Минобраз Коми предлагает определить единый орган, отвечающий за жилищные программы
Минобраз республики предлагает определить единый орган исполнительной власти, ответственный за координацию и реализацию всех жилищных подпрограмм и программ в Коми. Аргументы за это предложение высказал заместитель министра образования региона Дмитрий Беляев, который недавно сделал доклад на заседании Межведомственной комиссии (МВК) по экономическому развитию при республиканском правительственном Экономическом совете. Господин Беляев обнародовал мнение в своем блоге.
Дмитрий Беляев озвучил предложение о закреплении всех жилищных программ за одним ведомством. Фото БНКоми
По существу
В настоящее время реализацией тех или иных жилищных программ и подпрограмм занимается несколько ведомств.
В республике Коми это, прежде всего, Министерство экономического развития, Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства, Министерство сельского хозяйства, Агентство по социальному развитию, Министерство образования.
Наша подпрограмма (которую курирует Министерство образования) называется (сокращённо) «обеспечение жильём молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище». Кстати, больше всего программ и подпрограмм реализуется Министерством экономического развития Коми.
А теперь смотрите.
Вот, например, вы как гражданин, который хочет попросить помощи от государства в решении жилищных вопросов, должны обратиться в соответствующее ведомство. Вы знаете, в какое? В Министерство образования по программе «жильё молодым семьям»? В Министерство экономического развития по программе «европейская ипотека»? Или, может быть, в Министерство сельского хозяйства, если вы живёте на селе?
Логично предположить, что вы будете обращаться во все инстанции с целью получить поддержку по какой-нибудь программе, по которой вы формально можете пройти как соискатель.
Теперь далее. Вы подаёте заявку, допустим, по «европейской ипотеке» в Министерство экономического развития (я несколько упрощаю модель; на самом деле в этой схеме ещё есть администрации муниципальных образований и прочие организационные посредники).
Минэкономразвития рассматривает вашу заявку, и если вы подходите по документам и прочим формальным признакам, Минэконом пишет в остальные ведомства официальный письменный запрос, а не получали ли вы поддержку по другим жилищным программам и подпрограммам?
Далее, к примеру, в Минобраз приходит такое письмо. Мы смотрим по нашим карточкам и программам и затем пишем ответное письмо — получал или нет.
Т.е. мы имеем в наличии большое количество информационных потоков, на обработку которых уходит (утекает) время, и очень большое.
Соответственно, возрастают непроизводительные расходы (говоря экономическим языком). Не говоря уже о том, что, как следствие, могут не совсем эффективно реализовываться те направления, непосредственной компетенцией которых является то или иное ведомство (например, наши профильные задачи в части развития образования и молодежной политики). Т.е. время, которое тратится сейчас на обработку запросов и прочих информационных потоков по жилищным программам, ведомство могло бы тратить на другие профильные задачи.
Я привёл всего лишь верхушку айсберга организационно-технических проблем, которые мы сейчас наблюдаем по вопросу реализации жилищных программ и подпрограмм.
Наверно, как следствие, логично хотя бы попытаться каким-то образом оптимизировать соответствующие управленческие процессы и информационные потоки.
Поэтому после своего основного доклада (на межведомственной комиссии) по реализации нашей жилищной подпрограммы, я предложил ровно три вещи.
- Во-первых, давно пора создать единую информационно-аналитическую систему (и позволить работать в ней в том числе и муниципалитетам), в которой регистрировались бы все обращения граждан за поддержкой и в которой можно было видеть траекторию прохождения той или иной заявки. Также предложил поручить эту работу имеющемуся в республике Центру информационных технологий.
- Во-вторых, имеет смысл создать единую «горячую линию» на базе Центра телефонного обслуживания при том же Центре информационных технологий. Чтобы гражданин знал один номер телефона (а не двадцать, в которых путается), по которому он мог бы позвонить и узнать всю имеющуюся информацию по вопросам жилищных программ. Кстати, мы (министерство образования) сейчас рассматриваем возможность организации «горячей линии» на базе ЦТО ЦИТ по летнему отдыху и оздоровлению детей и уже почти договорились с ЦИТ.
- В-третьих, и это я предложил рассмотреть (дословно) «не прямо завтра, а в среднесрочной или долгосрочной перспективе» — изучить вопрос об определении единого органа власти, который бы отвечал за реализацию всех жилищных программ и подпрограмм в республике. Чтобы было не 5-7 ведомств — равноправных модераторов по данному (жилищному) вопросу, а одно. Ещё раз подчеркну — не создать новый орган власти, а наделить всеми необходимыми полномочиями и ответственностью один из имеющихся органов исполвласти. При этом я не стал уточнять, какой именно орган мы предлагаем сделать таковым. Другой момент тоже ещё раз подчеркну — по реализации только жилищных программ и подпрограмм, а не абсолютно всех целевых программ и госпрограмм в республике, как это двусмысленно отранслировано в некоторых средствах массовой информации, например, здесь.
Заместитель Главы Владимир Алексеевич Тукмаков, как председатель МВК, первые два предложения принял сразу, и, насколько я понимаю, соответствующие поручения Центру информационных технологий (и соответствующим ведомствам) сформулированы будут в ближайшее время.
