Как жители Усть-Сысольска впервые увидели самолет и познакомились с кино
Несколько лет назад на ГТРК «Коми Гор» выходил цикл авторских программ Михаила Рогачева «Негромкая дата». БНК предлагает вам снова пройтись по страницам этой передачи, рассказав о памятных датах августа.
Август в истории нашего края выдался на редкость «культурным» месяцем с техническим уклоном. Тут вам и театр, и кино, и полет. Романтика, одним словом.
Целых три театра родились в последний месяц лета.
30 августа 1936 года пьесой Максима Горького «Егор Булычев и другие» в переводе Ивана Изъюрова начал свой первый сезон профессиональный и стационарный коми национальный театр (нынешний Коми государственный академический театр имени Виктора Савина). Этого события не произошло, если бы четырьмя годами раньше в Ленинградском техникуме сценического искусства не была бы организована коми студия, в состав которой вошли будущие «столпы» нашего театрального искусства – И.А.Аврамов, П.А.Мысов, Н.М.Дьяконов, А.С.Русина, А.Г.Зин, Н.В.Уродов и другие. Ассистентом руководителя студии Надежды Ивановны Комаровской стал молодой педагог. Ян Борисович Фрид. Тот самый, Я.Б.Фрид, снявший позднее «Двенадцатую ночь», «Собаку на сене», «Дон Сезар де Базан» и другие киноленты. И еще пару слов о здании театра. Оно было построено в 1932 году. До открытия театра в нем размещался Дом культуры имени А.С.Пушкина. В августе (опять же) 2009 года Коми театр получил долгожданный подарок – новое просторное здание, выстроенное на месте старого.
8 августа 1943 года начальник Управления Воркутстроя НКВД СССР полковник Мальцев подписал приказ № 883 о создании Воркутинского музыкально-драматического театра. Датой открытия театра было назначено 1 октября того же года. Театр открылся опереттой Имре Кальмана «Сильва». Так родился, пожалуй, самый знаменитый лагерный театр, наследником которого стал современный Воркутинский драматический театр. История воркутинского театра по-своему уникальна. Созданный в разгар войны, в условиях Гулага, статус профессионального театр получил раньше, чем сама Воркута стала городом. Тяга к прекрасному неистребима даже в нечеловеческих условиях. Среди тогдашних узников Воркуты оказались выдающиеся музыканты, певицы, знаменитые дирижеры, актеры и ... тогда уже «бывший» главный режиссер Большого театра Союза ССР Заслуженный артист РСФСР Борис Мордвинов. На сцене блистали Н.И.Глебова, В.М.Пясковская, Б.C.Дейнека, А.К.Стояно, В.А.Козин, супруги Пилацкие. По проекту архитектора Лунева было построено замечательное по красоте и сценическим возможностям здание театра.
26 августа 1958 года состоялась премьера оперы Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин», а вместе с ней родился новый театр – музыкальный, ставший впоследствии Государственным театром оперы и балета. А вот тут мы можем увидеть театральную преемственность в жизни нашей республики. Первым художественным руководителем музыкального театра стал «воркутинец» Б.С.Дейнека. За большой вклад в развитие коми музыкального искусства Б.С.Дейнека был удостоен звания «Народный артист Коми АССР».
В августе 1961 года, в дни 40-летия Коми АССР, состоялась премьера первого национального балета «Яг-Морт» (Лесной человек) Я.С.Перепелицы. Эта постановка стала крупным музыкальным событием и имела этапное значение в развитии коми музыкального искусства. В основу балета положена народная легенда о злом и коварном лешем Яг-Морте, о красавице Райде и её женихе – смелом охотнике Тугане. На основе коми музыкального фольклора, национальных обрядов и танцев был создан спектакль, насыщенный ярким этнографическим материалом. Совместными усилиями композитора Я.Перепелицы, художника В.Игнатова, тяготеющего в своем творчестве к коми фольклору, постановщиков спектакля – балетмейстера Г.Ваховского и режиссера И.Орловского; дирижёров Н.Клауса, В.Шестопалова и коллектива театра был поставлен спектакль, который на Всероссийском смотре спектаклей в 1961 году получил Диплом I степени.
