Французские художники в Коми создают «Павильон общества» из леса и нефти
В сентябре в Национальной галерее Коми откроется первая северная биеннале. Помимо основной программы, для посетителей подготовили еще ряд спецпроектов, в том числе от французской художественно-исследовательской группы La Méditerranée. В Сыктывкаре из «местных» материалов – усохших деревьев парка «Строитель», воска, ухтинской нефти – они создают «Павильон общества». Что он будет из себя представлять, как в проекте нашли отражение мифы коми – в материале БНК.
Группа La Méditerranée прибыла в Коми в составе четырех человек: куратор Ильес Геслер и три художника - Аполлинария Брош, Матео Ревилло, Эдгар Сарин. Перед визитом в республику они познакомились с ней заочно. Как рассказал Матео Ревилло, группа изучила местную мифологию и историю.
- Нас зацепила мифологическая составляющая. На Западе миф не настолько интегрирован в бытовую часть жизни, скажем так. Здесь нам рассказывали об отношении коми к лесу. Всегда обращаться с лесом как с отдельно существующим живым организмом. Если общаться с духом леса, надо вывернуть одежду наизнанку, потому что духи с «другой стороны», и, чтобы понять друг друга, надо тоже быть другим, - рассказала Аполлинария Брош.
Поездить по Коми группа не смогла, остановившись только на Сыктывкаре. Тем не менее до столицы региона они добирались на поезде из Москвы, поэтому частично захватили местные виды, отметили художники. Исключение – Апполинария Брош. Она приезжала в Коми в 2020 году и посетила Усть-Цильму, Усть-Кулом, Ухту, Ижму и Воркуту.
La Méditerranée представит на Коми биеннале спецпроект «Павильон общества», который объединит работы трех художников. В основе каждой – местные материалы. Так Эдгар Сарин работает с усохшими и аварийными деревьями, которые этим летом пришлось срубить в парке «Строитель» Сыктывкара. Проектом он занимается на улице у Дома художников, орудуя электропилой, превращая стволы в скульптуры. Вдохновляло его разнообразие использования дерева в культуре коми – ловушки охотников, игрушки. В итоге получаются тотемы в человеческий рост.
Матео Ревилло, в отличие от коллеги, занимается в основном живописью и в Сыктывкаре работает в одной из мастерских Дома художников. На биеннале посетители увидят его фрески с геометрическими узорами. Для их создания он использует пчелиный воск и нефть из Ухты. По словам художника, выбор этих материалов не случаен – они рассказывают «об истории, экономике страны».
Археологические находки и звериный стиль вдохновили художницу Аполлинарию Брош. Работала она в тесном контакте с учеными Коми научного центра и неоднократно посещала музей археологии.
- Мне было интересно подумать о срезах земли, есть разные пласты истории. Мне стало интересно, как это выглядит в Коми. Мне рассказали, что в Коми в основном археологические точки – песочные. Немножко шокирует человека не из археологии, не из науки, что [предметы] звериный стиль находят на глубине 60-70 сантиметров. Мне стало интересно, что можно найти – отпечаток нашего времени, ГУЛАГа, дореволюционного времени. У меня сразу выстроилась картинка, где все очень близко друг к другу выстроено, есть ощущение мифа, что он постоянно рядом. Я решила работать с пескобетоном, мне было интересно поработать с местными минералами, для этого биеннале я решила сконцентрироваться на кварце. Взяла образы, начиная от звериного стиля и до того, что остается от нас. Это своего рода бетонные листы, которые говорят о впечатлениях о Коми, - пояснила Аполлинария Брош.
Куратор Ильес Геслер подчеркнул, что группа, прибывая на новое место, работает с материалами из окружения неслучайно. Художники через локальные символы надеются рассказать об универсальных связях. Это направление в условном переводе с французского на русском они называют «Экология жеста».
Все работы художников будут помещены в белый деревянный куб. Он будет «Павильоном общества». Эти название и формат демонстрации, по мнению куратора спецпроекта, позволят создать место диалога – показать, что впитали художники во время визита в Коми, общения с жителями и знакомства с республикой.
Всего в рамках биеннале будет представлено четыре спецпроекта. Помимо, «Павильона общества», посетители смогут увидеть в залах Нацгалереи и центра «Югор» пленэр «Клюква. Миф», «Ловушку/На зверином стиле» - «историю осмысления художниками археологического ландшафта республики», и «Коллаборацию» - совместные работы художников и мастеров традиционных ремесел.
Биеннале откроется в Национальной галерее Коми 3 сентября.
12+
БНК
Комментарии (7)
А если внимательно вчитаться в положение о биеннале, то можно увидеть, что в соответствии с п. 1.4 участие могут принять художники со стран-участниц СНГ. Не помню в этом списке Францию...
Что же происходит в Коми. Куда местные специалисты подевались? Не верю что никого не осталось...