Пилорамы без сырья, турбаза без посетителей и швеи с позитивом: что увидела министр экономики Коми в Прилузском районе
В Объячево состоялся форум по развитию предпринимательства на селе. Длился он чуть более часа, после чего рядовые участники стали играть в деловую игру «Шесть точек зрения», а самый статусный гость мероприятия — министр экономического развития и промышленности Коми Эльмира Ахмеева — отправилась посмотреть местные предприятия. Корреспондент БНК последовал за ней.
Форум решили устроить именно 26 мая — именно на эту дату приходится утвержденный в 2007 году День российского предпринимательства.
Открыла форум глава муниципалитета Елена Нестерюк, которая рассказала о количестве предпринимателей в районе, их сферах деятельности и вкладе в местный бюджет. Были и комплименты в адрес бизнесменов, и поздравления, и вручение благодарственных писем.
Министр экономического развития и промышленности республики Эльмира Ахмеева тоже привела статистику, тоже поздравила собравшихся, тоже пожелала успехов. Помимо этого, она вкратце рассказала о мерах господдержки субъектов малого и среднего бизнеса — о льготных кредитах, о гарантиях, о бесплатных консультациях, о грантах и субсидиях.
Затем друг за другом выступили представители Центра развития предпринимательства, Гарантийного фонда республики, Микрокредитной компании Коми, Торгово-промышленной палаты, которые рассказали о том, чем могут помочь предпринимателям, чтобы они оставались предпринимателями и даже расширяли дело.
На этом официальная часть форума завершилась. Участников попросили собраться для коллективного фотографирования. Была анонсирована деловая игра, но министр на нее не осталась — программа ее поездки в Прилузский район предполагала совершенно иное развитие событий.
Первым пунктом, который она посетила, стало деревообрабатывающее производство предпринимателя Анатолия Туголукова. Расположена пилорама на улице Лесной в поселке Ожындор, который как будто бы является продолжением Объячево — никаких видимых границ или незанятого пространства между двумя населенными пунктами нет.
Улица Лесная еще примечательная тем, что на ней расположено несколько лесопильных производств, поэтому найти нужное не так просто — номера зданий, как заметил один местный житель, присваивали весьма хаотично.
Экскурсию провела Надежда Туголукова. На пилораме никто и ничто не работало — было тихо, безлюдно и печально. Но никто работников не прятал — их просто не было, так как пилорама испытывает серьезные трудности с сырьем.
Производство было открыто в начале 2000-х, и в лучшие годы на нем трудились 25 человек. Но после того как закончился срок аренды лесных участков, древесины перестало хватать на круглый год. С такими проблемами столкнулась не только семья Туголуковых, но и другие.
Эльмира Ахмеева предложила обратиться к «Монди СЛПК» и выйти с предложением заключить некое партнерство с индивидуальными предпринимателями Прилузья. Однако в отличие от других районов, здесь комбинат полностью осваивает расчетную лесосеку и ему нет необходимости привлекать малый бизнес.
— Давайте все же обратимся, — сказала министр.
— Надо тогда провести совещание, — предложил сопровождавший ее работник министерства.
— Какое совещание? Надо пригласить [директора по лесообеспечению «Монди СЛПК» Акселя] Бендера, направить обращение. Сейчас все стоит, получается. Нет леса, восемь человек всего работает. Давайте сделаем, это же ничего не стоит, — возразила Эльмира Ахмеева.
— Просто другие скажут: а почему им, а не нам? — возразили ей.
— Тогда всем поможем, какая разница. Надо попробовать. Чего ждать до сентября, когда конкурсы будут. У вас вообще два человека останется. Об этом начинать трезвонить надо уже сегодня, уже вчера. Можно же попробовать что-то сделать.
Договорились, что муниципалитет подготовит ходатайство с указанием, что этот вид бизнеса очень важен для экономики муниципалитета. Потом к работе подключится и министерство. Однако в беседе несколько раз проскакивала мысль, что ситуация может усугубиться, и пилорамы попросту закроются.
