Криминалисты МВД по Коми одни из первых в России стали исследовать ДНК незаконно добытых лосей
Используя возможности молекулярно-генетических технологий, эксперты помогают раскрывать экологические преступления не только следователям республики, но и Кирова, Перми, Смоленска, Калуги. Корреспонденты БНК узнали, какие методики применяют полицейские и почему кусок сырого мяса в багажнике автомобиля может вызвать интерес правоохранителей.
Эксперты-криминалисты 1 марта отмечают 103-летие со дня образования служба в системе МВД России. Именно в первый день весны 1919 года начал работу Кабинет судебной экспертизы при Центророзыске РСФСР. Работа эксперта уникальна и многогранна, требует профессионального подхода к делу и глубоких знаний в самых разных областях науки. Во многом благодаря работе сотрудников экспертно-криминалистической службы полиции удается раскрывать самые сложные и запутанные преступления, в том числе из категории прошлых лет.
Корреспонденты БНК встретились с сотрудниками отдела биологических экспертиз ЭКЦ МВД по Коми в их профессиональный праздник и узнали, какие методики применяют полицейские при раскрытии экологических преступлений.
― Одна из причин невысокой эффективности расследования уголовных дел, связанных с браконьерством, ― недостаточный уровень их экспертно-криминалистического сопровождения, ― отметила заместитель начальника отдела биологических исследований ЭКЦ МВД по РК Любовь Давыдова. — В том числе, отсутствие в практике судебно-экспертной деятельности органов внутренних дел России методик ДНК-идентификации биологических образцов диких животных. Подобные методические разработки в Республике Беларусь были внедрены в судебно-экспертную практику в 2014 году.
Специалисты ЭКЦ МВД по Коми изучили опыт белорусских коллег, занимающихся исследованиями биологических материалов животных, и начали исследовать ДНК тканей лосей, на которых в нашей республике охотятся незаконно чаще всего.
Внедренный в практику молекулярно-генетический анализ ДНК позволил нашим экспертам устанавливать принадлежность изъятых биологических следов и объектов конкретному виду животного, определять его половую принадлежность (самка или самец), а также количество особей незаконно добытых лосей.
Разделка туши убитого животного, скрытая транспортировка и хранение незаконного трофея, уничтожение останков, сокрытие орудий, используемых при незаконной охоте ― основной алгоритм действий злоумышленника. Объектами для криминалистического исследования чаще всего являются части туши животного, следы его крови на одежде браконьера, средствах транспортировки, инструментах для разделки.
― Сейчас по следам крови на одежде злоумышленника или на его топоре мы можем установить, что это следы одной и той же особи лося, чья шкура, например, обнаружена в лесу, ― поясняет капитан полиции Любовь Давыдова. ― Или, например, что изъятое мясо ― именно лосиное и что убитое животное – это именно самка лося, а это особенно важно для определения суммы причиненного ущерба. В соответствии со статьей 258 Уголовного кодекса РФ за незаконную охоту на лося нарушителю грозит уголовная ответственность и штраф в размере от 500 тысяч до 1 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Кроме того, нарушителем возмещается ущерб, причиненный государству за незаконную добычу лося.
При производстве ДНК-экспертиз сотрудниками ЭКЦ МВД по Коми были впервые апробированы наборы реагентов производства института биоорганической химии НАН Беларуси. Данная тест-система позволяет дифференцировать биологические образцы диких животных семейства оленевые ― лося, косули, оленя и домашних животных семейства полорогие ― крупного рогатого скота, козы и овцы.
Таким образом, применение указанных реагентов позволяет не только дифференцировать биологические образцы лосей от других видов диких животных отряда парнокопытные (кабана, оленя, косули) и от домашнего скота, но и провести молекулярно-генетическую идентификацию конкретной особи.
Как отметила Любовь Давыдова, ДНК-анализ биологических следов диких животных является более сложным экспертным исследованием, чем ДНК-анализ биологических следов человека. Но несмотря на сложность таких ДНК-экспертиз, специалисты ЭКЦ МВД по РК проводят их не только для следователей нашего региона, но и Кирова, Перми, Смоленска, Калуги. Передовой опыт наших экспертов внедряется в практику ДНК-лабораторий правоохранительных органов других субъектов РФ.
В планах наших экспертов-криминалистов ― проведение ДНК-анализа северного оленя, особи которого, к сожалению, тоже нередко попадают под прицел недобросовестных охотников.
― Несколько лет назад произошел вопиющий случай истребления стада диких северных оленей в пятидесяти километрах от поселка Нижний Одес Сосногорского района, — вспоминает Любовь Давыдова. ― Браконьеры убили около тридцати особей, занесенных в Красную книгу Коми, и пытались сбыть мясо. Наша задача как экспертов ― предоставлять неопровержимые доказательства причастности злоумышленников к таким преступлениям.
Евгения Гранина
Комментарии (5)