Сотрудник телеканала «Юрган» отыскал в Уральских горах потомков древних коми
Сотрудник телеканала «Юрган» Александр Пивкин отыскал в Уральских горах потомков древних коми. Он предполагает, что они и есть наследники древней Биармии.
Александр Пивкин снял фильм о потомках Биармы. Фото Юрия Кабанцева
Фильм об экспедиции и этом уникальном открытии выйдет в эфире телеканала «Юрган» 27 мая в 14.20. Его съемки проходили в июле прошлого года, - 10 месяцев ушло у автора, чтобы обработать собранный материал, соотнести его с историческими догадками и фактами, сообщили на телеканале.
Свой фильм автор назвал «Биармия» - автор предположил, что тот труднодоступный район Урала Пермского края, куда он добрался и где происходили основные съемки, имеет отношение к древней полумифической стране Биарма.
Организовал экспедицию в эти труднодоступные места доктор исторических наук, профессор, руководитель кафедры истории Пермского университета Георгий Чагин. На протяжении многих лет он изучал уральские народы и пришел к выводу, что коми этнос состоит не из двух народов: коми-зырян и коми-пермяков, как принято считать. Была еще одна народность, самая многочисленная. Со столицей в городе Чердынь. Но исчезла, растворившись среди пришедших на Урал иных племен. Был ли этот народ наследником Перми Великой и древней Биармии – ответ на этот вопрос и попытался отыскать автор и режиссер фильма Александр Пивкин.
- Когда наша экспедиция добралась до верховьев горной реки Язьва, глазам открылись удивительно красивые пейзажи, среди деревьев показались маленькие избушки. А потом, вдруг мы как будто оказались в прошлом, – нас встретили женщины в сарафанах и бородатые мужики в косоворотках, - вспоминает журналист.
Комментарии (57)
Всем пришлым варягам это конечно не интересно.
Или они дюже ученые? Этнограф после филфака это как Бордюг в роли минздава.
причем их в ОП-ПА зиции почти 100% )))
Может этот фильм о них?
Зю́здинские ко́ми, ко́ми-зю́здинцы, зю́здинцы, (самоназвание — коми) — этнографическая группа коми-пермяков в Афанасьевском (бывшем Зюздинском) районе Кировской области, ранее северо-восток Глазовского уезда Вятской губернии.
Содержание [убрать]
1 Численность
2 Антропология
3 Язык и культура
4 См. также
5 Примечания
[править]Численность
Это статья является частью серии статей о народе
Коми
Культура
Литература · Музыка · Искусство · Архитектура · Кухня · Танец · Коми имя · Коми фамилии
Расселение коми
Республика Коми · Коми-Пермяцкий округ · Кольские коми · Ижемцы · Зюздинцы · Приуральские коми · Коми диаспора
Этнографические группы
Коми-зыряне · Коми-пермяки · Коми-ижемцы · Коми-язьвинцы
Религия
Православие · Старообрядчество · Мифология
Языки
Коми-зырянский · Коми-пермяцкий · Коми-язьвинский
История
Пермь Великая · Пермь Вычегодская · Великопермское княжество · Вымское княжество ·
Известные коми · Известные коми-пермяки
Шаблон: Просмотр • Обсуждение • Править
Зюздинские коми в настоящее время исчезают как этнографическая группа и вливаются в окружающее русское население. В 50-х годах XX века их насчитывалось свыше 7 тыс. человек[1]. В 1970 году уже было отмечено 700 пермских коми в районе[2]. Переписью 1989 года в Афанасьевском районе было зарегистрировано только 318 пермских коми[3]. В 2002 году во всей Кировской области 817 человек назвали себя пермскими коми.
[править]Антропология
По антропологическим признакам зюздинские коми относятся к вятско-камскому сублапоноидному типу, так же как коми КПАО и сысольские коми, характеризующемуся преобладанием европеоидных черт с меньшей но заметной монголоидной примесью[4].
[править]Язык и культура
Говорят на особом диалекте языка коми, близком диалектам наречия пермских коми. Часто язык зюздинских коми упоминается как верхнекамский диалект коми-пермяцкого языка. В настоящее время пользуются в основном русским языком. На язык и культуру зюздинцев оказало сильное влияние совместное проживание с русскими. Зюздинские коми переняли и сохранили многое из архаичной северорусской традиции, в народном фольклоре сохранилось много лирических жанров, несказочная проза[5]. В 1995 в деревне Московская Афанасьевского района был создан Коми-пермяцкий культурный центр с целью сохранения культурного наследия пермских коми в районе. При нём действует фольклорный коллектив «Ниримдор»[6].
Коми-язьвинцы
[править]Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Коми.
Коми-язьвинцы
Самоназвание
коми, комийөз, коми йоз, ёдз, пермяки, пермякйӧз
Современный ареал расселения и численность
Всего: от 2000 до 5000 (оценка)[1][2]
Россия: от 2000 до 5000 (оценка)[1][2]
Пермский край:около 2000 (оценка)[1][2]
Красновишерский район: около 2000 (оценка)[1][2]
Язык
коми-язьвинский язык
Религия
старообрядцы
Расовый тип
Сублапоноидный тип
Родственные народы
коми-зыряне, коми-пермяки
Происхождение
этническая группа коми-пермяков до XV века
Ко́ми-я́зьвинцы (коми, ёдз, коми йоз, пермяки; коми-язьвин. комийөз, пермякйӧз, коми утьыр; коми ёдзва комияс, язьвинса; коми-пермяцк. коми язьвинса) — этнографическая группа коми-зырян[3] и/или коми-пермяков[1][4], или обособленная финно-угорская народность[2][5] в России.
