Федор Овчинников: «Отец навсегда научил меня мечтать»
Основатель «Додо Пицца» поделился с БНК воспоминаниями об известном журналисте Владимире Овчинникове. Публикация приурочена к «Неделе отца», которая объявлена в Коми.
«Я есть благодаря ему. Во всех смыслах. Он был великий мечтатель. Он навсегда научил меня мечтать.
У меня было счастливое детство. Я родился в 1981 году, когда мои родители были студентами четвертого курса. Вместе с ними я закончил журфак Уральского университета и переехал по распределению в северный Сыктывкар. Отец всегда проводил со мной и младшим братом очень много времени, постоянно придумывал всякие приключения, мы ездили на велосипедах к геологам, заводили бурундуков, собирали минералы, монеты, марки, старинные самовары. Благодаря папе Сыктывкар конца 1980-х и 1990-х годов был волшебным удивительным миром. Он очень много рассказывал и читал нам. Он был гениальный рассказчик. Он так страстно рассказывал о древних римлянах, казаках, гуннах, русских князьях, что у меня кровь стыла в жилах и учащался пульс. Каждый вечер мы читали книги. Мы перечитали всего Жюля Верна, Фенимора Купера, Майна Рида, и, наверное, не самого простого для детей Гюго. Я на всю жизнь запомнил сцену из «Отверженных», как каторжник Жан Вальжан возвращается из тюрьмы. Все люди отвергают его. Никто не пускает переночевать. Его приютил священник. Ночью Жан Вальжан обворовывает священника. Забирает столовое серебро. Его ловят и приводят к священнику, и он говорит: «Отпустите этого человека. Я подарил ему это серебро». Жан Вальжан становится новым человеком. Я был поражен. Я был ребенком — не знаю, сколько мне было тогда лет. Я не мог спать. Я помню до сих пор.
Я помню, как мы сидим в степи в Оренбуржье, откуда отец родом. Ночь. Костер. Он рассказывает о Чингисхане. О том, как маленькое племя монголов смело империи и захватило полмира. Зачем? Зачем рисковали? Зачем они шли вперед? Все дальше и дальше. «Дойти до последнего моря...» Я ложусь на траву. Запах полыни. Звезды. И слышу стук копыт. И ответ на вопрос, который задавал себе ребенком много раз. Зачем жить? У меня захватывает дух. «Дойти до последнего моря».
Отец был журналистом. Он очень любил свою профессию. Это было настоящее призвание. Он объездил всю Республику Коми, глухие деревни, шахты, стойбища оленеводов. Он очень любил писать о людях, деревенских чудаках и гениях, отшельниках, героях труда, брошенных в лесных поселках. Это была не работа, это была страсть.
Он очень любил детей, нас, внуков, племянников, всех. Вокруг него всегда образовывалась компания детей, он увлекал рассказами, все становились вдруг индейцами или казаками. И мы никогда не ревновали. Это был дядя Володя».
В России 17 октября впервые отметили День отца. Глава Коми Владимир Уйба поддержал идею проведения в республике «Недели отца».
*** Ветерана Коми журналистики Владимира Овчинникова не стало в сентябре 2018-го, ему было 58 лет.
БНК
Комментарии (17)