— Многие говорят: «Мы закрываемся, мы закрываемся». Держатся за головы. Но все еще теплится надежда. Если закроется, четверо детей уйдут из нашей школы. Если конкретно брать эту семью, — резюмировала представитель районной администрации.
После этого делегация отправилась на лодочную станцию «Боцман» в селе Объячево. Она расположена на берегу озера Дунайчи в окружении величественных сосен с чрезмерно изогнутыми ветвями. Лодочная станция — это два двухэтажных домика, основной и гостевой, установленных на тонкие металлические сваи, деревянные мостки, площадка и спуск к воде, где у небольшого причала закреплены четыре катамарана. Ничего не работает.
Предприниматель Борис Теньков решил организовать место отдыха, где можно было бы провести время семьям, покататься на катамаранах и выпить кофе или чай. Он подал заявку на получение субсидии по программе «Народного бюджета», но оказался только вторым — комиссия решила выделить средства Вуктылу. Несмотря на проигрыш, предприниматель все же начал реализацию проекта на собственные деньги. Однако в Вуктыле ничего не получилось, и Борису Тенькову все же предложили финансирование. Он согласился и за пару недель возвел гостевой домик. Но открыть турбазу он так и не смог.
— Я занимаюсь пока войной с надзорными органами. Задушили со всех сторон. По заявлению одной активной гражданки… выслушивают только одну сторону: кто первый, тот и папа. Не хотят выслушивать вторую сторону, в частности меня. Послушали ее: вот я такой плохой, я варвар, я тут все разорил, все разрушил, озеро засрал, — начал он рассказ.
— Так этот домик ваш? — спросила министр.
— Да.
— А не можете ввести из-за земельного участка?
— Получилось так, что оформляли участок в спешке. Я начинающий, я же в этой сфере… Все делают ошибки. Мы торопились очень сильно, когда строили, и чуть-чуть произошел вылет по границе участка, — объяснил Борис Теньков, проведя рукой по линии на полу. — Я его отмежевал, оформил, а теперь я не могу соединить их вместе, потому что не утвержден генплан поселения.
— Так это за сутки можно сделать, — удивилась Эльмира Ахмеева.
— Год уже тянется.
— Генплан разработан, отправлен в министерство на согласование, по-моему, есть замечания, — добавила глава муниципалитета Елена Нестерюк.
— Из-за генплана я не могу соединить участки, у меня как бы захват висит частично. И от меня это не зависит.
— Я вот что хочу сказать: человек построил, не дожидаясь каких-то документов, вложил деньги, все сделал, очистные стоят. Чтобы люди пришли, смогли покататься на катамаранах, попить чай, погреться — все готово, а у нас затык только в генплане, который быстро делается. Я предлагаю всем заинтересованным, кто в этом участвует, просто сесть один раз и утвердить. Предприниматель-то наш, — обратилась министр к присутствующим чиновникам, — он взял и рискнул. Вы можете взять и рискнуть? Я — нет. А он молодец.
— Я готов все в соответствие привести, но есть другая сторона — надзорные органы. Прокуратура, Рыбнадзор, Росреестр объявил мне конкретно войну. По слухам, мне передали, от меня не отстанут, — сказал предприниматель, добавив, что ему далось в суд отменить все назначенные штрафы.
— Давайте все надзорные органы, всех соберем, пусть скажут, что все — давай закругляйся, банкроться, и нам никакого бизнеса, никакой базы здесь не нужно, забирай свои катамараны и езжай куда-нибудь. Пусть они все это скажут. Или мы все будем помогать, чтобы здесь появилось единственное место, куда семьи могут прийти, — резюмировала Эльмира Ахмеева.
Борис Теньков мечтает построить еще несколько домиков около озера, причем с упором на финно-угорскую тематику. Но он не исключает, что у него ничего не получится и придется свернуть бизнес.
