«Бизнес – это вы»: предпринимателей Коми научили справляться с кризисами
В Сыктывкаре прошел бесплатный форум «Бизнес-стратегии». Его организаторы – министерство экономического развития Коми, центр «Мой бизнес» и региональное отделение Сбербанка – собрали на одной площадке реальных предпринимателей-практиков, которые были готовы поделиться своим опытом укрепления и развития дела даже в кризис.
Форум «Бизнес-стратегии» собрал в Сыктывкаре около 200 участников из разных уголков Коми и России, параллельно шла онлайн-трансляция на всю республику - просмотров было более 4 тысяч. Организаторы поставили перед собой непростую задачу – дать предпринимателям возможность получить новые навыки, обменяться опытом и вдохновиться историями федеральных спикеров.
— Для меня предпринимательство — колоссальный труд, который требует огромного количества энергии, сил, настойчивости. Он сопряжен с риском, заставляет думать в режиме 24 на 7, — отметила на открытии управляющая Коми отделением Сбербанка Алина Хвищук.
Именно о рисках и вовлеченности в дело рассказал собравшимся на форуме основатель и владелец шоколадной фабрики ShokoBox, амбассадор Сбербанка Андрей Шарков из Санкт-Петербурга. По словам спикера, после четырех лет с начала работы в России выживает только 4,7% представителей малого и среднего бизнеса. Сам он за все годы на рынке пережил три кризиса.
К 2008 году Андрей Шарков пришел успешным предпринимателем, который производил корпоративный шоколад. Когда грянул финансовый кризис, его клиенты начали сокращать расходы на маркетинг, и поток заказов прекратился. Остаться на плаву помогла смена модели работы: бизнесмен ушел от корпоративных клиентов и перешел на физических лиц, от продажи приятного сувенира к торговле эмоцией в чистом виде. Это уменьшило его производство — от тысячных партий шоколада он перешел к сотенным и меньше, но позволило сделать шаг вперед.
— Что-то новое, что-то оригинальное. В моем случае спасли компанию, когда в основном направлении b2b [бизнес для бизнеса — прим. БНК] не получалось, физлица. <…> Можно внести ценность в шоколадку, персонализируя ее. Я работал в сегменте b2b, а стал работать в b2i [бизнес индивидууму — прим. БНК]. Можно разглядеть потенциал в том же продукте, который тебе технологически производить удобно, или в той же услуге. Вдохнуть эту ценность в продукт и выйти на другой рынок. Я призываю вас задуматься о том, что можно работать по-другому, иначе, — рассказал Андрей Шарков.
Во время кризиса в 2014 году модель вновь пришлось поменять — выйти в массовый фудритейл, ведь маленькие сувенирные магазины тогда пострадали в первую очередь. В последний кризис, связанный с пандемией коронавируса, Андрей Шарков вынужден был остановить производство на полгода и даже временно перепрофилироваться на производство масок. Но проблемы не заставили его отступить от предпринимательского дела. Очередной точкой роста стал выход на рынок с обновленным продуктом. Фокус ушел с дизайна — коробочек с шоколадом и изображением — на состав, плитки стали с добавкой водорослей, чаем матча и другими, что сделало их функциональными.
Постоянные изменения и быстрая реакция помогли Андрею Шаркову сохранить бизнес. Переход на новую модель был риском, но, по словам предпринимателя, работы без этого не бывает — иногда надо вкладывать собственные средства, иногда идти за кредитом:
— Год назад меня Сбербанк прокредитовал в очень сложный момент. Когда, по сути, имея отрицательную статистику, бизнес стоял. И тут наступает сезон, я уже продал все свои основные машины, оставил только себе и жене. Не каждый банк готов вкладывать в того, у кого сейчас не все хорошо. Но те, у кого подход иной, смотрят на статистку за год, за два и на тебя как на человека. Мой кредитный менеджер многое сделал, чтобы вывести меня на кредитный комитет очень стремительно — за двое суток было предоставлено финансирование, которое было досрочно закрыто.
Ключевую роль в его бизнесе сыграла личная вовлеченность, отмечает Андрей Шарков:
— Вы — это бизнес, а бизнес — это вы.
Предприниматель посоветовал коллегам из Коми всегда иметь альтернативный сценарий работы наготове как подушку безопасности и не считать кризис чем-то сверхординарным. Если принять временность любого успеха, то можно держать себя в тонусе и постоянно быть готовым к развитию и движению в будущее.
БНК