГ будет перегружаться на обычные газовозы, фрахт которых дешевле. В обоих проектах терминалов 10% принадлежало французской TotalEnergies. Впрочем, пока заявлений о переносе сроков ввода объектов в эксплуатацию не было.
Юрий Трутнев, заместитель председателя правительства, полномочный представитель президента РФ в ДФО:
- Северный морской путь короче маршрута через Суэцкий канал, и провозка грузов по нему не должна быть дороже. Если для этого потребуется какая-то отдельная государственная программа, отдельная поддержка, то это надо сделать