Пожизненно осужденные за поджог «Пассажа» требуют по миллиону рублей за нахождение в клетке на суде
Алексей Пулялин и Антон Коростелев, отбывающие пожизненное наказание за поджог в июле 2005 года ухтинского торгового центра «Пассаж», когда в огне погибли 25 человек, потребовали компенсацию морального вреда по 1 миллиону рублей каждому за нахождение в клетке на судебном процессе.
В связи с рассмотрением в Ухтинском городском суде уголовного дела о вымогательстве братьев Фахрудина и Асрета Махмудовых и Валентина Гаджиева, по которому Пулялин и Коростелев проходят в качестве потерпевших, они были доставлены в СИЗО-2 в Сосногорске. Дело вымогателей рассматривалось в Ухтинском суде более года — с апреля 2020-го по июнь 2021 года. На каждое заседание в суд доставлялись Пулялин и Коростелев. Непосредственно с их участием проведено более 60 заседаний суда. Во время судебного разбирательства они находились за металлическим решетчатым ограждением.
Как отметили в исках Пулялин и Коростелев, они считают неправомерным нахождение их в клетке во время судебных слушаний по делу братьев Махмудовых и Гаджиева. По их мнению, помещение их за железные ограждения причинило им нравственные и физические страдания, поскольку они, являясь потерпевшими по уголовному делу, фактически находились на скамье подсудимых. Истцы сослались на решение Европейского суда по правам человека, согласно которому нахождение в суде в клетке противоречит Конвенции прав человека.
Свои страдания каждый из них оценил в 1 млн рублей.
Сыктывкарский городской суд отказал в удовлетворении иска, указав, что Пулялин и Коростелев находятся в статусе осужденных к пожизненному лишению свободы. Именно этим определялись условия их содержания в зале судебного заседания. Предпринятые меры безопасности не были несоразмерными.
Верховный суд Коми, куда подали апелляционные жалобы истцы, согласился с выводами Сыктывкарского горсуда.
Отметим, что ранее Пулялин и Коростелев — чаще всего по отдельности — в суде требовали от УФСИН по Коми, регионального следственного комитета и прокуратуры компенсации причиненных нравственных страданий в связи с холодным обедом, применением наручников, содержанием в одиночной камере, несвоевременного предоставления копий процессуальных решений, а также по другим поводам. Согласно данным сайта суда, начиная с 2012 года Верховным судом региона рассмотрено около 100 гражданских дел по искам Пулялина. Наибольшее количество исков им было подано в 2012 году — 23 иска.
Как уже сообщало БНК, в Замоскворецком суде Москвы сейчас находится иск Пулялина и Коростелева к ФСИН за издевательства в СИЗО.
В прошлом году Антон Коростелев уже отсудил у России в Европейском суде по правам человека 4600 евро компенсации за запрет на ночные молитвы. Коростелев указал, что он мусульманин, а сотрудники СИЗО запрещали ему не спать ночью. А Алексей Пулялин в 2019 году отсудил 60 тыс. руб. компенсации за нарушение права на судебное разбирательства в разумный срок. Он указал, что является потерпевшим по уголовному делу в отношении предполагаемых организаторов поджога «Пассажа». По версии следствия, братья Махмудовы и Гаджиев в 2005 году вымогали у 18-летних Пулялина и его товарища Антона Коростелева 500 тыс. руб. и в отработку этой суммы вынудили молодых людей поджечь ТЦ. Производство по уголовному делу о вымогательстве приостановлено в виду того, что все обвиняемые с 2013 года находятся в розыске. В июне этого года суд вынес заочный приговор находящимся в бегах братьям Махмудовым и Гаджиеву, признав их виновными в вымогательстве. Суд назначил Фахрудину Махмудову наказание в виде 4 лет 6 месяцев лишения свободы, Асрету Махмудову – 4 лет 8 месяцев лишения свободы, обоим – в исправительной колонии общего режима. Валентин Гаджиев осужден к 6 годам 7 месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Махмудовым зачтено время содержания под стражей, в связи с чем суд постановил считать наказание отбытым.
Алексей Смирнов
Комментарии (11)