content/news/images/133022/syktyvkar-staryi_mainPhoto.jpg
08:45, 30.08.2021 / ОБЩЕСТВО

Как в Сыктывкаре открывали первую светскую школу города и проходил месячник по борьбе с бездорожьем

Несколько лет назад на ГТРК «Коми Гор» выходил цикл авторских программ Михаила Рогачева «Негромкая дата». БНК предлагает вам снова пройтись по страницам этой передачи, рассказав о памятных датах сентября.

Как в Сыктывкаре открывали первую светскую школу города и проходил месячник по борьбе с бездорожьем
Фото oldsyktyvkar.ru

8 сентября 1835 года в Усть-Сысольске было открыто приходское училище – первая светская школа города. Большую роль в этом сыграл купец Матвей Новоселов, бывший тогда Городским головой. Он организовал сбор средств по подписке и подарил школе свой дом (вообще-то дом был старенький и малопоместительный, но без него открытие школы и вовсе бы не состоялось). Потом училище не раз переезжало с места на место, пока не обосновалось в доме на улице Набережной, ныне – Кирова.

Ничего особенного училище из себя не представляло. Оно относилось к низшему типу школ – начальным народным училищам с двухгодичным сроком обучения. Вполне хватало одного, а потом и двух учителей. Первыми преподавателями училища стали протоиерей Вонифатий Кокшаров (состоял в этой должности двадцать лет, одновременно являясь смотрителем и учителем духовно-приходского училища) и пономарь Петр Богословский (преподавал до 1838 года, позднее – с 1852 до своей смерти в 1855 году, - был учителем духовно-приходского училища). В 1842 году учительское место занял обер-офицерский сын М.Ермолин. Историограф городского училища П.П.Ползунов в своей книге так прокомментировал это назначение: «На место полуграмотного пономаря вступает учителем полуграмотный чиновник». Он же приводит такой факт: Кайдалов, сменивший в 1856 году Ермолина, в прошении о предоставлении ему должности учителя сделал 8 грубых грамматических ошибок.

«Предметами учебного курса» были Закон Божий, а также «чтение по книгам гражданской и церковной печати», письмо (чистописание) и «первые четыре действия арифметики». Вот и все образование. Зато принимали в училище детей «всех состояний» и обучение в нем было бесплатным.

Между прочим, начальное образование в нем получили многие известные люди, в том числе и Георгий Степанович Лыткин, ставший известным ученым-историком и языковедом. И проработала первая школа более восьмидесяти лет – до 1918 года, - дав образование сотням усть-сысольских мальчиков.

В такой же день, но ровно через 23 года, 8 сентября 1858 года было торжественно открыто Усть-Сысольское второразрядное женское училище – первая женская школа в Коми крае. Первоначальное предложение об открытии училища было отклонено Городской думой на том основании, что девочкам образование ни к чему. На самом-то деле «отцов города» больше смущало то, что школа должна была содержаться на средства из городского бюджета. Убедили думу не доводы батюшки, что для подрастающих детей нужна грамотная мать, и не рассуждения уважаемых педагогов о пользе женского образования, а материальная поддержка проекта со стороны «именитого купечества». Иван Назарович Забоев предложил за свой счет выстроить дом для училища и три года оплачивать его отопление и освещение (свое слово он сдержал). Кстати, училище было открыто «в виде опыта на четыре года». Видимо очень хотелось посмотреть, чем дело закончится, потому что чиновников смущало, в том числе, число будущих учениц. Девушкам надо домашними делами заниматься, семью заводить, детей растить, а они, видите ли, к образованию тянутся. Кто ж их учиться-то пустит.

Учителя-предметники были из уездного училища. Законоучителем стал уже упомянутый протоиерей Вонифатий Кокшаров, все работали безвозмездно.

Училище было двухклассным с двухгодичным курсом в каждом классе. Отнесение его ко второму разряду означало, что в нем могут учиться не только дети дворян. Всего в училище было принято 43 девочки, в том числе 7 из дворянских семей, 9 из семейств духовенства, 7 из купеческих и 20 из мещанских семей. В 1889 году число учениц выросло до 102 человек. Увеличились и расходы на содержание заведения – в этом же году они составили 2 775 рублей. Большая часть поступала от земства – 1 540 рублей. Для сравнения – килограмм свинины стоил 30 копеек, а килограмм черной икры – 3 рубля 20 копеек. Правда, икры было существенно больше чем сегодня.

Этой первой школе для девочек была суждена долгая жизнь. В 1870 году она была преобразована в прогимназию, а в 1909 году стала гимназией – первым светским средним учебным заведением Коми края. Сегодня правопреемником женской гимназии считается гимназия им.А.С.Пушкина (Сыктывкар).