Насчёт «единого органа исполвласти» Владимир Алексеевич сказал что «надо рассмотреть, но при этом необходимо учитывать отраслевую специфику».
Не спорю.
В то же время, если говорить об отраслевой специфике нашей подпрограммы «жильё молодым семьям», то она, по большому счёту, заключается только в слове «молодые» (т.к. мы курируем молодежную политику в регионе).
На 99 процентов реализация подпрограммы сводится к приёму заявок от муниципалитетов, составлению списков, расчету стоимости жилья, калькуляциям стоимости тех или иных процедур, составлению актов, переписке с другими ведомствами и т.д. Т.е. — к технической, де-факто почти «риэлторской» работе, которая ну никак не является профильной для министерства образования.
Кстати, на федеральном уровне данную подпрограмму («жильё молодым семьям») курирует Министерство регионального развития, а не Министерство образования и науки РФ.
У нас в отделе молодёжной политики занимается этой работой полтора специалиста (один — постоянно, а второй «на подхвате»). Весь день фактически только этой работой и занимаются, хотя если говорить о молодежной политике, то у нас огромный объем других, профильных задач — это и Год молодежи, и реализация долгосрочной целевой программы «Молодежь Республики Коми 2011-2013», и патриотическое воспитание, и антинаркомания, и спортивное направление, и еще «вагон и маленькая тележка» других менее глобальных задач и проектов молодёжной тематики.
Мы не против осуществлять мониторинг молодых семей, да и вообще всей молодежи и работников отрасли образования, в целях выявления потребностей по жилью, анализа ситуации, подготовки тех или иных предложений (это, как раз, элемент и молодежной политики, и регулирования сферы образования). Более того, это — наша работа (в составе комплекса задач по управлению образовательной отраслью и молодежной политикой в регионе).
Но сами жилищные программы должны реализовываться организационно-технически всё-таки не министерством образования, а может быть, даже вообще никаким из министерств, а одним из имеющихся казенных учреждений.
Для примера: у Министерства образования есть подведомственное учреждение – Центр детско-юношеского спорта и туризма, который занимается технической работой по организации летнего отдыха и оздоровления детей. Т.е. органы исполнительной власти в составе соответствующего Координационного совета определяют стратегические вопросы по летнему отдыху и оздоровлению детей. Министерство образования как единый уполномоченный орган осуществляет тактическое управление, в т.ч. и взаимодействие с муниципалитетами. Центр детско-юношеского спорта и туризма занимается по нашему поручению текущими техническими вопросами. Мне кажется, такую практику было бы неплохо распространить и на некоторые другие направления работы органов исполнительной власти, например, на управление жилищными программами и подпрограммами в республике.
Поэтому я и предложил на вчерашнем заседании МВК всем нам (органам исполнительной власти) подумать над тем, чтобы в Коми был единый организационно-технический координатор и реализатор жилищных программ.
Мне кажется, все от этого только выиграют.
Во-первых, сократятся издержки на обеспечение этого процесса в республике. И временные, и финансовые.
Во-вторых, муниципалитетам будет легче организовывать свою работу по данному (жилищному) направлению на местах, поскольку у них будет одна «нянька» в республике, а не пять.
В-третьих, гражданам будет удобнее и понятнее — они будут знать единую точку входа в этот вопрос. И, кстати, легче будет найти виновных в случае провала тех или иных жилищных программ и подпрограмм.
Вместо заключения
В прикладной науке бизнес-управления есть такое понятие как «реинжиниринг бизнес-процессов», т.е. перестройка процессов управления в целях оптимизации и повышения эффективности работы всей системы.
Это нормальная практика, и в бизнес-среде она применяется достаточно часто.
Почему бы не осуществить реинжиниринг и по некоторым, сейчас фактически неповоротливым и искусственно тяжелым и избыточно сложным, процессам государственного управления?
Комментарии (22)
без беляева минобраза
вроде уже едросии не слышно, да и народный фронт переместился на другую планету
пора уже убрать куда подальше. А то все решают-решают, а решить не могут.А потом концы не сыскать, кто за что отвечает.
Ну тогда понятно почему у нас ни с образованием, ни с сельским хозяйством порядка нет.
Некогда.
А что касается самого г-на Беляева - что-то его стало слишком много. Все хорошо в меру, а тут прям задушил своей харизмой, почти кажинный день на БН светится
"Глава Росмолодежи официально отправлен в отставку. Основатель движения "Наши", глава Росмолодежи Василий Якеменко освобожден от должности по собственному желанию...
Зачем Василий Якеменко создает политическую партию?
"События последних месяцев показали, что партии, представленные в Госдуме, ничего не могут молодым людям предложить"...
Недавно Василий Якеменко объявил о запуске своего нового политического проекта. По его словам, он собирается оздать "Партию власти", которая будет представлять собой "сетевую и самоорганизующуюся" организацию. Основными оппонентами новой партии чиновник назвал "феодалов": "Будет борьба — люди будущего против феодалов".
А Дмитрий Беляев готов побороться с "феодалами" в Коми-крае?