Искусственный интеллект, проверка телефона и уроки грамотности: какие системы безопасности защищают деньги жителей Коми
Почти миллиард рублей жители Коми потеряли в 2020 году из-за телефонных и интернет-мошенников. Избежать этого можно, если заранее выбрать банк с надежной системой защиты. Лучшим в этой сфере международными экспертами признан Сбер: свидетельства этому миллиарды сохраненных клиентских денег, престижные премии кибербезопасности и лидерство в рейтинге Forbes.
Журнал Forbes обнародовал рейтинг самых надежных банков России. Пальма первенства досталось Сберу, который обогнал остальные финансовые организации страны. Лидерские позиции подтверждают цифры. Системы безопасности банка только в 2020 году предотвратили попытки хищения средств клиентов примерно на 57 млрд рублей, сообщает «Интерфакс».
Для Коми вопрос финансовой безопасности невероятно актуален. В 2020 году количество телефонных и интернет-мошенничеств возросло почти на 25%, в том числе против собственности — на 40%. Всего жители республики в течение года перечислили мошенникам почти 1 млрд рублей (по зарегистрированным преступлениям), что в шесть раз больше, чем в 2019 году.
В чем же секрет надежности банка? Ответ прост – совершенствующиеся год от года системы безопасности. Сразу три его продукта кибербезопасности стали лауреатами престижной международной премии Cyber Security Excellence Awards 2021.
Антифрод-система завоевала золото в номинации Fraud Prevention («Предотвращение мошеннических действий»). Она автоматически блокирует подозрительные транзакции, защищая клиентов от мошенников, которые под разными предлогами пытаются выманить у них деньги.
Интеллектуальная система управления киберугрозами, функционирующая в Центре киберзащиты, получила серебро в номинации Advanced Threat Intelligence («Продвинутое обнаружение и анализ угроз»). Основанная на технологиях искусственного интеллекта, она взаимодействует с ведущими поставщиками аналитической информации о киберугрозах, собирает оперативные данные из открытых источников и теневого интернета, оценивает масштаб киберугроз и выявляет уязвимые элементы IT-инфраструктуры.
Cyber Security Hub или сервисы кибербезопасности в приложении СберБанк Онлайн заняли второе место в номинации Security Product and Service for Finance and Banking («Продукт и услуга, обеспечивающие безопасность в сфере финансов и банковских операций»). Здесь клиенты могут проверить адрес своей электронной почты и номер телефона – не «утекли» ли они к преступникам, настроить доступность счетов и вкладов, лимиты по переводам и платежам, выбрать вариант подтверждения входа в приложение, а также сообщить о попытке звонка от мошенника якобы из «службы безопасности банка».
Не менее важен доступный для всех россиян, а не только клиентов банка сервис по проверке телефонных номеров и адресов сайтов на причастность к мошеннической деятельности. Форма максимально простая: надо указать номер телефона или сайт, который требует проверки, а система по базе проверит его.
По словам заместителя председателя правления Сбербанка Станислава Кузнецова, помимо кибербезопасности, одновременно усиливается работа в части финансовой и киберграмотности граждан. Они помогают предотвращать так называемую социальную инженерию, когда преступники обманом получают доступ к средствам людей. В таких случаях они обычно представляются сотрудниками государственных учреждений, социальных служб, банков, входят в доверие собеседника и получают необходимую информацию для совершения преступления или мотивируют потенциальную жертву на передачу денежных средств.
В Коми отделении Сбера на постоянной основе проводит тематические уроки. За 2020 в республике прошло 57 мероприятий по финансовой грамотности и цифровой безопасности, в которых принято участие 789 человек. С начала текущего года – это 16 уроков финансовой грамотности и 280 слушателей.
Есть четыре правила, которые надо соблюдать гражданам для своей финансовой безопасности. В первую очередь надо записать номера банка в адресную книгу своего телефона: 900, 8 800 555-55-50. Если звонок будет с другого номера, он отобразится как неизвестный.
Если ситуация сомнительная – заканчивайте разговор, затем позвоните в банк на номер 900 и сообщите о случившемся.
Ни в коем случае не совершайте никаких операций по инструкциям звонящего. Работник банка никогда не попросит у вас перевести денежные средства или секретные данные от карты и интернет-банка: : ПИН-, CVV- или CCV-код, код из СМС или пароли от Сбербанк Онлайн.
Проверьте, не было ли сомнительных операций за время разговора. Если успели что-то сообщить мошенникам, сразу позвоните в банк на номер 900 и сообщите о случившемся.
Самое главное в вопросах финансовой безопасности – сохранять бдительность. Будьте внимательны во время денежных операций, и это поможет вам сохранить свои сбережения.
БНК