Третьим пунктом назначения стала текстильная лавка-мастерская «Этно-Стиль». Швейное производство разместилось рядом с администрацией района на втором этаже старого здания, в котором также занимают площади парикмахерская, редакция газеты, миграционный отдел, аптека и офис «Мои документы». Помещение мастерской небольшое — примерно четыре на четыре метра, в нем стоят столы и несколько швейных машинок. Трудятся там две швеи.
— Мы пока делаем все в маленьких масштабах, но хотим расширяться, расширить сферу своих услуг. Мы хотим оставаться в нашем селе, хотим развивать наше село. Мы не стремимся куда-то уехать, мы тут строим дома, растим детей. Много швей в Объячево, но все работают по одному, потому что тяжело финансово взять человека в наем и содержать его. Мы не конкурируем, а сотрудничаем, — рассказала Елена Захарова.
Она призналась, что позитивно смотрит в будущее. Помимо пошива одежды и костюмов, мастерская занимается изготовлением подарков и оформлением помещений для проведения свадебных торжеств. После тренингов стали активно работать в соцсетях и развивать группу во «ВКонтакте». Проблема только — в высоких затратах на «коммуналку».
— Зимой работали в убыток. Мы не понимаем, откуда такая высокая коммунальная стоимость. Тот же свет: дома я плачу три рубля, здесь он уже идет семь. Разница в два раза, хотя что дома лапочка горит, что здесь. Это основная наша проблема. Когда запустим все оборудование, затраты будут еще больше, — пожаловалась Елена Захарова.
Эльмира Ахмеева сказала, что можно проработать вопрос о поддержке в виде субсидирования.
В честь знакомства министру подарили сувенир — подставку под смартфон в виде скамейки. Он выполнен по индивидуальному эскизу, таких всего шесть-восемь, заметила Елена Захарова.
Комментарии (24)
- У нас нет сырья!
- Давайте проведем совещание!
- Зачем совещание? Давайте вызовем Бендера! Он хоть и на частном предприятии, которому это все не надо, но мы же чиновники, скажем ему про коня и кто тут путен.
- Но тогда другие обидятся, что мы за одного попросили!
- А мы за всех попросим, у мондей же денег навалом и им все равно куда их девать, вот пусть всем и раздадут, кому мы попросим!
- А я тут дом построил без всяких разрешений, документов и прочей бюрократии, да еще и частично на земле, на которой нельзя было!
- Дак это замечательно, мы сейчас возьмем и все тебе разрешим, это нормально же, когда без всяких документов на чужой земле строят, это предпринимательство, я вот так не могу, а ты смог! Молодец!
- Так меня прокуратура плющит!
- А неважно, видишь я какая всемогущая, щас раз и все разрулю.
Это еще ежегодные расходы на ЭДО и бухгалтерскую возню с налоговыми бабушками.
Ахмеева вообще не понимает в чем проблема, не то что республики, а даже конкретного небольшого муниципального образования. Ну пусть соберет Прокуратуру и прочих на совещание (если придут): кто будет подписываться под эти бредни, ведь "закон плох, но он закон" и по суду любое такое решение размажут и закатают
Только мАсковскАя Ахмеева будет в стороне и как бы решит проблему конкретного Тинькова, а на самом деле просто подставит его под еще большие расходы (о которых он пока не подозревает)
А о вариантах системного решения проблем лесопереработчиков она просто понятия не имеет, потому Андрей Николаевич Кр., проведи с ней мастер-класс или "курс молодого бойца", а то стыдно, что у нас такие "министры" появились, форумы проводят за 1 час, а потом игры и экскурсии
Чуракову на заднем плане, по ходу, даже стыдно и не по себе как-то..... сочувствую...
Угнетает только то, что мы тут увидели 3-х предпринимателей, у которых дела идут "не очень" и около 15 чиновников-помощников, у которых "все нормально" идет...