6 сентября 1857 года – день рождения инженера Александра Георгиевича Гансберга, человека, без которого невозможно представить историю нефтяной Ухты. Он родом из Риги, закончил Рижский политехникум и стал инженером-механиком, четырнадцать лет проработал на нефтяных промыслах Баку. В конце XIX века Россия занимала первое место в мире по добыче нефти, а Бакинская губерния давала более 90% российского «черного золота». Казалось бы, конкуренция с Баку – дело безнадежное. Однако Гансберг решил открыть собственное дело и выбрал Ухту. Нефть на Ухте есть – это было хорошо известно. Но известно было и то, что попытки организовать ее промышленную добычу оказались безрезультатными. И дело не только в малолюдности края и отсутствия дорог, но и в противодействии нефтепромышленников юга, не желавших иметь конкурентов. В 1896 году Гансберг приехал на Ухту на разведку, осмотрелся и решить все же взяться за дело. Через три года он подал заявку на 13 нефтеносных участков, получил право на ведение разведки на нефть в этом районе и занялся изыскательскими работами. В 1903 году он сумел доставить на Ухту оборудование для нефтедобычи. Работы шли очень трудно и все же ему удалось заложить и оборудовать один промысел – Варваринский. Там были построены буровая вышка, жилые дома, кузница, электростанция, установлен буровой станок. В 1905 году Варваринский промысел заработал. Начал он строить и керосиновый завод, но из-за нехватки средств завод дал первую продукцию только в 1915 году. А в 1909 году было образовано «Северное нефтепромышленное товарищество на вере Гансберг, Корнилов и Компания». Однако надежды на «большую нефть» не оправдались, и в 1914 году товарищество распалось. Уже шла Первая мировая война, за ней последовала революция и война гражданская. Какая уж тут экономика! Но Гансберг, которому уже шел седьмой десяток, был настоящим «фанатиком Ухты» (так называли его знакомые), и упорно продолжал свое дело. Он обращался за помощью и к красным, и к белым, но безрезультатно. В 1919 году он навсегда покинул Ухту – белые отправили его в Архангельск, заподозрив в сочувствии к советской власти. Дальнейшая судьба инженера Гансберга точно не известна.

15 сентября 1931 года в Коми области начался первый месячник по борьбе с бездорожьем. Весьма актуальное мероприятие, если учесть состояние путей сообщения Коми области. В 1927 году на 8 Коми областной партконфереции о дорогах было сказано исчерпывающе кратко: «Пути сообщения у нас первобытные. Искусственных путей сообщения мы не имеем». Правда, за четыре года кое-что изменилось. Начали строить железную дорогу Пинюг-Сыктывкар, да так и не достроили. Силами заключенных построили грунтовое шоссе Половники – Ухта, но опять же немного не доделали – нормально ездить по нему можно было только зимой. Ну а про дороги «местного значения» лучше не вспоминать – от Летки до Сыктывкара и через десять лет машины добирались двое-трое суток. Вот и решали дорожную проблему с помощью таких «показушных» мероприятий. Трудящиеся в свободное от основной работы время засыпали ямы и колдобины, чинили мосты, копали водоотводные канавы. Толку, конечно, от этого было мало, хотя бы потому что сентябрь-октябрь – не самое лучшее время для дорожных работ. Но в другое время нельзя: лето – пора сельскохозяйственных работ, а зимой всех выгоняли на лесозаготовки. За срыв этих кампаний могли и по шее дать. А так можно было отрапортовать – меры в борьбе с бездорожьем приняты.

973

Комментарии (3)

Добавить комментарий
  • Dx
    30 авг. 2021 г., 9:51:46
    Ответить
    А как же 03.09
  • Александр Щиголев
    30 авг. 2021 г., 11:00:19
    Ответить
    Михаил Рогачёв заслуживает большого уважения, как краевед зырянский!!!!
    .
    И вполне заслуженно является почётным гражданином города Сыктывкара.

    Жаль только, что посмертно!!! Не любит власть наша живых, не прикормленных, личностей отмечать.
  • Александр Щиголев
    30 авг. 2021 г., 11:07:02
    Ответить
    Про Ж/Д до Пинуга.
    .
    Дорога Сыктывкар-Пинюг была уже достроена, рельсы лежали, был даже вокзал на территории Мичуринского парка. Только что не открыли официальное движение.

    В 1942 году дорога была разобрана в связи с битвой под Сталинградом, куда рельсы и были отвезены.

    После войны денег и сил не было для восстановления. Так и остался Сыктывкар с "аппендицитом" железной дороги.

    Несчастный проект "Белкомур" был попыткой возродить выход на Урал и Сибирь. Правда, часть аппендикса таки осталась бы, так как ветка планировалась продолжится не через Сыктывкар, а через ст. Язель.

    До сих пор дирекция "Белкомура" существует и пожирает бюджет своим штатом бездельников по три миллиона в месяц. Правда, перенесли её в Москву.