«Эти преступления приобретают масштаб бедствия»: как в Коми противостоят телефонным и интернет-мошенникам
Мошенничеств становится все больше, и все больше людей оказываются жертвами аферистов. Ежедневно жители республики отдают им по несколько миллионов рублей. Почему это происходит и удается ли найти преступников, рассказала начальник отдела информации и общественных связей МВД по Коми Вера Железцова.
Вера Железцова рассказала о ситуации 18 мая на заседании координационного совета при правительстве Коми по повышению финансовой грамотности населения. Редакция БНК приводит тезисы из ее выступления.
На мой взгляд, преступления в сфере информационных технологий уже не только в нашей республике, а в целом по России приобретают масштаб бедствия. Наверное, в принципе все слышали об этих преступлениях, но тем не менее каждый день мы эти преступления регистрируем, регистрируем и регистрируем.
Мы посчитали ущерб, который был причинен жителям республики в прошлом году, вы не поверите — более 1 миллиарда рублей люди нашей республики отдали аферистам. Это просто немыслимые цифры.
Я прихватила первую попавшуюся сводку на заседание. Это сводка за 13 мая. Я подсчитала, что 13 мая жители республики отдали 4 миллиона рублей мошенникам. Четыре человека попались на уловки мошенников в интернет-магазинах: кто-то заказывал мотоблок, кто-то — лыжные костюмы, кто-то платья. Люди потеряли много денег. Пожилая женщина пенсионерка у нас решила поиграть на биржах, отдала 900 тысяч рублей. Учительница в одном из районов попалась на уловки брачного афериста: миллион и 600 тысяч в течение какого-то времени — чтобы оказать финансовую помощь и чтобы впоследствии он на ней женился.
Три года назад учительница из Усть-Куломского района точно так же попалась. Полтора миллиона отдала брачному аферисту, который представлялся военным летчиком. И депутат из Жжвинского района тоже отдала немалую сумму брачным аферистам. Ей пришлось продать трехкомнатную квартиру и поселиться в однушке, чтобы выплатить долги.
Интим-услуги: мужчина 61 года 13 мая попался на уловки мошенника. Отдал 490 тысяч рублей. Я представляю, что с ним сделает жена, когда об этом узнает, потому что жена, оказывается, была в отъезде.
И такие преступления мы регистрируем каждый день.
Если взять статистику, то в целом происходит снижение количества преступлений. Особенно тяжких: у нас в республике, и это радует, стало меньше убийств, меньше изнасилований, меньше грабежей. Но у нас растет количество преступлений в сфере информационных технологий. Получается, что каждое третье — это преступление, связанное со сферой информационных технологий.
Если раньше мы могли с уверенностью говорить, что на уловки мошенников и аферистов попадаются люди пожилого возраста, то на сегодня возрастная категория самая разнообразная — и молодежь, и пожилые. Если брать статистику, то пятая часть — люди пожилого и преклонного возраста. В основном на уловки мошенников попадаются женщины.
Опрашиваем граждан, почему вы отдали деньги. Одну женщину на протяжении трех лет обманывали аферисты, она 7 миллионов отдала. Мы, конечно, нашли женщину, которая ее развела: гражданка Узбекистана снимала коттедж в Подмосковье, имела двоих детей, когда задерживали, была беременной. Вот сидела и оказывала услуги якобы гипнотические. И женщина с высшим образованием 7 миллионов отдала. Она сказала: «Я ведь понимала, что происходило, я все понимала». И ей стыдно было идти в полицию. И когда сын узнал, что она отдала мошенникам все деньги, которые были отложены на покупку квартиры внучке, она сказала, что он за волосы ее притащил в полицию, чтобы она написала заявление. Мы нашли мошенницу, но кто деньги-то вернет?
Люди в основном заинтересованы в том, чтобы не мошенников поймали, а чтобы вернули деньги. Но вы понимаете, что это очень сложно. Мы эти преступления раскрываем и с каждым годом таких преступлений раскрываем все больше и больше, практика нарабывается, но вы понимаете, что раскрывать сложно, потому что, как правило, все аферисты находятся у нас за пределами республики, а брачные аферисты — вообще либо жители США, либо жители Нигерии. И деньги проходят через различные счета, постоянно меняются сим-карты. Но тем не менее преступления мы раскрываем.
Мы сейчас ждем суда в Москве. Наши сотрудники уголовного розыска раскрыли преступление, когда группа на территории Тушинского завода создала call-центр и оказывала парапсихологические услуги населению. Жители республики отдали им в общей сложности 8 миллионов рублей, еще 9 миллионов мы притормозили. И очень много было обмануто жителей в других регионах. Самое интересное, что, как мы предполагаем, но это уже суд будет устанавливать, организатором этой группы был родной брат одного из очень известных российских актеров. Человека, которого мы постоянно видим на экране, в фильмах сериалах, вот его родной брат.
Конечно, мошенники пользуются различными ситуациями. Ковидной ситуацией, например. Мы в Саратовской области задержали человека, от имени представителей республиканских органов власти говорил, что будем проводить масштабную работу по лечению ковидных больных, для этого нужно оборудование. Он даже создал якобы благотворительный фонд. Мы пресекли это преступление.
Мы прекрасно понимаем, что мошенники используют все новые и новые способы обмана. Несколько лет назад были БАДы, потом — что дети попали в ДТП и надо заплатить, чтобы закрыть уголовное дело. Сейчас эти преступления меняют формы. Сейчас в России стали совершаться мошеннические действия, когда представляются сотрудниками правоохранительных органов. Сейчас уже каждое четвертое мошенничество.
Мошенники будут внедрять — этот способ уже появился в республике — подмену номеров. То есть у нас зарегистрировано преступление. Пришел гражданин и сказал, что звонили с полиции, он перевел деньги полиции. Он показывает, что номер на самом деле нашей дежурной части. Он говорит, что посмотрел на сайте — номер полиции. Способ подмены номеров сейчас тоже есть.
Мы проводим колоссальную работу. Когда людей опрашиваем, они говорят что все знают, что в курсе. Но почему-то попались. Тут страх за родственников, за сбережения. Мне кажется, что надо не рассказывать, а заставлять людей не брать телефон, когда кто-то звонит с незнакомого номера. И если представляются правоохранителем, сотрудником банка — просто не разговаривать.
Я думаю, что пройдет немало времени, прежде чем мы победим этот вид преступлений. Вы помните, каждое время были разные виды: шапки скидывали с голов, потом у нас вскрывали машины, угоняли, сейчас вся преступность ушла в информационные технологии.
Мошенничеств меньше не становится, и все больше людей попадается.
Надо учить волонтеров. Я понимаю, что наши сотрудники беседы проводят, но не все могут эмоционально сказать, не все умеют хорошо говорить. Можно создать волонтерскую большую школу, и мы бы учили их, как работать с людьми.
Комментарии (38)
напишешь в интернете: иду в школу убивать. - Не заметят.
Украдешь через интернет - не вычислят.
...
Уважаемая Вера Железцова, у правоохранителей - интернет-косоглазие?
Не могу представить, как можно пережить отправку иностранцу 1,5 ляма.............думаю у меня бы не хватило душевных сил пережить, да и денег мне бы было жалко отдавать. Наверное я жадная, поэтому и не вьются около меня женихи.
Не могу представить, что можно было в уши написять, что бы 1,5 ляма отправить, ну нужно же думать
Это все равно как если дом свой не закрывать, а потом орать меня ограбили потому что полиция плохая и не работает.