Директор «Зарани» Елена Маргелова: «Ватную игрушку может научиться делать любой человек»
Елена Маргелова руководит Домом народных ремесел «Зарань» в селе Выльгорт Сыктывдинского района со дня его открытия в 2008 году. О том, как она состоялась в тени отца – известного мастера Валерия Торопова, почему пришлось уволить собственную дочь, как мастера шили костюмы для медиков, и для чего нужно ловить дзен, директор «Зарани» рассказала БНК.
Елена Маргелова – дочь Валерия Торопова, заслуженного работника культуры Республики Коми, народного мастера России. В апреле 2021 года он ушел из жизни из-за тяжелой болезни и последствий перенесенного ковида. Многое из того, что было запланировано прославленным мастером, предстоит сделать его старшей дочери Елене. Например, дописать главу о глиняной игрушке в книгу о мастерах России, которая готовится в Москве. Валерий Лаврентьевич не успел рассказать будущим читателям о своем фирменном гусе с длинной шеей, которого он когда-то создал.
- Теперь уже в память об отце хотим реализовать проект «Гончарный фестиваль», который планировали еще при жизни Валерия Лаврентьевича, - рассказывает Елена. – Этот проект должен был стать нашим брендом, долго шли к этому. Три года назад приезжали ученики отца из Кировской и Архангельской областей – проводили мастер-классы по керамике. Ученица отца Татьяна Буторина заведует в «Зарани» сектором по керамике и имеет большой опыт работы в этой сфере, но не решается взять на себя такую ответственность. И я тоже. Недостаточно пока у нас мудрости и знаний для этого.
В том, что гончарное направление должно стать брендом «Зарани», нет ничего удивительного. Свою деятельность в Коми Валерий Торопов начинал именно с глины, когда в 1984 году при цехе художественной керамики на базе Выльгортского лесопункта был создан кружок для детей.
В1986-м в Выльгорте открылась изостудия «Гончарик», в числе первых учеников которой была Лена Торопова. Валерий Лаврентьевич был снисходителен ко всем своим юным подопечным, но только не к своей дочери. Требований к ней было в разы больше. Лена очень старалась не подвести отца. По окончании учебы «с отличием» получила первое в жизни свидетельство о том, что стала изготовителем художественных изделий из керамики. Закончила училище искусств, а потом – Ижевский государственный университет по специальности «Преподаватель ИЗО и черчения». В 1994 году стала преподавателем школы художественного ремесла и остается им по сей день. Последние тринадцать с лишним лет – на должности директора Дома народных ремесел «Зарань». С 2005 года – один из организаторов Всероссийского фестиваля самодеятельных исполнителей народной песни «Завалинка». Имеет диплом лауреата премии правительства Коми в области культуры, знак отличия «За заслуги перед Республикой Коми».
За годы работы в качестве руководителя «Зарани» было всякое, вспоминает Елена Валерьевна. Как-то пришла к главе администрации района и попросила отправить на курсы руководителей. И услышала ответ: «А кто работать будет?».
Сегодня ее гордость – коллектив Дома ремесел. В команде «Зарани» 18 человек, и каждый – личность. Не только для руководителя. Поучиться керамическому ремеслу у Татьяны Буториной, познать азы ткацкого дела у Евгении Сурниной - большая радость для учеников, ни у кого другого они учиться не хотят. Ценность мастеров в том, что они умеют привнести в традиционное ремесло что-то новое, современное, какую-то свою изюминку. Работники заинтересованы в повышении квалификации, совершенствовании профессионального мастерства. Из-за пандемии стало меньше выездных ярмарок и мастер-классов, но они идут онлайн, и мастера «Зарани» их не пропускают.
- Я поймала свой дзен, - говорит Елена. – Это когда ты в гармонии с собой, с удовольствием идешь на работу, растешь как руководитель, находишь подход к каждому подчиненному – человеку творческому, а значит, особенному. Когда получаешь удовлетворение от сделанного и собираешь бесценный багаж опыта и знаний, а не так, как в молодости, когда знания просеиваются сквозь сито, и ты не успеваешь их фиксировать, потому что пока еще не осознаешь их ценность.
Самое ценное, и чем по праву гордится директор «Зарани», это готовность команды отозваться на призыв о помощи. Как это было в начале пандемии в 2020 году, когда мастера перепрофилировались на шитье из нетканки одноразовых костюмов и бахил для медиков, работающих в красной зоне.
В наступившем году, объявленном в стране Годом народного искусства и нематериального культурного наследия, у руководителя и команды «Зарани» планов громадье. В частности, присоединиться к проекту «Ватная игрушка – носитель культурного кода народов России», организованном в Москве Мануфактурой ватной игрушки для сохранения национальных традиций. Цель проекта – укрепление межнациональных связей, объединение мастеров и любителей ватного искусства.
- Надеемся, что в этом проекте примут участие и районы, куда мы отправили информационные письма, - поясняет Елена. – Это было бы замечательно! Ватную игрушку может научиться делать любой человек - ребенок, работающий взрослый, желающий разнообразить свою жизнь, одинокий пенсионер, мама, ухаживающая за ребенком в декрете. Сегодня, в такой непростой для всех нас период пандемии такое единение просто необходимо.
В планах Елены – издать книгу своих сказок и стихов, а еще организовать выставку собственноручно написанных картин. Какие именно работы будут издаваться и выставляться Елена будет решать не одна. Ее самый строгий цензор сегодня дочь Рита, которая кстати тоже работала в «Зарани», пока не пришло указание сверху – уволить во избежание коррупционной составляющей.
Конечно, по признанию Елены, мысленно она будет советоваться и с отцом. Она знает, что сказал бы Валерий Лаврентьевич, услышав то или иное стихотворение, оценив картину. Они бы обязательно поспорили, но в итоге пришли бы к общему знаменателю.
- В переводе с коми «зарань» означает «заря», «дочь солнца», для меня мой отец всегда был Солнцем, - говорит Елена. – А я была в его тени. Он никогда не гладил меня по головке, за что я ему бесконечно благодарна. Мы спорили на равных, не соглашались в чем-то друг с другом, а потом снова сходились, потому что делали одно дело, и шли вместе. Я состоялась именно благодаря отцу. И сегодня как «дочь Солнца» делюсь своим теплом с другими, а кого-то и обжечь могу.
Комментарии (7)