Конституционный суд Коми признал законным прекращение социальных выплат из-за переезда получателя
Пожилая сыктывкарка переехала из одной квартиры в другую, но вовремя не сообщила об этом в органы соцзащиты. Из-за этого с нее взыскали ранее выплаченные деньги, проценты за пользование чужими средствами и удержали суммы в счет будущих выплат.
Конституционный суд Коми рассмотрел дело по обращению сыктывкарки Нини Куратовой, которая попросила проверить конституционность пункта 14 и подпункта «а» пункта 1 пункта 18 правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которые были утверждены правительством республики в мае 2009 года.
Пункт 14 устанавливает, что человек, который получает меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, обязан в случае изменения места жительства в течение 10 рабочих дней уведомить об этом социальную службу. В подпункте «а» пункта 1 пункта 18 указывается, что перечисление выплат прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла смена места жительства.
Нина Куратова являлась получателем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с 2013 года как инвалид, в 2018 году — как ветеран труда, а с 1 июля 2018 года — как одиноко проживающий гражданин, достигший 80-летнего возраста. Однако при переоформлении выяснилось, что она переехала из одной квартиры в другую, причем оба помещения находились в одном и том же доме по улице Малышева еще в мае 2017 года. Но об этом сыктывкарка вовремя сообщила. Таким образом, ей выплачивалась компенсация за предыдущую квартиру. Центр принял решение, что все выплаченные ранее суммы являются излишне выплаченными. И 3,3 тыс. рублей были удержаны в счет будущих платежей, а 11,1 тыс. рублей были взысканы по решению мирового суда. Кроме того, суд постановил взыскать и проценты за пользование чужими денежными средствами — 331 рубль. Сыктывкарский городской суд оставил это решение в силе.
Нина Куратова посчитала, что действующие правила противоречат положениям Конституции Коми, поскольку позволят органам социальной защиты населения по формальным основаниям и без наличия злоупотребления правом на меры соцподдержки прекращать выплаты, хотя статус у получателя никак не изменился.
Позиции сторон суд выслушал 14 апреля, а 22 апреля вынес решение.
Суд указал, что действующие правила предусматривают обязанность человека в определенные сроки уведомлять социальную службу об обстоятельствах, влияющих на предоставление мер соцподдержки или влекущих изменение размера компенсации, в частности — при изменении места жительства. «Изменение места жительства влечет изменение размера оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, что соответственно может повлечь и изменение размера компенсации этих расходов. В связи с чем имеется необходимость в регулярном уточнении сведений и обязанности получателя сообщать об обстоятельствах, влияющих на право предоставления компенсации и ее размер», — говорится в постановлении. Таким образом, пункт 14 не умаляет и иным образом не нарушает конституционные права человека и гражданина, в том числе и право на социальную защиту заявительницы.
Суд пришел к выводу, что переезд предполагает прекращение обязательств и расходов человека по оплате жилого помещения и коммунальных платежей по прежнему месту жительства и наступление этих обязательств по новому адресу. «В связи с чем объективно возникает необходимость прекращения компенсационных выплат по прежнему месту жительства и при сохранении у гражданина права на эти выплаты возобновление их в размере, определенном по новому месту жительства», — указал суд. Норма пункта 18 направлена на недопущение необоснованных выплат, на предотвращение злоупотребления правом, а также на рациональное и целевое использование бюджетных средств. «В этом смысле она законодательно оправдана и не нарушает конституционного принципа — права на социальную защиту и достойную жизнь граждан», — говорится в постановлении суда.
За июнь 2018 года Нина Куратова вообще не получила никаких выплат. Конституционный суд расценил это как фактический отказ органа соцзащиты в предоставлении мер соцподдержки, гарантированных заявителю федеральным законом и нормативными актами республики. «Буквальное содержание оспариваемых норм не предполагает безусловную возможность отнесения всей суммы компенсационных выплат, полученных за период, в котором она не проживала по новому адресу [с 1 июня 2017 года по 1 апреля 2018 года], к излишне выплаченным средствам только лишь потому, что заявительница не выполнила обязанность [по уведомлению социальной службы] в установленный срок. Во всяком случае эти нормы не должны толковаться в правоприменительной практике сугубо формально», — указал суд. Таким образом, нарушение сроков не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении человеку мер социальной поддержки, на которые он имеет право.
В итоге суд признал оспариваемые нормы не противоречащими Конституции Коми.
Комментарии (23)
Вместо помощи населению - "палки в колеса" вставляете.
Из-за зарплаты на такое...
Видать судьба-с...
Интересно, им хватит их рассматривать до 2023 года? Хотя, тянуть можно и одно дело и дольше. Как и тянуть деньги из бюджета региона!
Почему я не юрист
Люди просто забывают предупредить об изменении регистрации по месту жительства, о других фактах, влияющих на получение соцвыплаты.
В самом законодательстве, в правоприменительной практике, возникают некоторое противоречия по этим вопросам. Работники соцучреждений, как и положено им, руководствуются нормами законов, постановлений, регламентов. Судебная практика разная: решения выносятся то в пользу граждан, то в пользу соцучреждений.