Ветхие и разрушенные памятники истории навсегда останутся культурным наследием Коми
Для того чтобы уничтожить объект культурного наследия, даже если он полностью сгорел или разрушился, надо пройти сложную процедуру. Если от строения остался только фундамент, здание все равно надо будет восстановить.
На встрече в Общественной палате Коми 14 апреля начальник республиканского управления по охране объектов культурного наследия Марина Андреева рассказала, что на сегодня в регионе насчитывается 1030 объектов культурного наследия: 112 федерального значения, 226 регионального значения, еще 692 объекта — это вновь выявленные (большинство из них — это археологические памятники).
В неудовлетворительном состоянии находится 17% памятников истории и культуры.
— В основном это неиспользуемые объекты. А если говорить по отнесению к видам, то это религиозные объекты, объекты бывшего религиозного значения, которые были переданы епархии и которые не переданы никому. Наши епархии — ни Сыктывкарская, ни Воркутинская — не спешат ни отказываться от этих объектов, ни оформлять в собственность, ни кадастрировать. Мы не можем внести эти объекты в единый реестр недвижимости, они не обеспечены кадастровым земельным участком, на карте некое белое пятно. Но епархии не спешат это делать, и поэтому перспективы реставрации и консервации этих объектов весьма и весьма призрачные. В законе прописано, что все виды работ может делать только собственник или он передает по доверенности право исполнять от его имени эти работы. Здесь большая проблема, — сказала Марина Андреева.
Если брать только региональный сегмент собственности, то в неудовлетворительном состоянии находятся 13% объектов.
Участники встречи поинтересовались судьбой самых «знаменитых» памятников истории и культуры, которые расположены в Сыктывкаре и ждут реставрации, — это школа №13 в местечке Кируль, здание уездной земской больницы на улице Бабушкина, Дом Шарапова на улице Советской и Дом Жеребцова, который расположен на пересечении улиц Интернациональной и Орджоникидзе. Был поставлен вопрос о сносе полуразрушенной и обгоревшей школы №13, останки которой представляют угрозу. А у Дома Шарапова постепенно отваливается балкон.
Марина Андреева ответила, что все не так просто.
— Для того чтобы снести объект культурного наследия, уничтожить его, должно быть единственное основание — должно быть признано отсутствие его исторической либо культурной ценности. Все. Точка! — сказала она.
Принять решение об отсутствии исторической или культурной ценности должны одновременно три эксперта, которые аттестованы в министерстве культуры России. Следующий этап — научно-методический общественный совет при республиканском управлении должен высказаться о том, есть у объекта ценность или ее нет. Потом это решение отправляется в Москву в Минкульт, где тоже есть подобный научно-методический совет, который говорит да или нет. Если там признают отсутствие ценности, готовится проект постановления правительство России.
— И там тоже на стадии правительства могут отклонить. Поэтому в принципе, как правило, если брать статистику, то из ста поданных на исключение доходит до исключения в лучшем случае три [объекта]. Поэтому эксперты очень неохотно берутся за это дело. А Минкультуры России говорит, что если от объекта сохранился хотя бы фундамент, нужно воссоздать. И эти истории с поджогами деревянных зданий, ведь и у нас такая ситуация была [речь идет о поджоге школы №13 в 2005 году]: сгорит и будет место. Нет. Вот именно с этой целью вот такая жесткая политика в области сохранения объектов, — рассказала Марина Андреева.
Кирилл Наумов
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
В Сыктывкаре в этом году начнется реставрация Дома Жеребцова
Комментарии (9)
Приём обещали год назад, не дождался.
Обращение с жалобой на отвратительную работу Управления Андреевой администрация Главы отослала.... самой Андреевой, которая дала ответ, как они достойно и всемощно охраняю культурное наследие с данными, которые это же управление предоставляло ещё в 2012 году в ОП РК, когда я там организовывал круглый стол по этой проблеме.
За ДЕВЯТЬ лет ничего в лучшую сторону это Управление не сделало!
А то, что они так подробно рассказали, как сносить надо культурное наследие, говорит о том, что теперь в этом они видят свою главную задачу!
Пора их переименовывать в управление по утилизации объектов культурного наследия!
Что толку от этих заседаний в ОПе, если за ДЕВЯТЬ лет никаких изменений к лучшему не произошло!????
Что одни, что другие имитируют бурную деятельность ....