Правительство России к 10 мая представит предложения по железной дороге Сосногорск – Индига
Президент России Владимир Путин поручил правительству проработать и представить практические предложения по строительству железнодорожной ветки с выходом на берег Баренцева моря в районе устья реки Индига в Ненецком автономном округе.
Важность нового строительства станет понятнее, если мы вооружимся картой железных дорог, наложенной на физическую карту нашего государства, отмечает колумнист агентства «РИА Новости» Сергей Савчук. Вся западная часть России от Астрахани, Туапсе и далее по кругу до Калининграда и Мурманска густо испещрена яркими нитками стальных трасс, обеспечивающих ежедневную жизнь самой населенной части страны. Это и пассажирское сообщение, и перевозка грузов. Вторая часть в десятки раз объемнее и важнее, потому что не поехать в гости или в отпуск — это обидно, а вот остаться без топлива, продуктов питания или стройматериалов уже смерти подобно.
На восток уходят всего две магистрали, это БАМ и Транссиб. Тянутся они по южному краю, изредка выстреливая отдельными ветками немного севернее, как, например, Усть-Кут — Усть-Илимск или Тында — Нижний Бестях.
Конкретно на север, если не учитывать мурманское направление, находящееся в максимально освоенной железнодорожниками части России, ведут всего два пути. Это магистрали Коноша — Печора — Воркута — Салехард и Тюмень — Сургут — Новый Уренгой — Надым.
Проект родился не на пустом месте, подчеркнул Савчук, а из анализа мировых рынков, запасов собственных полезных ископаемых и возможности повторного освоения Севера, что невозможно без комплексного развития региона, в первую очередь в промышленном смысле. Именно это прописано в Стратегии развития Арктической зоны. В глобальном плане новый путь позволит доставлять к морю и, значит, к судам, идущим по Северному морскому пути, грузы из Новосибирской области, Кузбасса и Казахстана.
На удалении всего 500-600 километров от новой железной дороги находятся такие города, как Инта и Воркута. По меркам России, практически в шаговой доступности. Сам же проект строительства ветки Сосногорск — Индига поручен инвестиционной компании AEON, которая совсем недавно выкупила у предыдущего владельца предприятие «Воркутауголь». То есть у владельца есть прямая и очень большая заинтересованность и в проведении новой трассы, и в наращивании добычи в Воркуте, тем более что предыдущий владелец, компания «Северсталь», и не думает отказываться от местного кокса. Есть не иллюзорный шанс, что холодный город горняков получит второе дыхание. Добавим, что запасы воркутинского угольного бассейна оцениваются в три миллиарда тонн, то есть работы для наших шахтеров здесь на десятилетия вперед.
Владелец корпорации AEON Роман Троценко сообщил ранее, что строительство глубоководного морского порта в районе поселка Индига в Ненецком автономном округе уже может начаться во второй половине 2024 года. Проект по строительству порта, общая сумма инвестиций в который может превысить 300 млрд рублей. Будет создан новый морской порт общим объемом операций, перевалки грузов в 80 млн тонн. Часть этих грузов будет приходиться на Японию, поскольку порт будет спроектирован и построен прежде всего для обработки таких грузов, как коксующийся уголь, древесина, удобрения и химические продукты, бумага.
«Когда уже будет железная дорога Сосногорск – Индига, регион будет связан с большой землей и значительно увеличит свое влияние в экономической жизни России. Будет транспортная доступность. На горизонте до 2030-2035 года транзит грузов вырастет до 80 млн тонн, а это о чем-то говорит – это налоги, пополнение бюджета, развитие экономики и социальной сферы», - подчеркивает заместитель руководителя Дирекции морского порта «Индига» (входит в Корпорацию АЕОН) Сергей Клявин. Клявин с таким заявлением выступил в Сыктывкаре на заседании «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года на территории Республики Коми и Ненецкого автономного округа».
Появление железной дороги позволит запустить множество проектов, говорит и Сергей Савчук. Так, например, можно будет наконец провести детальную геологоразведку Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, которая много лет буксует именно из-за крайне сложных условий доставки специалистов и грузов.
В Республике Коми разведаны запасы в 150 миллионов тонн бокситов, что позволяет организовать на месте производство крайне востребованного алюминия. Здесь же до сих пор ведется разведка хромовых руд.
В транспортной доступности от новой трассы активно работает компания «Руститан», в ведении которой находится Пижемское месторождение, чьи прогнозные запасы титановой руды оцениваются в 2,5 миллиарда тонн. Только диоксида титана здесь порядка 100 миллионов тонн, а есть еще и приятные бонусы в виде золота, алмазов и редкоземельных металлов. По соседству находится Ярегское месторождение, чей потенциал вдвое больше, а вместе они образуют крупнейшее месторождение титана в мире.
Колумнист РИА Новости подчеркнул, что речь опять же идет не просто о вывозе сырья.
«Тот же «Руститан» попутно отработал Бельгопское месторождение известняка и Сереговское месторождение каменной соли, что позволяет наладить производство хлора, извести, соляной кислоты и титана на месте. Это не просто красивые слова, создание горно-металлургического комплекса на базе Пижемского месторождения прописано во все той же стратегии развития Арктики. Этот же документ подразумевает тотальное перепрофилирование угольной отрасли, создание комплексов глубокой переработки и обогащения угля, то есть Коми и Ненецкий АО могут стать базой производства кокса, угольных концентратов, графита», — объяснил Савчук.
Отметим, что ГК «РУСТИТАН» совместно с Дирекцией Морской порт «Индига» (ИК «АЕОН») в конце 2021-го завершили разработку предпроектной документации на инфраструктурный проект «Ходатайство (Декларация) о намерениях инвестирования в строительство новой железнодорожной линии Сосногорск – порт Индига», в рамках которой составлена трассировка трассы и рассчитаны основные технико-экономические показатели проекта.