В 1962 году «Яг-Морт» был показан на сцене Кремлевского театра и по Центральному телевидению. При обсуждении балета во Всероссийском театральном обществе балетмейстер театра имени К.Станиславского и В.Немировича-Данченко А.Томский отметил: «Меня взволновало то, что видел… Музыка мелодична во всем: в лирике и в трагедии. Природа музыки песенная, а песенность её народная. Балетмейстеру удалось органически соединить и народный танец, и классический рисунок балета, придать танцам яркий национальный колорит». Сведения о постановке балета «Яг-Морт» включены в энциклопедию «Балет».
14 августа 1925 года жители Усть-Сысольска впервые увидели самолет. Заранее было извещено, что из Москвы в маршрут по северным городам и селам отправится агитационный гидроплан, который должен посетить и столицу Коми области. Вот что писала об этом эпохальном событии газета «Югыд туй»: «Самолет, вот о чем днем и ночью, во сне и наяву, вслух и про себя думали устьсысольцы за последние полторы недели. Всех занимала мысль о загадочной металлической птице… Ждали самолет основательно и долго. Телеграф смущенно молчал. «Югыд туй» за последние дни оповещал читателей: «Сегодня самолет в пределах области». Но о самолете не было ни духу, ни слуха. Наиболее нетерпеливые ожидатели остыли, многие изуверились в возможности прилета, кое-кто счел это за обман и только немногие с неослабленным интересом косились в сторону Устькулома в надежде увидеть крылатую машину. Наконец 14 августа в 4 часа 15 минут самолет снизился над Сысолой. Народу на берегу было видимо-невидимо. Буквально весь Усть-Сысольск в этот вечер был на берегу. Усть-Сысольск ликовал.
В субботу с 8 часов утра полеты. Около гидроплана расположились пожилые бородатые крестьяне из прилежащих волостей. … Старики и старухи поочередно входят в кабину самолета. …Но вот водо- и воздухоплавающая птица после благополучного полета над Усть-Сысольском села на воду. Пассажиры начинают выходить. Морщины на их изборожденных лицах исчезли. Бесхитростное крестьянское лицо расплылось в бесконечно довольную, добродушную улыбку. Новокрещенных стариков обступила толпа. Начинается пытливый допрос… Вопросы валятся градом. Воздушный «новоявленный» не успевает отвечать. Но первым замечанием, которое невольно вырывается из уст каждого крестьянина, летавшего на машине, было: «А теперь и умирать можно». Остается добавить, что это был одномоторный моноплан фирмы «Юнкерс», развивавший скорость до 130 километров в час. Экипаж – Илья Вахлаков (руководитель полета), Василий Копигов (пилот) и Харитон Клочко (бортмеханик). 20 августа самолет улетел в Усть-Вымь, а оттуда через Яренск, Котлас, Архангельск вернулся в Москву.
16 августа 1905 года жители Усть-Сысольска впервые познакомились с новорожденным видом искусства – кинематографом. Этот единственный в истории дореволюционного Усть-Сысольска киносеанс состоялся в Народном доме. «Живые движущиеся и световые картины кинематографа» показывал и объяснял мещанин города Глазова Вятской губернии Платунович. По-видимому, это был представитель давно исчезнувшей, да и в то время, на заре кинематографа, редкой профессии бродячего кинооператора, кочевавшего со своим аппаратом и двумя-тремя лентами по провинциальным городишкам и устраивавшим в них за плату киносеансы. Необычное это зрелище собрало полный зал народа. Показывали французский фильм «Погоня за женихом». Но сеанс был омрачен некорректным поведением учителя Лебедева, который, будучи не совсем трезв, «нарушал общественный порядок и тишину, выразившуюся в том, что громко говорил и делал замечания, что «картины надо ставить выше» или «ниже, ничего не видно», и так далее в том же духе «беспрерывно до конца сеанса». «На замечания полицейского надзирателя, что нарушать общественный порядок нельзя, он все-таки продолжал, чем останавливал рассказ публике о содержании картин и видов». Зрители были возмущены, а мы должны сказать спасибо господину учителю – ведь послание уездного исправника учителю-инспектору городского училища о неблаговидном поведении его подчиненного, выдержки из которого приведены выше, – единственное документальное свидетельство о первом пришествии в Усть-Сысольск «великого немого».
Комментарии (6)