Содержание [убрать]
1 Численность и расселение
2 Язык
3 История
4 Источники
[править]Численность и расселение
В настоящее время язьвинцы в основном проживают в ряде населённых пунктов Красновишерского района Пермского края: деревни Верхняя Бычина и Нижняя Бычина (род Быч), село Верхняя Язьва (род Кичиг), деревни Паршакова, Арефина, Антипина, Ванькова (Антипинская, Паршаковская, Бычинская и Верх-Язьвинская сельские администрации).[2]
Общая численность по некоторым оценкам составляет от 2 — 3 тысяч до 5 тысяч человек, в том числе до 2-х тысяч компактно проживают на территории Красновишерского района Пермского края.[1][2][3]
По переписи населения 2002 года коми-язьвинцы отдельно не выделялись и включались в состав коми (коми-зырян), коми-пермяков и русских. В перечне вариантов самоопределения своей национальности при переписи 2002 в России только 146 человек самоопределились как коми йоз (учтены среди коми-зырян) и 878 человек как пермяки (учтены среди коми-пермяков).[4][1]
[править]Язык
Основная статья: Коми-язьвинский язык
Коми-язьвинский язык относится к пермской ветви финно-угорской группы языков уральской семьи. Является промежуточным между коми-зырянским и коми-пермяцким языками.[1] Некоторые исследователи считают его диалектом коми языка (обобщенно общего для коми-зырян и коми-пермяков).
В 2003 году при поддержке администрации Пермской области был издан первый коми-язьвинский букварь. Автор букваря — учительница Паршаковской средней школы А. Л. Паршакова. Этот букварь стал первой книгой, изданной на коми-язьвинском языке[6].
[править]История
Это статья является частью серии статей о народе
Коми
Культура
Литература · Музыка · Искусство · Архитектура · Кухня · Танец · Коми имя · Коми фамилии
Расселение коми
Республика Коми · Коми-Пермяцкий округ · Кольские коми · Ижемцы · Зюздинцы · Приуральские коми · Коми диаспора
Этнографические группы
Коми-зыряне · Коми-пермяки · Коми-ижемцы · Коми-язьвинцы
Религия
Православие · Старообрядчество · Мифология
Языки
Коми-зырянский · Коми-пермяцкий · Коми-язьвинский
История
Пермь Великая · Пермь Вычегодская · Великопермское княжество · Вымское княжество ·
Известные коми · Известные коми-пермяки
Шаблон: Просмотр • Обсуждение • Править
Предки коми-язьвинцев занимали значительную территорию междуречья Камы, Вишеры, Колвы. Скорее всего, население, давшее основу коми-язьвинцам, представляло собой особую этно-лингвистическую группу. Оно имело общие хозяйственные навыки, языковые и культурные признаки. В низовьях Вишеры, Колвы и на примыкавших к ним побережьях Камы выявлено много археологических памятников IX—XV вв., относящихся к родановской культуре коми-пермяков. Но механизм консолидации населения, создавшего эти памятники, в этническую группу ещё не достаточно прослежен исследователями.
Коми аборигенное население междуречья Камы, Вишеры, Колвы с принятием православия в 1462 и вхождения Перми Великой в Московское государство в 1472 подверглось сильной ассимиляции русскими и данная этно-лингвистическая группа очень быстро прекратила свое существование. Но часть аборигенов, спасаясь от русских, отошла в бассейн Язьвы, где в низовьях реки, судя по археологическим и топонимическим данным, небольшое по численности население этой же группы уже сложилось в XIV—XV вв.
Проживание коми-язьвинцев длительное время в природной изоляции, до конца XVIII в. вне активных контактов с русскими, сделали свое дело — всё население в бассейне Язьвы консолидировалось в самостоятельное этническое образование. Коми-язьвинцы говорят на родном языке, осознают себя как особый народ с отличительными культурными и бытовыми чертами.
В XIX веке они подвергались преследованиям, так как исповедовали старообрядчество. Позднее, в 1930—1950 гг. священнослужители подверглись репрессиям.
Коми-язьвинцы были учтены как самостоятельный народ при переписи 1926 года — их насчитывалось 3163 человека.[источник не указан 316 дней] Позднее существование народа официально не признавалось, а местное население считалось русскими. Несмотря на это, коми-язьвинцы сохранили родной язык.
В конце XX века началось движение за возрождение коми-язьвинской культуры. Проблемы сохранения и развития культуры и языка обсуждались на международных научно-практических конференциях «Коми-язьвинцы и историко-культурное наследие Прикамья» в 1995 и 2002 годах при участии финских учёных.
Читайте литературу о гаплогруппах, господа,прежде чем иронизировать. Все люди - братья.
бред
А биармяне - они уже тут давно, кафе понаоткрывали.