Коми продаст «Эмбраеры» и откажется от достройки аэропорта в Соколовке
Депутаты Госсовета и представители правительства обсудили стратегию вывода «Комиавиатранса» из кризиса.
В Государственном Совете Республики Коми 17 ноября состоялось рабочее совещание, посвященное вопросам деятельности АО «Комиавиатранс». Как отметил вице-спикер Госсовета Коми Сергей Артеев, компания находится в трудном финансовом положении. Чтобы вывести ее из этого состояния, на заседании сессии в октябре утвердили пакет финансовой помощи «Комиавиатрансу» в размере 1,8 миллиарда рублей. По инициативе правительства Коми деньги пойдут на погашение обязательств перед поставщиками, а также задолженности по заработной плате и налогам. Сейчас из-за долгов компания не может претендовать на господдержку и участвовать в тендерах, отметили в пресс-службе парламента.
По словам заместителя председателя правительства Коми Эльмиры Ахмеевой, к тяжелому финансовому состоянию привел ряд причин. Это снижение доходов населения и спроса на перевозки, волатильность курса валют и пандемия коронавируса. Но главным фактором стала задолженность за взятые в лизинг самолеты Еmbraer – 43 % от всех обязательств предприятия.
На начальном этапе выплаты должны были составить около 30 миллионов долларов. По итогам переговоров с лизингодателем сумму удалось снизить до 450 миллионов рублей. После ее погашения Еmbraer перейдут в собственность авиакомпании. Однако использовать их не будут, а выставят на продажу.
От АН-24 также решено отказаться. Летать продолжат на самолетах L-410. Как отметил и.о. генерального директора «Комиавитранса» Юрий Скрипин, эти воздушные суда в состоянии закрыть все потребности республики и могут использоваться на небольших аэродромах, например, в Ижме, Кослане и Троицко-Печорске.
Выйти на безубыточность «Комиавиатранс» планирует за счет развития вертолетных перевозок. Для этого постепенно отремонтируют имеющиеся и закупят новые машины.
Ранее пресс-служба Госсовета Коми сообщала, что долги составляют более 4 млрд рублей. Из этой суммы подлежащая срочной выплате — 2,8 млрд рублей. Имеется задолженность перед работниками по зарплате (73 млн), по налогам и сборам (примерно 500 млн), перед поставщиками (305 млн). Долги по займам, включая проценты, составляют 90 млн рублей. Большая задолженность по лизинговым платежам за самолеты Embraer (1 млрд 622 млн рублей), за L-410 и вертолет (145 млн рублей). Нехватка средств не позволяет ремонтировать парк воздушной техники, а это лишает возможности выполнять контракты, и ведет к финансовым потерям. Для стабилизации ситуации «Комиавиатрансу» нужны 5 млрд рублей.
Что касается аэропорта в Соколовке, то от его достройки планируют отказаться и сосредоточить силы на действующей воздушной гавани. Как отметила Эльмира Ахмеева, с учетом небольшого пассажиропотока аэропорт Сыктывкара закроет все потребности в перевозках. Кроме того, расположение в центре города является его конкурентным преимуществом для развития бизнес-контактов и туризма.
На заседании президиума Госсовета РФ 19 октября 2021 года глава региона Владимир Уйба обратил внимание на проблемы Воркуты и предложил передать аэродромный комплекс на федеральный уровень. Сейчас это объект двойного базирования: кроме гражданских самолетов его использует авиация пограничных войск. Однако все расходы по содержанию комплекса ложатся на республику. В год это около 60 миллионов рублей. В перспективе Коми рассчитывается на передачу в федеральную собственность всех региональных аэропортов. Президент России Владимир Путин также поручил рассмотреть этот вопрос и обеспечить устойчивую деятельность региональной авиакомпании АО «Комиавитранс».
***
Строительство аэропорта в Соколовке началось в 1982 году, однако в конце 1990-х финансирование работ прекратилось, тогда готовность объекта составляла 80%. В начале 2000-х деньги снова стали выделять, проект попал в федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России на 2002-2010 годы». Из российского бюджета на строительство до 2006 года поступало 40-60 млн рублей в год, но этого было недостаточно, поэтому сроки ввода объекта в эксплуатацию постоянно отодвигались.
В итоге было принято решение о выделении из проекта пускового комплекса, готовность которого составляла 70%. Тогда же были приняты в эксплуатацию объекты управления воздушным движением, было завершено строительство взлетно-посадочной полосы, были подготовлены инженерные коммуникации.
Финансирование проекта из федерального бюджета прервалось в 2009 году, когда его стоимость составляла около 3 млрд рублей. К настоящему времени часть ранее построенных или недостроенных объектов устарела и сейчас требует восстановления, ремонта или реконструкции. Некоторые строения нужно разбирать и возводить новые, в том числе надо укрепить взлетно-посадочную полосу. Последние годы Коми добивалась перевода аэропорта в республиканскую собственность.
Объем расходов на завершение строительства аэропорта постоянно пересматривался: если в 2012-м на это требовалось 3,5 млрд, в 2016-м — уже 6 млрд, в 2019-м — более 8 млрд рублей.
В 2019 году заявлялось, что Коми не отказалась от переноса сыктывкарского аэропорта в Соколовку.
Комментарии (162)
Теперь осталось отказаться от санатория Серегово.
Вы там что, совсем расслабились??? Почему все это происходит безнаказанно???
Правильно - никто!
Если только все лагеря страны перенести в коми.
Вот и развитие будет.
С прибылью они же не делятся.
Уверен на 200% что после погашения 4 млрд. это чудо не выйдет в плюс. Что в госсовете, что в корпорации (бывший гайзеровский фонд) - не могут.
И последнее - а как же покупка Уйбой новых ИЛ-114 ?!
Эти же предлагались, как их "цепеллины" - керосин не нужен, ВПП не нужны, управлять любой сможет...Даже Лопырев
Ветерок попутный и все!
Как назовем новый кооператив?
Пельмени зато лепить умеет!!!! Общепит будет развивать.))))
Ан 24 это прошлый век, холодно в нем на север летать....
А л 410 ветром сносит...газелька...
Эх, нефтяная республика блин...
Совет видимо только один - сдохнуть побыстрее
Жалко аэропорт, жалко деньги народные.
У него было все: и харизма, и автритет, и характер, и сила воли, и умение отстаивать свою позицию, желание работать...
Эх, нет таких людей сейчас!
Ну, что такое Лопырев?
Жалкое зрелище.
Неужели РК это заслужила?
Ну, вот, и настигла карма начальницу службы бортпроводников.
Совместно с незаконно-сокращенными теперь будет работу искать.
Г
или кровь сдавать?