Картинки из прошлого: в Молодежном театре республики состоялась премьера спектакля «Три сестры»
Первый показ нового спектакля в репертуаре Молодежного театра Коми состоялся 12 ноября. Режиссер Евгений Софронов поставил чеховскую пьесу «Три сестры» в соавторстве с приглашенным из Санкт-Петербурга художником Еленой Левиной и режиссером по пластике Николаем Казминым, который уже на протяжение многих лет приезжает из Краснодара на постановки.
В небольшом пока репертуаре молодежного театра уже есть два спектакля по классике: постановка по мотивам пушкинских «Повестей Белкина» «Белкин. Истории о жизни и любви» и экспериментальная работа Максима Соколова «Идиот» - спектакль-исследование романа Достоевского.
Видимо, чтобы уравновесить классику и эксперимент на сцене молодежки, Евгений Софронов взялся за аутентичное прочтение «Трех сестер».
- Для меня долгое время пьеса «Три сестры» была самой непонятной из всех. В юности я посмотрел очень плохой спектакль в очень хорошем театре, и с той поры у меня к «Трем сестрам» была жуткая нелюбовь. Но пьеса периодически через меня «проскакивала». Это было в Щукинском институте, когда я учился на актерском, потом - когда я поступил на режиссуру, учебным материалом по первому курсу у нас были «Три сестры». Со студентами в колледже искусств я ставил дипломный спектакль по этому произведению, - рассказал Евгений Софронов. - Мне очень хотелось разгадать ее, провести «следствие». Теперь это моя любимая пьеса: она стала настолько понятна, прозрачна, хороша.
Для художника Елена Левиной «Три сестры» стала первой постановкой в Сыктывкаре. Для сценографии классического спектакля она предложила образ витрины в музее.
- Все вещи, которые вы видите на сцене, такие, какими они были в начале века. Все они размещены на большом подиуме — как экспонаты. И зритель как будто смотрит через эту музейную витрину в прошлое, - рассказала о художественном решении спектакля Елена Левина.
По ее словам, главным для постановочной команды было показать не красивые костюмы и артефакты, а человеческие отношения, людей, которые за сто двадцать лет, прошедших с момента написания пьесы, не изменились.
- Чехов закладывает очень много ребусов в текст, и ни одно слово, ни одна фраза в нем не случайна. Классика тем и хороша, что ее можно расшифровывать бесконечно. И чем старше драматургия, тем больше накладывается смыслов, - считает художник.
С ней согласен и режиссер.
- Этот спектакль про таких же людей, как мы, но которые жили много лет назад. Что от них осталось? Ничего, артефакты. Поэтому сцена - как витрина в музее. Ненадолго она «оживает» - появляются сначала звуки, тени, люди. Но потом все исчезает. И в самой пьесе есть об этом: "Пройдет время, и мы уйдем навеки, нас забудут, забудут наши лица, голоса и сколько нас было..."».
После того как в зрительном зале гаснет свет, на стенах появляется проекция с изображением оживленной автострады, раздается шум города, сигналы машин, отрывки из новостных сводок, в которых отчетливо звучат фамилии и слова-маркеры нашего времени. Но через несколько мгновений условно голос автора прерывает эту суету и зритель вместе с героями пьесы переносится в начало XX века. Может быть, идея со сценой-музеем считывается не очень явно, но такое противопоставление современности и прошлого сразу расставляет смысловые акценты спектакля.
Красивые платья и шляпки, военная форма, изящные силуэты и интересные интерьерные детали не дают оторвать глаз от сцены. Но прежде всего — драма жизни людей, постепенно теряющих одну надежду за другой. «Три сестры» - одна из самых жестоких по отношению к своим персонажам пьеса Чехова. Тем не менее он и ее хотел назвать комедией. Наверное, исходя из этого режиссер решил некоторые мизансцены и персонажей как будто в пародийном по отношению к традиционным о них представлениям ключе. Так взаимоотношения Маши и Вершинина (Алена Доронина и Денис Рассыхаев) — в классическом изводе — трагедия несостоявшейся любви - кажутся несколько нелепыми; Ирина (Полина Лудыкова) как-то уж совсем безучастна к несчастьям ближних, в том числе к нелепой гибели на дуэли пусть не любимого, но все-таки жениха, Тузенбаха. Наташа у Чехова — агрессивная хищная мещанка, ее роль исполнила яркая характерная актриса Анна Боян. Исполнила так, что оторопь берет. Как такое чудовище мог привести в дом Прозоровых Андрей? И как такой Андрей (Константин Карманов) вообще мог стать главной надеждой сестер на то, что в их жизни все изменится?
Более «по-чеховски» понятными персонажами стали Ольга Елены Аксеновской — строгая старшая сестра, которая несет на своих плечах все заботы о семействе и доме и уже ни на что в личном смысле не рассчитывает; трогательный доктор Чебутыкин в исполнении Игоря Янкова; появляющийся в эпизодах обаятельный подпоручик Федотик, скромно и чисто влюбленный в Ирину (Дмитрий Греченюк).
Премьеру «Трех сестер» можно посмотреть на сцене Театра им. В. Савина сегодня и воскресенье, 14 ноября. Спектакль принимает участие в программе «Пушкинская карта».
12+
Комментарии (3)
Может на Три поросенка замахнуться. Это триллер. Финал - тушенка.