Мифы Полярного Урала вдохновили художников Коми на создание нового языка
Десятый по счету пленэр «Клюква» визуальных искусств прошел на Полярном Урале и традиционно завершился выставкой работ художников-участников. В этом году они исследовали мифическую тематику, воплотив ее в фотографии и видеоарте. Какой получилась юбилейная «Клюква» и какие у организаторов планы на будущее – в материале БНК.
Празднование юбилея «Клюквы» началось еще в июле – в центре культурных инициатив «Югор» открылась выставка-ретроспектива «Северный путь», собравшая в одном зале самые яркие работы прошедших девяти лет. В августе художники из Коми с коллегами из других регионов – всего13 человек – отправились в десятое путешествие. В этот раз организаторы выбрали Полярный Урал. Спонсором поездки стал Монди СЛПК.
- Мы долго выбирали локацию. Хотелось найти место силы. Поехать релаксировать в деревню – слишком лайтово. Поэтому мы подумали, что нужно выбрать и суровое, и величественное место. Это наш Полярный Урал, - рассказала БНК куратор проекта Анжела Разманова.
На Полярном Урале художники побывали у подножья горы Рай-Из, у реки Собь и на станции 141 км, где есть только приют туристов, в простонародье «у Филиппыча». Лейтмотивом стал «миф», отсюда и подзаголовок выставки пленэра. Собирали его по частям, отметила Анжела Разманова. Это истории хозяина приюта туристов, легенды места силы и его хроники.
На выставке преобладают фотография и видеоарт в разных проявлениях. Это снимки самого Полярного Урала – от гор до извилистых речушек, приюта туристов и его обитателей. Художница Татьяна Земцова в ходе пленэра фотографировала различные камни, а изображения в последствие выстроила в серию «Алфавит нененецкого языка», вокруг которого написала свой миф:
- Ненецкий каменный язык. Появился в стародавние времена. Когда первому эльфу захотелось описать прелесть Полярного утра. Растительными и животными пигментами, пережженными в ядре планеты и замешанными на воде, витающей в воздухе, наносились татуировки на каменные плиты.
Фотографии печатались не только на бумаге, но и на ткани, и на холсте. Так Анна Сажина создала коллекцию «Биполярный Урал».
Знаменитый этнофутурист Юрий Лисовский в рамках пленэра смог поработать и с фото, и с холстом. Одна из его традиционных работ вдохновлена простым камнем:
- Поднять на берегу камушек и увидеть сюжет картины - такая была первоначальная мысль, - пишет этнофутурист. В итоге посетитель выставки может увидеть тот самый камень – ничем не примечательный – и выполненную в черных, золотых и красных тонах работу с противоборствующим медведем и птицей.
Традиционная живопись тоже не осталась без внимания участников пленэра. Куратор Анжела Разманова нашла личный «миф» в двух объектах – Пуэр-Кео, которую путешественники всегда наблюдали, и железной дороге. В итоге появились две противоположные работы – о спящей недвижимой вершине и побеге.
Видеоарт Анны Афониной и Ивана Туголукова вдохновлен объектами, оставшимися на территории бывшего трудового лагеря. В ролике они использовали 3D-сканы, и таким образом изучили воспоминания об этом месте.
Состоявшееся открытие выставки «Клюква. Миф» - техническое. Проект в 2021 году проходит в рамках Первого Коми биеннале, поэтом торжественное открытие будет вместе с началом его работы – 3 сентября. Будет ли 11-ый пленэр, организаторы пока затрудняются ответить.
14+
БНК
Комментарии (3)