content/news/images/125515/PSV_7718_mainPhoto_mainPhoto.jpg
08:00, 16.03.2021 / ОБЩЕСТВО

От прошлого к настоящему: как изменился за годы шлифцех Монди СЛПК

Самое массивное и важное оборудование бумагоделательных машин на Монди СЛПК – это валы. За их шлифовку, а значит и бесперебойную работу аппаратуры отвечают отдельные специалисты. В рубрике «От прошлого к настоящему» рассказываем, как этот процесс менялся на протяжении десятилетий и как сейчас там обеспечивается безопасность.

От прошлого к настоящему: как изменился за годы шлифцех Монди СЛПК
Фото БНК и Монди СЛПК

Станки для шлифовки валов поступали на СЛПК вместе с бумагоделательными машинами (БМ). Шлифовщик – это рабочий-станочник, который выполняет обработку и доводку поверхностей валов. В зависимости от разряда этот специалист может выполнять простые или сложные работы: установку и выверку валов на станке и в приспособлениях, наладку станка, установку и правку шлифовальных кругов с применением в необходимых случаях шаблонов, настройку и регулирование контрольно-измерительных инструментов и приборов, определение режимов обработки по справочникам и паспорту станка.

В каждом подразделении комбината был свой шлифовальный участок. С развитием комбината ввели в строй шлифцех – это отдельно стоящее здание со складом валов, станками для их обслуживания и шлифовки.

Александр Ляпустин был начальником шлифовального участка с 1998 по 2017 год. Но попал мужчина на СЛПК еще в 1977 году – пришел на практику слесарем в тогда еще древесно-сырьевой цех. После окончания техникума его распределили в Сыктывкарский хозрасчетный участок. Специалисты этой организации обслуживали комбинаты отрасли по всей стране, но в первую очередь СЛПК. За двадцать лет работы в области ремонта ему удалось познакомиться с другими целлюлозно-бумажными предприятиями и приобрести большой опыт в обслуживании оборудования производства бумаги и древесно-подготовительного производства, который потом пригодился в работе на комбинате.

schlifzeh_Lyapustin-2.JPG

– Удивительно, но в шлифовке валов, диаметр которых иногда достигает почти двух метров, важны не только опыт, но и усидчивость, терпение, умение чувствовать процесс на звук или, как говорят в цехе, на нюх. Помогает специалисту только амперметр, контролирующий нагрузку между абразивным кругом и обрабатываемой деталью. А требуемая точность результата – сотые доли миллиметра. От этого напрямую зависит качество выпускаемой продукции, – рассказывает Александр Ляпустин.

Как начальник шлифовального участка, Александр Ляпустин своими глазами наблюдал, как меняется и совершенствуется техника на комбинате. К 2000-ым годам предприятие активно готовилось к большой модернизации. Шло техническое перевооружение, повышались требования к шлифовке и ремонту, появились валы с совершенно новыми покрытиями.

– Мне нужно было изучать сам процесс и все нововведения. Точность обработки поверхности стали замерять с помощью новой системы Roll-call, установленной на немецком станке Bruderhaus. Она пришла на смену измерениям вручную и исключила человеческий фактор в инструментальном контроле качества шлифовки. Теперь результат отображается на компьютере с точностью до микронов, и каждый вал возвращается в работу с соответствующим документом. Однако такое программное обеспечение стоит еще не на всех станках, поэтому мастерство шлифовщика по-прежнему в большой цене. Помню, тогда у технологов было много вопросов к шлифовке валов. Любой чих на машине списывали на нас. И в 2004 году для проверки к нам направили иностранных специалистов. За неделю мы при них отшлифовали четыре вала. Эксперты оценили нашу работу на отлично – параметры оказались идеальными, в чем мы, конечно, и не сомневались, – вспоминает Александр Ляпустин.

Комбинат продолжил перенимать иностранный опыт. Так оптимизировали функции, изменили схемы хранения и раскладки валов, создали электронную базу данных всего оборудования.

Сейчас Александр Ляпустин вышел на пенсию, но его дело и опыт продолжает жить в учениках. Например, шлифовщик валов группы ремонта валов участка ремонта технологического оборудования ЦМС Артур Беляков попал на Монди СЛПК именно после приглашения ветерана комбината в 2014 году. Сейчас он занимается шлифовкой бумагонабивных суперкаландров для бумагоделательной машины-15. Работает непосредственно рядом с цехом машины, чтобы оперативно обслуживать оборудование.

schlmfzeh_Belyakov-Artur-2.jpg

– При выполнении любой задачи ответственность высока, как и везде на комбинате. Ведь мы звенья одной цепи. И я рад, что вкладываю частичку своего труда в масштабные результаты предприятия. Как и в здании шлифцеха, на моем рабочем месте соблюдены все требования программы 5S [сортировка, самоорганизация, соблюдение чистоты, стандартизация, совершенствование]. Все хранится строго на своих местах, и это только улучшает условия труда, – рассказывает Артур Беляков.

В работе шлифцеха постепенно все меняется. Сейчас там ждут глобальной модернизации станка Bruderhaus с установкой современного оборудования. Это одновременно и упростит труд шлифовщика, и повысит требования к его квалификации.

БНК

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

От прошлого к настоящему: как менялись производство бумаги и требования безопасности на Монди СЛПК

От прошлого к настоящему: как живет и развивается «горячий цех» Монди СЛПК

572