Фоторепортаж БНК: в Сыктывкаре при полном зале и при участии настоящего оленя отгремели «Легенды Коми края»
В Сыктывкаре состоялась премьера театрализованного шоу «Легенды Коми края». Постановка для республиканской филармонии стала во многом экспериментальной и очень смелой за счет использования мультимедийных декораций, глобальной трансформации пространства для выступлений и музыкальных нововведений. При всех современных изюминках ни артисты ансамбля «Асъя Кыа», ни зритель не забывают о том, что лежит в их основе – мифология и сказания коми. Подробнее о постановке – в фоторепортаже БНК.
«Легенды Коми края», как и большинство постановок в республике в 2021 году, приурочены к 100-летию региона. Отличие от остальных в формате премьеры – это театрализованное шоу, а не концерт или спектакль. Готовили его примерно полтора года, привлекали московских специалистов – хореографов, постановщиков и техников, потратили 8,5 млн рублей, в том числе грант главы Коми в размере 3 млн рублей.
Подобные вложения оправданы – филармония вступила на новую для себя территорию, где надо было рассказать о культуре Коми максимально понятным для современной публики языком, то есть с подключением мультимедиа, проекций, 3D и других технологий. Преобразования для этого начали со сцены: зрительный зал увеличили на четыре метра, для оркестра сделали специальную «ложу», которая подняла музыкантов на четыре метра, на флэш-тюлю транслировали проекции для 3D-эффекта, специально построенный портал сцены сделали интерактивным благодаря фронтальной видеопроекции.
При всех навороченных деталях создатели шоу все же поставили во главу культурную составляющую. Атмосферу сказочности, на которую намекает название «Легенд», начали создавать с фойе. Зритель, входя в филармонию, попадал в лес – по периметру расставили 80 живых (срезанных, не в кашпо) елей, чучело медведя, деревянные фигуры оленей и условные фотозоны с национальным колоритом – сделать снимок можно было с охотником, рыбаком, девушкой за прялкой. Сопровождали их уже реальные кадры – с плато Маньпупунер, горой Манарагой, северным сиянием и болотом Океаном.
В самом зале – а он был полон благодаря снятию ограничений по заполняемости - зритель сначала терялся из-за новшеств сцены: благодаря всем преобразованиям она стала шире, полотно для проекций добавляло ей воздушности. Но потом погружение в «сказочность» продолжалось - до начала и во время самого шоу звучали завывания ветра, шум леса, уханье сов и фырчание лосей. На флеш-тюль тоже транслировались знакомые многим по стилю изображения - художественное оформление лесов, полей, гор для фона вдохновлено идеями и эскизами художника-этнофутуриста Юрия Лисовского.
И все же эти детали были лишь затравкой. Главный герой шоу, с которым зритель должен ассоциировать себя – мальчик Матвей. Заинтересованный образом Коми, который ему приснился, он начинает изучение родного края. Проводником выступает Золотая птица с герба республики – она полностью отрисованная и сопровождает юношу с экрана. Совместные сцены Матвея и птицы частично реальные, частично созданы с применением технологии подсъемки в хромакейном павильоне ― эта технология поместила главного героя в заданное виртуальное пространство.
Сопровождаемый Золотой птицей, Матвей через времена года знакомится с традициями и праздниками Коми. Начать создатели решили с «Весны» и «Лета» — это уже проверенные временем вокально-хореографические композиции «Асъя Кыа», вдохновленные сысольским Гажа валяй («Весна») и ижемским Лудом («Лето»).
«Осень» - новая для ансамбля работа. Источником материала для танцев и песен стал праздник охотника в деревне Еремеево Троицко-Печорского района. Это и Еремеевский марш, который в реальности исполняется на живописном берегу реки Илыч и состоит из полусотни фигур, и демонстрация промыслов коми людей – рыбалки, охоты. Но самым захватывающим эпизодом стало «Состязание охотников», где мужская часть танцевальной труппы поражала зрителей своим трюками.
Красивую точку в шоу поставила часть «Зима» - ее ставили московские хореографы Дмитрий Татарников и Светлана Лутошкина, с которыми еще до премьеры беседовало БНК. Месяц они изучали легенды коми, чтобы взять из них самое запоминающееся и воплотить в своей работе. Эпизод состоит из картин разной темы: просторы тундры, быт оленеводов, женский досуг, шаманские танцы. Но объединяла их красной нитью фантазию на тему легенды о Золоторогом олене: охотник долгое время преследовал животное, но по окончанию погони тот превратился в прекрасную девушку. Активно в зимней части задействован хор – не только как вокальная составляющая, но и как полноценные танцоры. А под конец на сцену вывели настоящего оленя, подчеркивая основной посыл этой части о необходимости защиты природы родного края и ее обитателей.
Звучавший как будто и буквально с высоты оркестр удивил зрителей своим звучанием - аутентичным и обновленным одновременно. Для «Легенд» специально создали аранжировки, добавили завывание ветра, возгласы шамана, звуки дикой природы. Активно использовали богатое наследие коми музыки - сочинения композиторов-классиков Якова Перепелицы и Прометея Чисталева. Впервые в программе «Асъя Кыа» появился варган и произведения современных коми композиторов Александра Горчакова и Василия Гущина.
Масштаб и яркость красок – в мультимедийных декорациях и костюмах артистов – поражали, но больший восторг вызвала у зрителей работа трудолюбивых артистов. От танцоров требовалось выложиться по максимуму в новых полувиртуальных условиях, с множеством трюков и поддержек, хору – в ранее не практикуемой хореографии, вокалистам и оркестру – в технике двойной дорожки, при которой отдельные заранее записанные партии сливаются с живой музыкой. Именно артистов зал провожал со сцены стоя криками «Браво» и длительными аплодисментами.
Шоу «Легенды Коми края» будет идти 10-11 апреля. Общее число выступлений, с учетом 9 апреля – шесть. Во всех задействован только один состав артистов.
Премьера — это кульминация большой культурной акции в Сыктывкаре Ночь легенд. Участники - Академический театр драмы им. В. Савина, Национальная галерея, Национальный музей Коми и КомиКино. В программе мероприятий - выставочные проекты, мастер-классы, кинопоказы, а также театрализованные представления, которые перенесут гостей в удивительный мир преданий и мифов, сказаний и народных праздников.
12+
БНК
Комментарии (30)
Как же Ижемский луд!
Выступление было блестящим!
Вас ждут открытия :-)
А И ханты и манси относят к потомкам древних и таинственных угров, которые пришли на Урал с юга – из степей Казахстана и лесостепей Западной Сибири.
Антропологи считают, что манси сформировались в I тысячелетии в результате смешения угров с автохтонными племенами Урала – об этом говорит сочетание в культуре манси обычаев степняков и таежников.
Шли бы в любой ДК и БЕСПЛАТНО смотрели ИСТИННЫЕ народные танцы под гармошку, в скромненьких костюмах, дёшево-сердито. Но вы же сейчас начнёте говорить, что вот бы в эти ДК вложить миллионы, окультурить сценическое действо, добавить спецэффекты, приукрасить костюмы, пригласить профессионалов...Спасибо всем за шоу! Это очень круто!!!
Кто здесь фигню пишет про язычников и прочее, идите в пень. Это - искусство!