В Воркуте почтили память героя Великой Отечественной
В Воркуте открыли мемориальную доску памяти героя Великой Отечественной войны Николая Лошакова. Легендарный летчик стал первым советским человеком, кто во время войны угнал фашистский самолет, находясь в немецком плену. Теперь его гипсовый профиль украшает здание воркутинского аэропорта.
Фото Валентина Тимченко
Николай Лошаков родился в Краснодарском крае, окончил летную школу, в 1942-м году попал на войну. В первые годы войны прикрывал конвой, который вез продукты в блокадный Ленинград, сбил 2 самолета, был награжден Орденом Красной звезды. 28 мая 1943 года его самолет был сбит и Николай попал в плен. 11 августа вместе с сержантом Иваном Денисюком сбежал, использовав немецкий самолет «Шторм». На следующий день их арестовали и как изменников родины приговорили к лагерному сроку.
- Денисюка приговорили к 20 годам каторжных работ, так как он признался в измене родины, - говорит ветеран Национальной библиотеки Республики Коми Циля Зильберг. - Судьи разделились во мнении на счет вины Лошакова. Один был за его невиновность, другие против. В итоге Ивана посадили надолго, а Николаю дали три года и отправили в «Воркутлаг».
В Воркуте Лошаков начал работать в авиаотряде, затем в возрасте 22 лет стал самым молодым начальником центрального аэропорта авиаотряда. Участвовал в различных операциях по спасению людей. Был награжден знаком «Почетный пограничник», в последствие работал на одной из шахт города и даже стал обладателем двух наград «Шахтерская слава» второй и третьей степеней.
В 1984 году Николай Лошаков уехал на свою малую родину в Краснодарский край, где вскоре умер в возрасте 60 лет.
Комментарии (9)
Затем младший лейтенант, лётчик 14-го гвардейского истребительного полка (13-й воздушной армии), совершил 121 боевой вылет, сбил 2 вражеских самолёта лично и 1 — в составе группы.
Уважаемые корреспонденты, или кто там, вам не стыдно так невнимательно писать о герое? Такие ляпы считаю оскорблением памяти о войне. Этот человек от своих получил сильнее, чем от врагов, да и вы своей небрежностью делаете то же самое, что и сталинские следователи.
Одним из первых, кто бежал из плена на самолете люфтваффе, был Павел Цыганков, совершивший в 1941 году угон с Бобруйского аэродрома (См.: Левин В., Ципис Н. Кто угнал самолет? : док. повесть // Уральский следопыт. – 1972. – № 5; Левин В., Ципис Н. Кто угнал самолет? // Красная Печора. – 22.07-31.08.1972*).
* Ц. Зильберг, хранившая в своем архиве копии статей, опубликованных в «Красной Печоре», не упоминала об истории побега Цыганкова под предлогом ее якобы «недостоверности»...
= =
2. БНК: «Теперь его гипсовый профиль украшает здание воркутинского аэропорта».
Уж писали бы про «бронзовый барельеф», чем нести «гипсовую» ахи…
= =
3. Лошакова сбили 27, а не 28 мая 1943 года.
= =
4. БНК: «сбежал, использовав немецкий самолет ‘’Шторм’’».
Fieseler Fi 156 Storch («Аист»).
= =
5. БНК: «вместе с сержантом Иваном Денисюком сбежал, использовав немецкий самолет».
Лошаков, в отличие от его как-бы-биографов, указывал иное воинское звание Ивана Александровича Денисюка - старший сержант.
В 1972 году один из воркутинских журналистов в репортажной статье, посвященной встрече Лошакова с учениками и учителями школы № 12, сообщил о его побеге следующее: «... Оказавшись раненым и попав немецкий плен, он сумел не только бежать из фашистской неволи, но и завладеть с двумя товарищами вражеским самолетом. На нем они перелетели через линию фронта и вернулись к своим» (Чайка С. Живая легенда // Заполярье. – 23.02.1972).
Более того, в 1977 году корреспондент республиканской молодежной газеты, рассказывая об одном из публичных выступлений Николая Кузьмича перед военнослужащими Сыктывкарского гарнизона, назвала третьего участника перелета на «Шторхе» – пленного Георгия Зотова (Борисевич Т. Урок мужества // Молодежь Севера. – 02.11.1977*).
* Ц. Зильберг, хранившая в своём архиве копию статьи «Урок мужества» и общавшаяся с Т. Борисевич, о Зотове почему-то никогда не упоминала.
= =
6. БНК: «Денисюка приговорили к 20 годам каторжных работ».
Денисюк был осуждён по ст. 58-1 «б» УК РСФСР на 10-летний срок.
= =
7. Лошаков стал начальником центрального аэропорта авиаотряда комбината «Воркутуголь» НКВД СССР 27.11.1945 г. в возрасте 21 года (а не 22 лет).
= =
8. БНК: «Был награжден знаком «Почетный пограничник», в последствие работал на одной из шахт города и даже стал обладателем двух наград ‘’Шахтерская слава’’ второй и третьей степеней».
Нагрудным знаком «Отличный пограничник» Лошаков был награжден 05.10.1969 г. В то время, начиная с 01.03.1969 г., он работал в должности «помощника директора по быту шахты-17» и впоследствии (а не «в последствие») 27.04.1970 г. был принят в РСУ Комсомольского УЖКХ «Зав. подсобным хозяйством», где трудился до избрания председателем Воркутинского территориального совета ВОИР.
Обладателем «наград ‘’Шахтерская слава’’» Лошаков стал не «в последствие», а задолго до награждения знаком «Почетный пограничник». Причём, не только «второй и третьей» (1958, 1960), но и первой степени (1965). Более того, БНК не упоминает о том, что в 1959 году Указом Президиума Верховного Совета Коми АССР Н.К. Лошакову было присвоено звание «Заслуженный шахтер Коми АССР».
= =
9. БНК: «В 1984 году Николай Лошаков уехал на свою малую родину в Краснодарский край, где вскоре умер в возрасте 60 лет».
После увольнения в 1981 году из Воркутинского территориального совета ВОИР (освобожден в связи с инвалидностью - известно о таком его шахтерском профессиональном заболевании как силикоз), Лошаков переехал в Краснодар, где через два с половиной года умер от инсульта.